Расположение
Исправительная колония ИК-18 «Полярная сова» расположена в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, одном из самых суровых и удаленных регионов России. Это место известно долгими полярными ночами, вечной зимой и практически полным отсутствием инфраструктуры.
С 1947 по 1953 годы здесь, в Заполярье, велась масштабная стройка века — Трансполярная магистраль, которая должна была связать Воркуту и Норильск железной дорогой вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Работы проводились в экстремальных условиях, по 16 часов в сутки, без выходных.
Заключенные самостоятельно строили свои жилища и огораживали территорию колючей проволокой, осознавая, что побег приведет к неминуемой гибели от холода и голода. После смерти Сталина в 1953 году строительство было приостановлено, а осужденных перевели в другие лагеря.
В 1961 году на реке Собь возникло поселение Харп, что в переводе с ненецкого означает «Северное сияние». Оно было построено силами заключенных, и здесь открылась исправительно-трудовая колония №3. Осужденные работали на заводе железобетонных изделий как часть своих трудовых обязанностей.
С 1973 года сюда начали доставлять особо опасных преступников со всего Союза, но полноценная работа колонии особого режима началась только в 1981 году, когда сюда перевели 150 рецидивистов.
Сегодня «Полярная сова» считается самой суровой и изолированной тюрьмой России, где условия содержания приближены к максимальной изоляции и контролю.
Символ «Полярной совы»
Эмблема с изображением полярной совы появилась в начале 2000-х годов, когда колония окончательно сформировалась как учреждение особого режима для самых опасных преступников страны.
Логотип, как считается, был разработан специально для ИК-18 одним из ведущих художников пенитенциарной системы, его имя держится в секрете.
Название «Полярная сова» появилось благодаря природной среде колонии — поселку Харп в Ямало-Ненецком автономном округе, где полярные совы — частые обитатели лесов.
В этом образе заключена метафора колонии: как сова видит в темноте и не упускает добычу, так и система безопасности «Полярной совы» обеспечивает постоянный контроль над заключенными, не давая им ни малейшего шанса на побег.
По каким обвинениям и сколько заключенных сидит в «Полярной сове»
Колония рассчитана на 450–550 заключенных, в ней содержится около 400 человек, из которых большинство — пожизненно осужденные. Это серийные убийцы, террористы, маньяки, лидеры организованных преступных группировок, каннибалы и рецидивисты. Многие совершали жестокие преступления с элементами садизма, насилия и расчленения.
Кроме пожизненников, в «Полярной сове» содержатся и заключенные, отбывающие длительные, но не пожизненные сроки лишения свободы. Они проходят этап в колонии строгого режима, входящей в состав ИК-18.
Все заключенные содержатся в условиях строгого режима с ограничениями на общение и перемещение.
Условия
«Полярная сова» представляет собой полностью автономную колонию: здесь функционируют собственная электростанция, котельная, пекарня, автомастерская, фермы для птиц и свиней, швейное производство и сапожная мастерская, а также заводы по производству мрамора, шлакоблоков и щебня.
В ИК-18 также есть столярный и токарный цехи, церковь и клуб, хотя пожизненно осужденные не допускаются в клуб. Число «пожизненников» в колонии варьируется от 300 до 400 человек, хотя лимит составляет 464 места. На данный момент они размещены в четырех двухэтажных корпусах.
Камеры для пожизненно осужденных рассчитаны на одного-двух человек, но при совместном проживании общение разрешено только шепотом. Разговоры во время прогулок, которые длятся 1,5 часа, строго запрещены и могут привести к отправке в штрафной изолятор (ШИЗО).
Тюремщики с осторожностью подходят к совместному проживанию пожизненно осужденных. Потенциальные сокамерники проходят собеседование у психолога. Даже тем, кто хорошо ладит друг с другом, могут поменять соседей, так как длительное совместное проживание часто приводит к конфликтам.
Однако иногда тюремщики допускают ошибки в подборе соседей. В 2016 году в ИК-18 произошел инцидент: неонацист Алексей Воеводин, лидер запрещенной в России «Боевой террористической организации», убил своего сокамерника. Поскольку не все помещения оборудованы камерами, охрана не сразу заметила происходящее и не успела спасти заключенного.
