Найти в Дзене
Мария | 365 дней заботы

Как выживать с 4-леткой: от ежедневных истерик до относительной самостоятельности

Если честно, этот год знатно прокатал меня на эмоциональных качелях. Весной я ловила истерики практически в ежедневном режиме. Мы проделали огромную работу этим летом, и продолжаем вместе помогать ему преодолеть кризис возраста и сложности характера. Стало проще! В этом материале о том, какое поведение типично для 4-летнего ребенка и какие стратегии сработали у нас. Моему сыну сейчас почти 5. В этом блоге я собираю полезные материалы, опробованные на нашем опыте. Если эта статья будет для вас полезна, обязательно подпишитесь, чтобы не потерять! И можно было ли избежать сложных эмоциональных ловушек? Привожу тезисы из статьи журнала Healthline. Американская академия педиатрии пишет: Мы на днях выбирали бутсы. И ребенок выбрал неоновые цвета. Я хотела что-то более нейтральное, потому что он только начинает и у меня, как у спортсмена, есть предубеждение насчет «понтов» в одежде. Но он четко сказал — ЭТИ. И я уступила. Счастливее малыша не было в этот день во всей стране. По мне, отцу ил
Оглавление

Если честно, этот год знатно прокатал меня на эмоциональных качелях. Весной я ловила истерики практически в ежедневном режиме. Мы проделали огромную работу этим летом, и продолжаем вместе помогать ему преодолеть кризис возраста и сложности характера. Стало проще! В этом материале о том, какое поведение типично для 4-летнего ребенка и какие стратегии сработали у нас.

Моему сыну сейчас почти 5. В этом блоге я собираю полезные материалы, опробованные на нашем опыте. Если эта статья будет для вас полезна, обязательно подпишитесь, чтобы не потерять!

Что типично для 4-летки

И можно было ли избежать сложных эмоциональных ловушек? Привожу тезисы из статьи журнала Healthline.

Американская академия педиатрии пишет:

  • в этом возрасте важными начинают быть не только родители, но и друзья.

    Подтверждаю, весной у сына были неуправляемые приятели, и он брал пример с них, а осенью группа поменялась, и его поведение в саду за этим следует.
  • у ребенка появляется сильнейшее желание независимости.

    Мы очень четко прошли путь от «мама сделай это за меня» до «я вырос, я сам, я умею, отойди». Сначала я страдала от первого, теперь иногда он меня отталкивает😂 (p.s. но какой же кайф, когда ребенок начинает о себе заботиться самостоятельно).
  • 4-летка отличает фантазию от реальности.

    Мне показалось, что за этот год произошло развитие в фантазии, он вплетает истории в свою игру и в целом понимает, что такое сказка. Знает, что монстров не бывает, но бояться этого (или под этим предлогом просить меня с ним побыть) ему это не мешает.
  • порой требует, порой готов к сотрудничеству.

    Период требований был очень жесткий. И скорее всего мы прогнулись. Хотя я сохраняю правило «когда требуешь, не получаешь, скажи нормально», компромиссов было очень много. И в какой-то момент его требования перестали совсем быть рациональными. Мне пришлось уточнять требования, становиться более последовательной и следовать четко по плану.
Кстати, мультики у нас есть, но они — инструмент переговоров
Кстати, мультики у нас есть, но они — инструмент переговоров

Какие стратегии воспитания работают в 4 года: наш опыт

  • Тайм-аут. Если страсти накаляются, поведение становится нежелательным и невыносимым — берите тайм-аут (короткую, поясненную паузу). Ребенок остается без вашего внимания, ему не на кого воздействовать истерикой, ситуация сходит на нет.

    Сколько раз я закрывалась в туалете в период истерик — не сосчитать. К осени сын научился выходить из конфликта и остывать в своей комнате, я ему уже была не нужна. Чаще всего когда эмоции схлынут, приходит ко мне. Или я прихожу и спрашиваю, можно ли зайти.
  • Устное предупреждение. Подсвечиваем нежелательное поведение, не повторяем одно и то же по 100 раз — иначе он не будет всерьез воспринимать вас. Осуждаем поведение, но не самого ребенка.

    Я еще заметила, что иногда вместо длинной фразы можно сказать четко: Грязь! или Руки! или Вытрись. Одно-двусложные предложения помогают быстро схватить суть, и не нужно тратить силы на уговоры или доводы.
  • Позитивное подкрепление. Не забывайте заострять внимание на желательном поведении. Это правда здорово работает!

    В моем случае классно получилось с посудой после еды: я попросила его несколько раз принести посуду к раковине, папа это заметил и похвалил. Один-два раза, сейчас он собирает со стола без напоминаний.
  • Возможность выбора. Где вы чувствуете, что можете уступить — дайте ему выбрать. Все еще неплохо работает 1 из 2. Не «будешь завтракать», а «омлет или каша?». Не «надень шапку», а «синяя или красная шапка?».

Часы он тоже сам выбирал
Часы он тоже сам выбирал
Мы на днях выбирали бутсы. И ребенок выбрал неоновые цвета. Я хотела что-то более нейтральное, потому что он только начинает и у меня, как у спортсмена, есть предубеждение насчет «понтов» в одежде. Но он четко сказал — ЭТИ. И я уступила. Счастливее малыша не было в этот день во всей стране. По мне, отцу или его безопасности или здоровью это никак не ударило, зато ребенок был счастлив и почувствовал ответственность выбора. Здорово!

Когда можно прибегнуть к помощи специалиста

Весь этот комплекс изменений превращает ребенка в маленького генерала (конечно, не у всех), который знает, что ему нужно и совсем не обращает внимания на родителей. В этом случае было бы неплохо, если бы ему кто-то со стороны вернул землю под ногами. Иногда добавляется истеричность, агрессия, регресс навыков и все сопутствующие последствия.

В нашем случае
подошел детский психолог. Если честно, в поведении небо и земля!

🧡 Если материал был для вас полезен, не забывайте поставить «нравится» и подписаться, чтобы не потеряться

Мини-памятка: стратегии воспитания в 4 года

  • Тайм-аут для снятия напряжения
  • Устное предупреждение без повторений
  • Позитивное подкрепление желаемого поведения
  • Возможность выбора для развития самостоятельности