Найти в Дзене

Кто на самом деле придумал молекулярную кухню? Дух Маринетти на вашей кухне и будущее еды

В мире высокой кухни — скандал. Два знаменитых шефа-новатора, Поль Перэ и Пако Ронсеро, публично обвиняют друг друга в плагиате. Речь идет о концепции мультисенсорного ужина, где смена блюд сопровождается проекциями на стены, изменением музыки, ароматов и даже температуры в зале. Но что, если я скажу вам, что ни один из них не был первым? Что вся эта «революция» в гастрономии — включая молекулярные техники, цветные коктейли и еду как шоу — была детально описана еще в 1930-х годах? И что ее авторы не были шефами? Они были художниками, поэтами и безумцами, чьи идеи опередили свое время на целых восемьдесят лет. Итальянские футуристы во главе с Филиппо Томазо Маринетти были не просто авангардистами. Они были провокаторами, стремившимися разрушить все старое — в том числе и традиционные представления о еде. Их «Манифест футуристической кухни», опубликованный в 1930-х, читается как инструкция для современного ресторана с мишленовской звездой. Вот лишь несколько их принципов, которые сегодня
Оглавление

В мире высокой кухни — скандал. Два знаменитых шефа-новатора, Поль Перэ и Пако Ронсеро, публично обвиняют друг друга в плагиате. Речь идет о концепции мультисенсорного ужина, где смена блюд сопровождается проекциями на стены, изменением музыки, ароматов и даже температуры в зале.

Но что, если я скажу вам, что ни один из них не был первым? Что вся эта «революция» в гастрономии — включая молекулярные техники, цветные коктейли и еду как шоу — была детально описана еще в 1930-х годах? И что ее авторы не были шефами? Они были художниками, поэтами и безумцами, чьи идеи опередили свое время на целых восемьдесят лет.

Бунтари с ложкой: Кто такие футуристы и что они сделали с едой

Итальянские футуристы во главе с Филиппо Томазо Маринетти были не просто авангардистами. Они были провокаторами, стремившимися разрушить все старое — в том числе и традиционные представления о еде. Их «Манифест футуристической кухни», опубликованный в 1930-х, читается как инструкция для современного ресторана с мишленовской звездой.

Вот лишь несколько их принципов, которые сегодня кажутся ультрасовременными:

  1. Отмена вилок и ножей. Футуристы считали, что столовые приборы мешают «долабиальному осязательному наслащению» (то есть удовольствию от прикосновения пищи к губам). Они предлагали есть руками или... вовсе погружать лицо в тарелку. Звучит знакомо? Вспомните популярные сегодня блюда, которые едят без приборов, чтобы «прочувствовать текстуру».
  2. Искусство парфюмерии за столом. Каждому блюду должен был предшествовать определенный аромат, который затем сдувался мощными вентиляторами, чтобы очистить нёбо для новых ощущений. Сегодня шеф Омаро Канту в своем ресторане Moto брызгает на гостей перцовым спреем — почти как футуристы, которые окуривали публику эссенцией гвоздики под звуки Вагнера.
  3. Звуковое сопровождение. Кваканье лягушек к блюду из лягушачьих лапок, шум аэроплана к «Авиационному салату» — футуристы первыми догадались, что звук может усиливать вкус. Хестон Блюменталь прославился своим блюдом «Звук моря» с наушниками лишь в 2007 году. Футуристы делали то же самое в Турине в 1930-х.
  4. Еда как абстрактное искусство. Они создавали «скульптуры из еды», где форма и цвет были важнее питательности. Голубое вино, оранжевое молоко, красная минеральная вода — все это было призвано «ласкать взгляд и пробуждать фантазию еще до того, как она коснулась губ». Современные шефы вроде Жорди Рока или Блюменталя, меняющие цвет привычных продуктов, — их прямые последователи.
  5. Наука на кухне. В своем манифесте футуристы перечисляли «озонаторы, ультрафиолетовые лампы, электролизеры, коллоидные мельницы и автоклавы». Звучит как описание лаборатории молекулярной гастрономии. Их цель была та же, что и у современных шефов: сохранить питательные вещества, вкус и аромат, используя научные методы.

Футуристический ужин на вашей кухне: 13 правил безумного приема

Хотите удивить гостей не хуже, чем это делают в мишленовских ресторанах? Просто оглянитесь на столетний опыт футуристов.

  1. Застелите стол алюминиевой фольгой. Для футуристов алюминий был символом прогресса.
  2. Подайте «комплимент от шефа» в виде диетической таблетки. Футуристы верили, что еда будущего будет кормить ум, а не тело.
  3. Раздайте гостям распылители с травяными или фруктовыми настоями. Пусть они сами «приправят» воздух вокруг себя, а затем сдуйте ароматы вентилятором.
  4. Раздайте кусочки разных материалов — бархата, шелка, наждачной бумаги. Предложите гостям трогать их во время еды, чтобы усилить тактильные ощущения.
  5. Включите Вагнера. И сделайте погромче.
  6. Пронесите вокруг стола кастрюлю с ароматным соусом, чтобы возбудить обоняние гостей, а затем унесите ее, не предложив никому.
  7. Уберите вилки и ножи. Ешьте руками.
  8. Используйте пищевые красители. Превратите привычные напитки в яркие, неожиданные цвета.
  9. Украсьте блюда серебряными шариками из кондитерского магазина — как символ индустриальной эпохи.
  10. Создайте звуковое сопровождение. Морепродукты — под шум волн, говядину — под мычание коров.
  11. Экспериментируйте со «звуковыми приправами». Подайте горько-сладкий десерт и чередуйте высокие и низкие звуки, наблюдая, как меняется восприятие вкуса.
  12. Главное правило: НИКАКОЙ ПАСТЫ! Маринетти считал ее вредной и отупляющей, и его призыв запретить пасту в Италии был актом неслыханного бунта.

Что дальше? Будущее еды на стыке науки, искусства и данных

Наследие футуристов живет, но будущее гастрономии идет еще дальше.

  • Еда как данные. Ученые анализируют миллионы рецептов, выявляя вкусовые сочетания, характерные для разных культур. Это направление называется «вычислительной гастрономией». Суперкомпьютер IBM Chef Watson уже генерирует рецепты-фьюжн, которые не придут в голову человеку.
  • Гезамткунстверк: еда как тотальное искусство. Немецкий термин, означающий «единое произведение искусства», идеально описывает тенденцию, когда ужин становится иммерсивным спектаклем, где задействованы все пять чувств. Это уже не просто еда под музыку, а сложные синестетические композиции, где цвет, звук и вкус связаны на глубоком, почти неврологическом уровне.
  • Роботы-шефы и доставка мишленовских звезд. Компании вроде Deliveroo и Supper уже доставляют блюда из лучших ресторанов прямо к вашей двери. Будет ли в будущем необходимость идти в ресторан, если тот же опыт можно получить дома? А роботы-бармены, способные смешать тысячу коктейлей в день, заставляют задуматься о ценности «человеческого фактора» в кулинарии.
  • Еда для ума, а не для желудка. Как говорил шеф Андони Адурис: «Удовольствие — не только во рту... Нам нравятся риск и непредсказуемость». Будущее гастрономии — не в том, чтобы набить желудок, а в том, чтобы бросить вызов нашему восприятию, пробудить любопытство и подарить незабываемые впечатления.

Вывод прост: в следующий раз, когда вы будете есть желе неожиданного цвета под странную музыку в ресторане с открытой кухней, помните — вы не просто участвуете в модном гастрономическом тренде. Вы становитесь частью истории, которую сто лет назад начали писать безумные итальянские поэты, верившие, что еда может быть самым радикальным искусством.

А что вы думаете о будущем еды? Хотели бы вы поужинать в ресторане, где нет пасты, зато есть вентиляторы и наждачная бумага? Поделитесь своим мнением в комментариях