В 2011 году, за пять лет до этого случая, практика заселения пожизненно осужденных по двое привела к скандалу. Выяснилось, что один из сотрудников ИК-18 в 2010 году подселял в камеры сотрудничающего с ним уголовника, который заставлял новых соседей писать явки с повинной в преступлениях, к которым они не имели отношения. Многие соглашались, так как увеличение пожизненного срока было невозможно, а после признания новый сосед прекращал издевательства.
За год такой практики почти у 200 человек были выбиты «признательные показания». Среди прочего, уголовник «раскрыл» резонансные убийства журналистки «Новой газеты» Анны Политковской и главного редактора русского издания Forbes Пола Хлебникова.
Следователи начали возить признавшихся на следственные эксперименты и заметили нестыковки в их показаниях. Подозреваемые также начали жаловаться на провалы в памяти или отказываться от участия в следствиях.
В результате следствие вышло на тюремщика. Суд приговорил его к 3,5 годам лишения свободы по статье 286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ. После освобождения он вернулся в поселок Харп, но не смог снова устроиться в колонию и лишился служебного жилья.
Распорядок дня осуждённых
В исправительной колонии особого режима «Полярная сова», где содержатся пожизненно осуждённые, жизнь подчинена строгому распорядку. Утро начинается в 6:00 с подъёма, а заканчивается в 22:00 отбоем. Между этими временными точками осуждённые занимаются зарядкой, работают и гуляют на свежем воздухе. У них также есть личное время, когда они могут слушать классическую музыку по радио и читать книги.
Некоторые из осуждённых умудряются получать образование, находясь за решёткой. Например, один из них успешно окончил духовную семинарию заочно. В колонии нет художественной самодеятельности, но есть телевизор. Раз в неделю пожизненно осуждённым разрешают смотреть DVD, в основном это военные фильмы.
Камеры в «Полярной сове» для пожизненно заключённых довольно скромные. В них есть стол, скамейка, санузел, бак с водой, кровать, тумбочка и полка для личных вещей и продуктов. Ремонт в колонии проводится постепенно, но обновлённые камеры получают только те, кто отличается примерным поведением.
У осуждённых есть подобие камер хранения. Поскольку они ограничены в возможности держать все свои вещи в камерах, часть из них хранится в специальных помещениях на втором этаже тюремных корпусов. Если осуждённому что-то нужно, он может обратиться к надзирателям, и они принесут это из камеры хранения.
---
Известные заключённые
---
Кровавый майор Денис Евсюков
Раньше пожизненно осуждённые в ИК-18 не имели права работать, но с 2015 года ситуация изменилась. Теперь они занимаются шитьём, изготовлением поделок из бисера и резьбой по дереву. Однако не все хотят работать. Например, Денис Евсюков, бывший майор милиции, получивший прозвище Кровавый майор, не стремится к обучению швейному делу.
В 2009 году, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Евсюков открыл огонь из пистолета Макарова по посетителям супермаркета «Остров» в Москве. За это преступление он получил пожизненный срок. Несмотря на это, в ИК-18 он на хорошем счету и постоянно подаёт жалобы в различные инстанции. Евсюков недоволен своим местом заключения в Заполярье, вдали от Москвы.
Хотя расстояние большое, отец Евсюкова может приезжать на краткосрочные свидания. Однако жена бывшего майора в «Полярную сову» не приезжает.
---
«Битцевский маньяк»
Одним из самых известных заключённых ИК-18 является Александр Пичушкин, известный как «Битцевский маньяк». На его счету 49 доказанных убийств. Первым его жертвой стал однокурсник по ПТУ, которого Пичушкин задушил и сбросил в колодец.
Серийные убийства Пичушкин начал в 2001 году. Он расправлялся с посетителями Битцевского парка, используя молоток и голыми руками. Его жертвами становились алкоголики, бомжи и даже знакомые, которых он позже сбрасывал в канализационные люки.
После задержания Пичушкин признался, что хотел убить 64 человека, по числу клеток на шахматной доске. Он говорил, что вернётся в Битцевский лес, чтобы продолжить свои преступления.
Первое время после прибытия в «Полярную сову» Пичушкин жил в одной камере с Нурпаши Кулаевым, единственным выжившим участником захвата школы в Беслане. Однако их соседство было недолгим, так как Кулаев жаловался на угрозы со стороны Пичушкина.
