Этот город играл важную роль в истории нашего государства. Испытав на себе страшные последствия монгольского нашествия, во времена ига он был столицей Северо-Восточной Руси.
Несмотря на пожары, до наших дней сохранились два храма 12 века.
Они стоят на месте, где раньше находился детинец — укреплённая середина города на высоком берегу Клязьмы.
Сегодня здесь нет оборонительных стен. Вокруг соборов открытое пространство с остатками валов, смотровыми площадками и двумя небольшими парками.
Можно «включить» фантазию и мысленно перенестись на девять веков назад и представить шумный центр древнерусского поселения с теремами, белокаменными церквями и палатами.
Между соборами обращает на себя внимание единственное гражданское строение. Это Присутственные места уже из другой эпохи — их возвели по указанию Екатерины ll для губернского правления. Сейчас в трёхэтажном здании находится музей «Палаты». Это название закрепилось давно, ещё в царскую бытность, за наличие на одном из этажей судебных палат (ничего общего с княжескими нет, если что).
Перед территорией бывшего детинца находится Соборная площадь, всегда являвшаяся центром общественной жизни. Сюда приходили на молебны, собрания, праздники. Здесь собирались ополчения, проводились митинги, смотры войск.
В годовщину Октябрьской революции на площади установили деревянный обелиск со светящейся звездой (внутри горела лампочка).
Затем стоял памятник Сталину.
А в 1960 году был воздвигнут монумент, символизирующий героику прошлого и достижения настоящего — древнерусский витязь, владимирский зодчий и советский рабочий тракторного завода.
Со всех сторон окружают площадь красивые здания 19 и начала 20 века. Из них самые ранние — два очень похожих, с величественными колонами, в стиле классицизма, стоящие вплотную друг к другу. Один был Домом дворянского собрания, а второй — Губернской мужской гимназией.
Слева, чуть в углублении — здание Государственного банка, построенное в 1896 году и сегодня продолжающее служить денежной организации. Забавный момент получился с памятником Ленину. Оказывается, сначала (на постаменте от монумента Александру ll) была установлена скульптура с традиционно вытянутой рукой вождя, простоявшая здесь 25 лет.
В какой-то момент городские власти заметили, что Ленин указывает ровно на Успенский собор, и в 1950-м памятник был заменён на этот, с опущенной рукой :)
Рядом находится ещё одно банковское здание, только современное.
Оно отлично перекликается с Домом городской думы, построенным в 1907 году в псевдорусском стиле и напоминающим затейливо украшенный терем.
Примерно в то же время и в похожем стиле возвели здание для архива, библиотеки и музея. Музей и ныне там, и теперь занимает оба этажа. Находится в трёх минутах от площади.
Билет стоит всего 250 р. Небольшая, но интересная историческая экспозиция расположена в пяти залах. Первый этаж посвящён периоду от древности до времени Ивана Грозного. Здесь представлена великолепная возможность разглядеть вблизи фрагменты белокаменной резьбы с фасадов соборов, гипсовые слепки с Дмитриевского, найденный в Боголюбово крест с надписями 12 века.
Вкратце показано, чем торговали, какими ремёслами занимались, с кем дружили, как воевали, какие клады прятали.
Мне, как любительнице макетов, особенно было интересно рассмотреть со всех сторон изображение древнего города, мысленно «примеряя» современные районы.
На втором этаже встречает история «бунташного века». В марте 1609 года Владимир стал первым русским городом, сумевшим в результате восстания местных жителей освободиться из-под власти тесно связанного с поляками самозванца Лжедмитрия II.
