Найти в Дзене

«Счастье — это манная каша без комков». Военное детство Высоцкого

Здравствуйте, дорогие Друзья! Мы продолжаем наш рассказ о детстве Владимира Высоцкого. Если в прошлый раз мы говорили о беззаботных днях в московской коммуналке, то сегодня — о щемящих военных годах, которые навсегда оставили в памяти будущего поэта боль разлуки, вкус голодной манной каши и детское понимание того, что такое настоящее счастье. До войны Вовочка рос в атмосфере безусловной любви. Нина и Семён Высоцкие, поженившиеся по большой любви, души не чаяли в сыне. Мама обожала наряжать Володю в роскошные наряды, отец заваливал подарками. Всё перевернула война. В Москве начались ночные воздушные тревоги. Нина Максимовна поднимала сонного сына, и под вой сирен они бежали в убежище — в дом напротив. «Когда объявлялся отбой, все будили детей, а Вовочка спросонья говорил: "Отбой, пошли домой"», — вспоминала Нина Максимовна. В бомбоубежище трёхлетний Володя, не понимая ужаса происходящего, читал стихи. Он декламировал «На Дальнем Востоке, в туман и пургу...», растрогав до слёз всех окр
Оглавление

Здравствуйте, дорогие Друзья!

Мы продолжаем наш рассказ о детстве Владимира Высоцкого. Если в прошлый раз мы говорили о беззаботных днях в московской коммуналке, то сегодня — о щемящих военных годах, которые навсегда оставили в памяти будущего поэта боль разлуки, вкус голодной манной каши и детское понимание того, что такое настоящее счастье.

Мирная жизнь: ребёнок, которого обожали

До войны Вовочка рос в атмосфере безусловной любви. Нина и Семён Высоцкие, поженившиеся по большой любви, души не чаяли в сыне. Мама обожала наряжать Володю в роскошные наряды, отец заваливал подарками.

Война: сирены, бомбоубежище и «Отбой, пошли домой»

Всё перевернула война. В Москве начались ночные воздушные тревоги. Нина Максимовна поднимала сонного сына, и под вой сирен они бежали в убежище — в дом напротив.

Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.
Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.

«Когда объявлялся отбой, все будили детей, а Вовочка спросонья говорил: "Отбой, пошли домой"», — вспоминала Нина Максимовна.

В бомбоубежище трёхлетний Володя, не понимая ужаса происходящего, читал стихи. Он декламировал «На Дальнем Востоке, в туман и пургу...», растрогав до слёз всех окружающих. Однажды после такого выступления пожилой мужчина подошёл к Нине Максимовне и тихо сказал: "Спасибо за сына" — и поцеловал ей руку.

«Меня обманули»: как провожали отца на фронт

Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.
Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.

Одним из самых ярких и горьких воспоминаний Высоцкого были проводы отца. Уже взрослым он рассказывал:

«Я помню, как провожал отца на фронт. Меня привели в поезд, я сел, сказал: "Вот тут мы поедем". А мне говорят: "Ну пойдём на перрон, погуляем". И вдруг смотрю — а он уже машет платком мне. Я очень обиделся, что меня обманули».

Эта детская обида на обман и боль разлуки остались с ним навсегда.

Эвакуация: село Воронцовка и «счастье» в военные годы

В июле 1941 года Нина Максимовна с трёхлетним Володей была эвакуирована в село Воронцовку Оренбургской области, на спиртзавод №2 им. Чапаева. Детей разместили в бывшем сельском клубе.

Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.
Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.

Жизнь была голодной и трудной. Иногда Нина Максимовна приносила с работы чашку молока. Володя делился с другими детьми, говоря: «У них здесь мамы нет, им никто не принесёт». Уже в три года в нём проявилось удивительное чувство справедливости и сострадания.

На Новый 1942 год в детском саду устроили ёлку. Мальчики, включая Вову, танцевали танец поварят с ложками. Взрослые пели песню со словами: «Лети, мой славный сокол, лети мой друг далёко, чтоб было больше счастья на земле».

После праздника Вовочка спросил у матери: «Что такое счастье?» Объяснить трёхлетнему ребёнку это сложное понятие было непросто. Но вскоре он сам нашёл ответ. Однажды он радостно объявил маме: «Мамочка, сегодня у нас было счастье!» — «Какое же?» — «Манная каша без комков!»

В этой детской фразе — вся сконцентрированная правда военного детства. Где счастье измерялось не богатством, а отсутствием комков в тарелке. Где мечты были простыми, а цены — самыми что ни на есть настоящими.

Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.
Фото используется в информационных целях. Права принадлежат правообладателю.

Истоки милосердия и правды

Два года в эвакуации стали для Высоцкого школой жизни. Здесь он узнал, что такое голод, разлука с отцом, страх и в то же время — детская радость от простой манной каши. Возможно, именно здесь в нём родилось то острое чувство справедливости, та ненависть к фальши и то глубинное понимание чужой боли, которые потом станут главными темами его творчества.

А ваши родители или бабушки с дедушками делились воспоминаниями о военном детстве? Что для вас, как и для маленького Володи, в те годы могло бы стать «счастьем»? Поделитесь в комментариях — давайте сохраним эту память вместе.

________________________________________________________________________________________

P.S. Наше путешествие в мир Высоцкого продолжается!
Если здесь, в Дзене, мы неспешно и вдумчиво разбираем каждую строку, то в нашем Telegram-канале царит атмосфера живого общения.
Переходите по ссылке и подписывайтесь — скучно не будет!
t.me/vysotsky_v_s