---
Террорист из Беслана
Нурпаши Кулаев — один из участников захвата школы в Беслане в 2004 году. Во время теракта, который унёс жизни 333 человек, он стрелял в спины первоклассников, бегущих из здания. Когда силовики пошли на штурм, Кулаев пытался сбежать, но его задержали.
---
Красноярский Чикатило
В «Полярной сове» также находится Абдуфатто Заманов, известный как Красноярский Чикатило. С 2002 по 2004 год он убил 14 человек. Пять из них он лишил жизни в один день — это были жительницы садового кооператива, которые посмеялись над его акцентом. Заманов заколол их шашлычным шампуром.
Обезвредить маньяка помогла его любовница, которая, узнав о преступлениях, обратилась в милицию. На суде Заманов пытался оправдать себя, утверждая, что потерпевшие сами спровоцировали его. Однако это не спасло его от пожизненного заключения.
---
«Белгородский стрелок» Сергей Помазун
Сергей Помазун, известный как «Белгородский стрелок», совершил одно из самых массовых расстрелов в современной России. 22 апреля 2013 года он взломал оружейный сейф отца, взял самозарядный карабин, два охотничьих ружья и отправился в центр Белгорода. В оружейном магазине он расстрелял покупателя и двух продавцов, которые отказались продать ему патроны.
Затем Помазун напал на двух школьниц на Народном бульваре и убил 48-летнего горожанина, который просто стоял у фонтана. На следующий день после трагедии его задержали. До этого родители Помазуна обращались в полицию из-за его агрессивного поведения, но их жалобы остались без внимания.
---
Можно ли выйти из «Полярной совы»
ИК-19 «Полярная сова» известна тем, что из неё единственный раз за всю историю был освобождён пожизненно осуждённый. Им стал 63-летний Анвар Масалимов, который в 1991 году убил пожилого жителя посёлка Комсомольск в Томской области. Масалимов, недавно освободившийся из колонии, был приглашён пенсионером пожить у него. Во время застолья Масалимов задушил хозяина.
Чтобы скрыть преступление, он расчленил тело и сжёг голову в печке. Останки он выбросил в уличный туалет, где их обнаружила соседка. Масалимова приговорили к казни, но в 1996 году приговор заменили на пожизненное заключение.
Находясь в колонии, Масалимов активно подавал жалобы в различные инстанции и добился переквалификации статьи на более мягкую в 1998 году. Однако срок его заключения не изменился.
После того как Масалимов отбыл 25 лет, он получил право на условно-досрочное освобождение (УДО) в начале 2018 года. Суд освободил его, сославшись на закон, улучшающий положение осуждённых. Выйдя на свободу, Масалимов вскоре вернулся к употреблению спиртного и попал в бытовую драку в Уфе. В результате конфликта он ударил ножом в живот своего собутыльника.
Пострадавшего госпитализировали, а Масалимова арестовали и осудили на пять лет лишения свободы. Он должен выйти на свободу в декабре 2024 года.
Единственный заключённый, которому удалось покинуть «Полярную сову», не сбежал из неё. Лишь однажды один из осуждённых смог покинуть прогулочный дворик ИК-18, но за пределами территории его сразу же задержали охранники. Этот случай нельзя считать полноценным побегом. Поэтому «Полярная сова» по-прежнему считается абсолютно неприступной зоной.
Несмотря на это, не все осуждённые готовы провести здесь остаток жизни. Некоторые из них совершают самоубийства. Например, в 2016 году в ИК-18 покончил с собой Евгений Колесников, известный как Сирота Соликамский. Он был осуждён за убийство шестерых пенсионеров в Соликамске и провёл в «Полярной сове» девять лет. Другой осуждённый, больной ВИЧ, отказывается от лечения, что приводит к его скорой смерти.
Однако, несмотря на суровые условия жизни и климат, случаи самоубийств в «Полярной сове» редки. В год здесь умирает один-два заключённых, в основном от инфаркта. После этого руководство колонии уведомляет родственников о смерти, чтобы они могли забрать тело.
Многие родственники отказываются от своих близких ещё при их жизни. Одни не могут простить совершённые преступления, других пугает долгий путь до колонии, расположенной в Заполярье. Поэтому тела умерших заключённых часто остаются невостребованными.