Традиционно историю вампиров в искусстве отсчитывают от рассказа «Вампир» Джона Полидори, опубликованного в 1819 году. Полидори написал набросок в той же плодотворной поездке, когда Джордж Байрон, Перси и Мэри Шелли, а также сам Полидори, приехав на отдых в Швейцарию и столкнувшись с ужасной погодой, решили не выходить на улицу, а устроить конкурс «страшных рассказов». Мэри Шелли написала работу «Франкенштейн, или Современный Прометей», а набросок, придуманный Байроном, три года спустя завершил Полидори и издал под названием «Вампир». Примечательно, что первые издания выходили под авторством Байрона, в то время как тот ничего не подозревал. Повесть обрела большую популярность отчасти благодаря имени Байрона и отчасти потому, что Полидори превратил вампира из дикого чудовища в аристократа высших слоев общества, тем самым романтизировав этот образ в литературе. В «Вампире» была задана вся основа вампирского мифа.
Образ вампиров, какими мы их знаем, во многом сформировал не фольклор, а именно художественная литература. Так, роман «Кармилла» Джозефа Ле Фаню, опубликованный в качестве полноценного произведения в 1872 году, стал одним из первых произведений в литературе ужасов.
Наследуя традиции романтизма, в 1897 году Брэм Стокер создает культовый роман «Дракула», который становится классикой литературы о вампирах и создает правила, по которым вампиры продолжат действовать в последующих художественных произведениях.
«Дракула» быстро обрел популярность как произведение готической литературы, пользующейся в то время большим успехом. Из-за известности и необычного сюжета роман часто относили к беллетристике, однако и некоторые литераторы тепло его приняли. Так, Александр Блок в письме Е. П. Иванову от 3 сентября 1908 года писал: «…прочел я „Вампира — графа Дракула“. Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял еще и глубину этого, независимо от литературности и т. д. Написал в „Руно“ юбилейную статью о Толстом под влиянием этой повести. Это — вещь замечательная и неисчерпаемая, благодарю тебя за то, что ты заставил меня, наконец, прочесть ее».
А вот первым киновампиром стал Граф Орлок в самой скандальной экранизации «Дракулы» Брэма Стокера. Немой черно-белый фильм «Носферату, симфония ужаса» 1922 года, созданный Фридрихом Вильгельмом Мурнау в стилистике немецкого экспрессионизма, оказал огромное влияние и на жанр ужасов, и на историю кино в целом. Права на экранизацию «Дракулы» вдова Брэма Стокера продавать не хотела, однако Макс Шрек в образе Графа Орлока в фильме «Носферату, симфония ужаса», был настроен решительно.
С художественной точки зрения фильм Мурнау уникален. Зрителей того времени поражали сцены под открытым небом — режиссер работал не в павильонах, как было принято в 20-х, а на натуре, в Германии, Трансильвании и Словакии. Для создания потусторонней атмосферы Мурнау снимал некоторые эпизоды в негативе. Также некоторые ночные сцены снимали днем, а затем перекрашивали пленку.
Благодаря созданной мрачной эстетике и игре актеров «Носферату» стал классическим фильмом про вампиров и задал правила, по которым киновампиры будут действовать еще целый век. Наследие «Носферату, симфонии ужаса» можно заметить не только в готических хоррорах, но и в поп-культуре. Так, образ Орлока появлялся в сериале «Баффи — истребительница вампиров» (1997–2003), боевике «Блэйд 2» (2002), сериале «Жребий Салема» (2004), созданном по роману Стивена Кинга, комедии «Реальные упыри» (2014) Тайки Вайтити.
Каноничный образ обаятельного, аристократичного Дракулы зрители смогли увидеть только в 1931 году, когда на экраны вышел фильм «Дракула» Тода Браунинга и Карла Фройнда. Главную роль сыграл венгерский актер Бела Лугоши. Именно он создал канон изображения вампира, просуществовавший вплоть до 70-х годов. Вампир обрел определенный внешний вид. Вместе с мертвенной бледностью и гипнотическим взглядом он облачился в черный плащ и приобрел способность становиться невидимым, гипнотизировать и превращаться в животных.
Несмотря на свое обаяние в Дракуле (1931 и 1958), образ Дракулы и вампиров все еще ассоциировался с жестокостью, однако зритель не мог сочувствовать антигероям. Все изменил фильм Фрэнсиса Копполы «Дракула», также известный как «Дракула Брэма Стокера», вышедший в 1992 году со слоганом «Любовь бессмертна». Сценарий создал Джеймс В. Харт, пытаясь оставаться максимально близким к оригиналу романа Брэма Стокера. Новизна картины состоит в том, что в этот раз зритель видит Дракулу героем с предысторией, героем с разбитым сердцем, который обречен на вечное существование без своей любимой. Эта черта и великолепная игра Гари Олдмана принесли фильму огромную популярность и навсегда изменили репрезентацию вампиров в медиа.
Наряду с очеловеченным Дракулой Копполы стоят романы Энн Райс, благодаря которым сейчас можно увидеть такое количество картин про вампиров, к которым мы как зрители испытываем искреннюю симпатию. Так, в 1994 году в прокат вышел хоррор «Интервью с вампиром» Нила Джордана. Роман проделал долгий путь, прежде чем быть экранизированным, из-за того, что студии, получавшие права на фильм, никак не могли сойтись с писательницей на кастинге актеров. Однако сразу после выхода фильм обрел большую популярность.
Другая же линия фильмов, рассказывающая о вампирах как о главных героях любовных романов, лучше всего может быть представлена сериалом «Дневники вампиров» (1991–2011) и, конечно, сагой «Сумерки». Картины были коммерчески успешны, потому что создатели четко слышали желания своей целевой аудитории, желающей увидеть притягательных вампиров, но без сопутствующих этому жанру проблем.
В российском кинематографе фильмы о вампирах обрели особое место, переходя из комедий в детективы и триллеры. Так, фильм «Упырь» 1997 года Сергея Винокурова представляет собой нечто среднее между «Бандитским Петербургом» и «Блэйдом». В 2021 году вышло сразу два нашумевших сериала о вампирах в России. «Пищеблок», снятый по роману Алексея Иванова, рассказывает о вампирах в пионерлагере. Обаятельные герои и детективный сюжет обеспечили сериалу продолжение. И «Вампиры средней полосы» о необычной ячейке общества в Самаре, которой предстоит научиться мирно жить среди людей.
Книга Елизаветы Притыкиной «Очень страшное кино: история фильмов ужасов» (18+) расскажет о том, как менялись кинообразы и сюжетные повороты, формировались культовые картины и почему жанр хоррор продолжает держать зрителей в напряжении по всему миру: