Ну что, продолжим поиск топонимических интересностей, если можно так выразиться. И сегодня давайте двинемся от Тайшета по БАМу до Усть-Кута. Вот мой топ (формирую его исключительно по своему настроению без каких-либо четко выраженных критериев; бросилось в глаза название - его и упомянул).
Топорок
Это первое название, которое бросилось в глаза. Примерно в 50 км от Тайшета. В среднем 3 раза в сутки сюда можно добраться на пригородных поездах Тайшет-Чуна. Ну и обратно тоже вывезут.
Что же до самого названия, то в толковом словаре Ефремовой указывается, что топорок - это птица. Но у нас это достаточно извилистая река, которая относительно недалеко от того места, где её пересекает железная дорога, впадает в Бирюсу.
Огнёвка
Следующее название, которое привлекло моё внимание, это Огнёвка. Несколько лет назад они откуда-то взялись массово на наших дачных участках. Это такие небольшие бабочки, но большие вредители. Особенно от них страдала капуста. Как-то случайно заметил кто-то из соседей, что они на дух не переносят помидорную ботву. Стали просто раскладывать на капусту сверху, и проблема решилась.
А еще толковые словари говорят, что это лисица с красноватой шерстью. И вроде бы гриб тоже так называется. У него научное название еще круче - гимнопил. Вроде как несъедобные, да еще и некоторые - галлюциногены. Даже боюсь предположить, в честь чего назвали эту станцию. Причём там даже населенного пункта толком рядом нет.
Здесь пригородные поезда 2-3 раза в день в каждую из сторон. Но это уже участок Чуна - Вихоревка.
Подвыездный
Это поселок в Братском районе. Тут название само за себя говорит. Причем интересно, что в общем-то не так и давно поселок, вопреки правилам русского языка, назывался Подъвыездный. Откуда там "ъ" взялся - трудно предположить.
Зяба
И это сразу же следующий пункт за Подвыездным. Пляжи там хорошие на Братском море (но это чуть отъехать нужно от железной дороги). Слабо благоустроенные, конечно, но водичка хорошая. Песок. Когда в Иркутске еще холодно, в Братске уже купаются. Помню работал я там как-то в самом начале июня - еще даже до 10-го числа. И спокойно ходил купаться на залив вечером - вода уже прогрелась. Хотя вообще зяба - это мороз. Если я правильно понимаю, то отсюда и пошло слово "зябнуть".
Но есть и еще одно интересное значение этого слова. Наверное, многие иногда сталкивались с ситуацией, когда печатаешь какой-нибудь текст, а принтер выводит тебе какую-то чушь. Так вот программисты эти нечитаемые символы тоже называют зяба ) Но вряд ли отсюда пошло название залива и станции. Скорее всё-таки мороз. Ну или что-то опять местное.
Веселый Бор
Ну с бором всё понятно. А вот почему он весёлый - это науке неизвестно.
Здесь даже пригородные поезда не останавливаются. Вроде и в списке демонтированных она не указана, но и в живых её не значится. Причем, вот и в справочнике Подвыездный тоже вроде как указан мертвой станцией, но там остановка у пригородных поездов есть. А здесь - нет:
Мамырь
И тут две версии про его название. По наиболее распространенной истоки следует искать в эвенкийском языке. И там это болото, заболоченная местность. В принципе на топографических картах болота в округе действительно присутствуют:
По другой версии, название происходит от кетского языка и означает молоко или белая вода.
Поселение очень древнее - еще конца XVII века. Насчет молока - не знаю, а вот судостроительством местные активно занимались. Вот только куда они потом эти баржи там сплавляли - это для меня вопрос. Это сейчас до заливов Братского моря там относительно недалеко. А вот раньше... Может быть местные реки были более полноводными и по ним можно было спустить свою продукцию.
Здесь можно выловить 3-4 пригородных поезда в день в каждую сторону. Причем сама бывшая станция Мамырь демонтирована, но так теперь называют о.п. 418.
Сохатый
Это даже не поселок, не деревня, не село. Если верить справочнику муниципальных образований, то это участок в Нижнеилимском районе. И по последней переписи проживал тут 1 человек.
Ну а вообще это лось. Красивое мощное животное. Я всегда как слышу его название, так сразу вспоминаю анекдот.
Упали в охотничью яму лось, волк и медведь. День сидят, два... Захотели есть. Волк говорит медведю:
- Слушай, косолапый, а давай сохатого завалим...
- Давай! - отвечает медведь.
Лось им и говорит:
Ну что уж теперь, я не против. Вот только просьба у меня есть последняя. Мне всю жизнь говорили, что у меня под хвостом надпись есть какая-то. Прочитали бы вы мне ее...
Медведь с волком заходят сзади, нагибаются, а лось как даст им копытами в лоб. Волк сразу умер, а медведь корчится в судорогах предсмертных и говорит:
- Ну ладно - волк. А я то куда полез, я же читать не умею.
Мерзлотная
Эта станция и одноименный поселок входят в состав муниципального образования с не менее красивым названием Семигорск. Такая станция тоже есть. Тут людей в десятки раз больше проживает, чем в предыдущем населенном пункте. Раз в 30 ) Но всё равно количество измеряется лишь десятками. Здесь останавливаются пригородные поезда с конечной уже в Усть-Куте. На запад же они дотягиваются до Коршунихи или до Семигорска. И осталось их здесь всего два в сутки.
Относительно недалеко от этого места река Мука впадает в реку Купа, но о них в следующем подразделе. От Тайшета мы отошли уже более чем на 600 км, кстати.
Лена
Про станцию Лена, порт Осетрово в Усть-Куте я вспоминал уже много раз. В честь реки, конечно, станцию назвали. А река вроде бы и с именем никак не связана - с эвенкийского это "большая вода". Не совсем там, правда, Лена. Скорее что-то типа Елю-Енэ. Но со временем это как-то трансформировалось в Лену.
Это версия классическая. Но есть и основанная на легендах. Смысл легенд в томя, что долго шли казаки по долине какой-то небольшой реки. Трудной была дорога. Вот и назвали они реку Мука. Типа мучались они на ней. Дошли до более полноводной - в ней можно было купаться. Назвали ее Купа. Прошли еще дальше. Попали на еще более крупную реку. На ней уже можно было кутить. И прозвали они её Кута. Ну а впереди их ждал уже мощнейший поток, где можно было жить, никуда не торопиться. В общем - лениться. Так и назвали реку - Лена.
Якурим
Ну и последний пункт на сегодня - это Якурим. Сам поселок уже не существует - он был присоединен к Усть-Куту. Но есть река длиной более 70 км и станция с таким названием. Откуда пошло такое название точно неизвестно. Основная версия гласит, что истоки следует искать у тунгусов или эвенков. Як у них - это вяленая рыба. А урим - короткий. Ну может и так. Якурим речка вполне себе нерестовая, могли её и назвать таким образом.
По другой версии, это слово снова означает болото. На этот раз заросшее травой. В низовьях я там особо болот не видел, а вот в верховьях, судя по топографическим картам, они вполне присутствуют:
И тут остался всего лишь один пригородный поезд! Один! Лена-Киренга и обратно. Да уж... А ведь там до Северобайкальска еще приличное количество населенных пунктов. В крупных-то поезда останавливаются, а вот для мелких совсем тоска.
Конечно, этот список можно было бы и еще расширить. Есть здесь и звучная Вихоревка, и Братское Море, и Падунские пороги, и Гидростроитель. Они гораздо более известны, вот я их и не упомянул. А за Усть-Кут и на Усть-Илимск от Хребтовой мы двинем как-нибудь в другой раз.
Дополняйте, если вспомнили что-то интересное!