Подвиг владимирцев стал примером для подражания, способствуя росту национально-освободительного движения в стране. А в 1611 году Владимир стал одним из центров формирования Первого земского ополчения для освобождения Москвы от польских захватчиков. Тогда эту цель не удалось осуществить, однако всего год спустя успех сопутствовал Второму ополчению, действовавшему под началом князя Дмитрия Михайловича Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Так в боях с интервентами была восстановлена русская государственность, что мы и празднуем теперь всей страной 4 ноября. В витрине, под копией знамени Пожарского, представлена церковная риза, перешитая из шубы князя, вложенной в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
В 17 столетии благодаря царским пожалованиям и вкладам частных лиц возросло благосостояние Русской церкви, прежде всего монастырей и соборов. Многие из них являлись крупными землевладельцами. Так, по переписи 1678 года на Владимирской земле суздальским Спасо-Евфимиеву и Покровскому монастырям принадлежало 2937 и 1933 крестьянских двора соответственно, а Владимирскому Рождественскому монастырю — 1613 дворов. (Все три сегодня действующие, только уже без дворов, и туда обязательно зайду тоже.)
В следующем зале перед глазами пронесутся ещё двести лет истории — от правления Петра l до Николая ll.
Когда войска Бонапарта вторглись в Россию и заняли Москву, Владимирская губерния стала ближайшим тылом русской армии и приняла большой поток беженцев. Здесь же квартировали и обучались армейские резервы, были развёрнуты военные госпитали. Под началом князя Б.А. Голицына удалось сформировать Владимирское ополчение в составе 6 полков. Офицерами в нём служили местные дворяне, а рядовыми — крепостные крестьяне. Ополченцы действовали вдоль западной границы Владимирской губернии, прикрывая дороги от неприятеля и помогая частям регулярной армии. После оставления французами Москвы следили за порядком на улицах города.
Здесь я узнала, что знаменитый адмирал, один из первооткрывателей Антарктиды, Михаил Петрович Лазарев был уроженцем Владимира, а не Кронштадта.
С 1893 года во Владимире квартировали два гренадёрских полка. Гренадёры считались элитными частями пехоты и кавалерии, и оба полка полностью соответствовали этой характеристике: они участвовали в большинстве кампаний, которые вела Российская империя — Семилетней войне, русско-турецких и наполеоновских войнах, а в 1914 году отправились на поля сражений Первой мировой войны.
И снова произошло ещё одно открытие для меня. Случайно взгляд выцепил старую открытку с изображением необычного здания (ещё свежи воспоминания о замке Храповицкого в Муромцево, куда я накануне ездила). Стало интересно, что это? Оказалось — больница Красного креста, построенная к 300-летию царствования Дома Романовых. А самое интересное то, что она и сейчас сохранилась, только обросла новыми корпусами. В туристических путеводителях её нет, на картах значится просто, как городская больница.
Я уже не успевала добраться до неё, но покажу фотографии из интернета. Вдруг, кому-то захочется увидеть эту красоту своими глазами.
Есть во Владимире ещё одно учреждение, продолжающее работать по тому же предназначению, что и в царское время. Печально знаменитый Владимирский централ. История этой тюрьмы началась во времена Екатерины ll, повелевшей создать «рабочий дом» для наказания воров. Позднее учреждение разрослось и стало служить местом пребывания политических заключённых. В начале 20-го века здесь отбывал наказание революционер Михаил Фрунзе. А в советское время узниками побывали сын Сталина, певица Лидия Русланова и другие известные люди.
В последнем небольшом зале несколько витрин рассказывают о достижениях промышленности во Владимирской губернии.
До Октябрьской революции её называли «ситцевым краем». Тогда здесь производилось 25% всей текстильной продукции России. Крупнейшие хлопчатобумажные фабрики находились в Шуйском, Александровском, Покровском уездах. Представителям семейства крупнейших текстильных фабрикантов России середины 19- начала 20 века Морозовым, Тимофею Саввичу (1823-1889) и его племяннику Викуле Елисеевичу (1829-1894), во Владимирской губернии принадлежал ряд предприятий в местечке Никольском (ныне в составе города Орехово-Зуево Московской области). В 1873 году Т.С. Морозов учредил «Товарищество Никольской мануфактуры» и вскоре превратил последнюю в крупнейшую и наиболее совершенную в техническом оснащении в стране ткацкую фабрику: ежегодно на ней вырабатывалось до 10 млн метров тканей.
