Источник информации: Книга История России в лицах.
Смутное время оставило большой отпечаток на культурной сфере. Многие мастерские и печатные дворы были разрушены, поэтому после прихода Михаила к власти его целью было восстановить культурную сферу. В начале 17 века представителями духовной жизни и культуры стали не только монахи, но и дворяне, приказные и люди из посадских сословий.
Благодаря указу Михаила Фёдоровича из ссылки вернулся мастер-печатник Иван Фёдорович Фофанов, который должен был восстановить Печатный двор и вернуть печатное дело в Россию.
Также царь создал грамоту и поставил архимандрита Дионисия заниматься исправлением служебных книг, то есть вычитывать их на предмет опечаток и ошибок. Ярким примером была книга «Потребник», текст которой из-за ошибок в переводе по всей России был разным.
В тот момент самыми грамотными были всё ещё представители духовенства, поэтому Михаил направил священников и дьячков распространять грамотность в стране. Они назначались учителями в небольших школах при монастырях.
Арсений Грек (ок. 1610–1666) — Иеромонах, учитель Греко-латинского училища, переводчик с греческого и латыни. Обучался в Венеции, Риме и Падуанском университете, ради чего ему пришлось сменить веру.
В 1643 году появился первый букварь Василия Бурцова, его тираж составлял несколько тысяч экземпляров и для того времени считался огромным, хотя один экземпляр стоил всего одну копейку.
Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов (?— ок. 1650) — Русский печатник, издававший первые печатные учебники. Первым пособием по грамоте стал его букварь, где Бурцов использовал разные шрифты и цвета для выделения больших букв. В книгу были включены алфавит, числа, слоги, знаки препинания и даже разделы с грамматикой.
Печатались и другие книги, у Михаила в библиотеке были даже сочинения Аристотеля. Развивать печатное дело было для Михаила важной целью. Печатный двор на тот момент считался крупным предприятием. В его штате состояло более полутора десятков работников, во дворе — около десяти станков и другого оборудования.
Существовали книги-пособия, каждая из которых была полноценным справочником: «Книга сошного письма» рассказывала об измерении земельных площадей, «Новый чертеж» включал в себя географические данные, карты и список городов с указанием расстояния между ними. В честь восхождения на престол Михаила составили «Грамоту утверждённую», ставшую полноценной книгой.
Во время правления первого Романова произошёл сдвиг в области накопления знаний и приобретения навыков. Русские мастера развивались в металлообработке, литейном и часовом делах. Боевые часы на Спасской башне сделали по проекту англичанина, однако отлили их кузнецы-крестьяне из Устюга Ждан, Шумила и Алексей Вирачёвы.
Главные часы страны — В 1624 году царь Михаил Фёдорович поручил поменять часы на Спасской башне на более сложные. Проект подготовил Христов Галовей. За год башню увеличили в высоте, установили 13 новых колоколов и обновили часы. Однако через год башня сгорела, и часы не подлежали восстановлению. К 1628 году Галовей создал новые часы с циферблатом из дубового массива и подвижным внешним диском.
Начинаются изменения в архитектуре. Постройки становятся наряднее, фасады украшаются цветными изразцами, как у кремлёвских теремов, крыши которых декорируют, а фасады отделывают резным белым камнем.
Известные архитекторы тех времён: Антип Константинов, Ларион Ушаков и Трефил Шарутин.
До воцарения Михаила Фёдоровича не была развита светская живопись, изобразительное искусство было представлено в основном иконописью. Но с началом его правления в искусстве начинают чувствоваться влияние западных течений. Особенно ярко отображается это в живописи.
Одним из основоположников светского портретного жанра в России стал выходец из Германии Иоанн Детерс.
Иоанн Детерс ( ?-1655) — Один из основателей школы живописи в России, художник. По указу Михаила Фёдоровича возглавил в Оружейной палате художественную мастерскую и руководил ею 12 лет. Через 7 лет после открытия мастерской хвастался, что его ученики догнали своего мастера.
По указу Михаила Фёдоровича Иоанн Детерс в 1643 году становится первым штатным живописцем Оружейной палаты. Кроме выполнения художественных заказов по поручению царя, Детерс обучал учеников живописи, для чего в Оружейной палате открылась специальная мастерская. Его лучшими учениками стали Исаак Абрамов и Флор Степанов.
Кроме живописной мастерской в Оружейной палате также функционировали иконописная, золотописная, ювелирная и другие мастерские, откуда набирали мастеров для реставрации Кремля и других зданий.
В русской иконописи царствования Михаила Фёдоровича наступила переходная эпоха: мастера начали отходить от старых традиций.
В это время начинает творить один из самых известных иконописцев Симон Ушаков.
Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686) — Иконописец, график, с подростковых лет получивший хорошее образование в иконописной специальности. Был принят в царские мастера Оружейной палаты, где основал свою иконописную школу. В своих работах начал использовать приёмы западных мастеров и европеизировал иконопись в России.
Оружейная палата — в 14 веке Оружейная палата выступала в роли царской сокровищницы. В 15-16 веках она стала хранилищем и одновременно мастерской по изготовлению оружия (холодного и огнестрельного), доспехов для вооружения армии. Позже в ней стали открываться художественные мастерские. Иконописную палату учредил царь Михаил Фёдорович в 1640 году, вместе с другими мастерскими. В ней работали Симон Ушаков, Фёдор Зубов, Богдан Салтанов, Иван Безмин, Василий Познанский. Они составили школу «царских изографов» и по указу царя Михаила должны были писать иконы и парсуны, расписывать царские хоромы, соборы Кремля. Кроме того, каждый из мастеров передавал свои знания ученикам.
Создавались также архитектурные памятники, среди которых было много церквей. Одной из таких церквей стала церковь Покрова в Рубцове, принадлежавшая лично царю.
Были и вольнодумцы, чьи работы вызывали возмущение государя. Писатель-мыслитель Иван Андреевич Хворостин (?-1625) при дворе Лжедмитрия I общался с поляками, выучил латынь и увлёкся католичеством. За это царь Шуйский сослал Хворостина в Иосифо-Волоколамский монастырь. После возвращения из монастыря Иван открыто начал презирать православие и церковные обряды. В своей книге «Слова дней, царей и святителей московских» Хворостин весьма нелестно отзывался о деятельности Смутного времени.