Губерния считалась лидером отечественного стеклоделия. По состоянию на 1913 год в ней действовали 32 стекольных и хрустальных предприятия. На фоне прочих заводчиков выделялась промышленная династия Мальцовых. Первое предприятие на территории Мещёры они основали ещё в 1756 году; впоследствии вокруг него вырос город Гусь-Хрустальный. Расцвет стекольной империи Мальцовых связан с именами Ивана Сергеевича Мальцова (1807-1880) и его племянника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913). Последний широко известен как щедрый меценат. На его средства во Владимире было основано земское ремесленное училище, в Гусь-Хрустальном построен Георгиевский собор (проект архитектора Л.Н. Бенуа, росписи художника В.М. Васнецова), а в Москве открыт Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им.Пушкина).
Визитной карточкой Владимирской губернии являлся и знаменитый кузнецовский фарфор. В 1832 году здесь, в пустоши Дулёвой, Терентий Яковлевич Кузнецов запустил небольшое производство, которое уже к середине 19 века стало одним из флагманов русской фарфорово-фаянсовой промышленности. Его внук Матвей Сидорович Кузнецов (1846-1911) в 1889 году объединил семейные предприятия в разных частях страны в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова», которое сразу же вошло в число крупнейших поставщиков фарфора, фаянса, майолики на мировой рынок. В конце 19 века Товариществом ежегодно выпускалось до 50 млн изделий.
Одним из крупнейших в дореволюционной России комплексов со специализацией на обработке цветных металлов являлись предприятия «Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина», расположенные на территории Юрьевского уезда Владимирской губернии. Своё название Товарищество получило по имени основателя — московского купца Александра Григорьевича Кольчугина (1839-1899), заложившего здесь в 1871 году медерасковочный и проволочный заводы. И хотя в 1887 году А.Г. Кольчугин вышел из числа пайщиков Товарищества, но наименование Кольчугино закрепилось за посёлком, а затем городом, выросшим вокруг заводов. В годы Первой мировой войны производство было направлено целиком на военные нужды.
Не могу не поделиться новым «знакомством». Иван Александрович Голышев (1838-1896) — издатель, этнограф, краевед. Происходил из семьи потомственных мстёрских иконописцев. В 1858 году он основал во Мстёре первую в России сельскую литографию, где ежедневно печатали до 3 тысяч оттисков — лубков, сонников, гадательных таблиц и т.п. Голышев активно занимался изучением родной старины, собиранием русских древностей, был членом многих научных обществ. В своей литографии он выпустил 10 художественных книг-альбомов, посвящённых памятникам старины — архитектурным, изобразительным, произведениям декоративно-прикладного искусства и т.д.
Владимирский край дал России сотни достойных сынов — государственных и общественных деятелей, учёных, военачальников, предпринимателей... Город Владимир — родина писателя Николая 3латовратского, композитора и музыкального педагога Сергея Танеева и его брата адвоката Владимира Танеева, учёного-физика с мировым именем Александра Столетова, его братьев, генералов Николая и Дмитрия Столетовых. Среди выдающихся уроженцев Владимирщины — основатели крупнейшей финской пивоваренной компании Sinebrychoff купцы Николай и Павел Синебрюховы, учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский, врач-психиатр, профессор Сергей Корсаков, живописец Иван Куликов, поэт-символист Константин Бальмонт. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.
Завершу же я сегодня прогулку в месте, которое хранит память ещё об одном сыне этой земли. Одиннадцать лет он правил ею до своей кончины, и был упокоен в Рождественском монастыре, основанном его дедом.
До расцвета Троице-Сергиевой Лавры эта обитель была крупнейшим центром иноческой жизни в Северо-Восточной Руси. После революции территорию заняла служба государственной безопасности. Почти все храмы Богордице-Рождественского монастыря были взорваны в 1930 году. Через 60 лет началось возрождение (на сегодня работы продолжаются). Восстановлены собор и колокольня.
Справедливости ради надо отметить, что древний, домонгольский собор Рождества Богородицы был переделан ещё при Александре ll. Это он велел заняться реставрацией, но причастные к ней «мастера» посчитали более лёгким путь снести старый храм и построить новый.
Есть здесь и музей, посвящённый благоверному князю.
А вот так выглядит монастырь с высоты (фотография из интернета).