Найти в Дзене

Арабо-турецкое партнерство в области двойных дипломов и исследовательских центров

Арабские и турецкие университеты создадут систему двойных дипломов, совместную цифровую платформу для обмена опытом и знаниями, а также межрегиональные центры исследований, инноваций и предпринимательства. Основная цель — укрепление академического сотрудничества и стимулирование научных исследований для увеличения вклада университетов в достижение устойчивого развития. Эти арабо-турецкие партнерские инициативы были изложены в «Тунисской декларации», принятой на пятом Конгрессе ректоров арабских и турецких университетов, состоявшемся в столице Туниса, Тунисе, 10 и 11 октября этого года. Конгресс, посвященный теме «Трансформация высшего образования посредством лидерства, инноваций и региональной интеграции», был организован Тунисским университетом Эль-Манар совместно с Ассоциацией арабских университетов и Евразийским союзом университетов. Турецкие и арабские университеты, расширяя свои возможности по поиску решений проблем нашего региона посредством совместных исследований, программ полу

Арабские и турецкие университеты создадут систему двойных дипломов, совместную цифровую платформу для обмена опытом и знаниями, а также межрегиональные центры исследований, инноваций и предпринимательства. Основная цель — укрепление академического сотрудничества и стимулирование научных исследований для увеличения вклада университетов в достижение устойчивого развития. Эти арабо-турецкие партнерские инициативы были изложены в «Тунисской декларации», принятой на пятом Конгрессе ректоров арабских и турецких университетов, состоявшемся в столице Туниса, Тунисе, 10 и 11 октября этого года.

Конгресс, посвященный теме «Трансформация высшего образования посредством лидерства, инноваций и региональной интеграции», был организован Тунисским университетом Эль-Манар совместно с Ассоциацией арабских университетов и Евразийским союзом университетов. Турецкие и арабские университеты, расширяя свои возможности по поиску решений проблем нашего региона посредством совместных исследований, программ получения степени и академических обменов, внесут вклад в научный прогресс, культурное взаимопонимание, региональную стабильность и устойчивое развитие.

Развитие сотрудничества между турецкими университетами и университетами 22 арабских государств является частью «более широкой турецкой стратегии по интернационализации турецкого высшего образования. В Турции уже обучается более 350 000 иностранных студентов из более чем 200 стран, и университет стремится увеличить это число до одного миллиона «в ближайшем будущем» — для сравнения в РФ 400 000 иностранных студентов (прим. автора). Около 36% от общего числа иностранных студентов, обучающихся в турецких университетах, приезжают из стран Ближнего Востока, включая Сирию (28,7%), Иран (5,1%) и Египет (2,3%). На наш взгляд, посредством расширения сотрудничества между университетами Турция пытается восстановить свою мягкую силу на ближневосточной арене в то время, когда арабо-турецкие отношения улучшаются в последние годы.

Глобальный индекс мягкой силы 2025 года который оценивал мягкую силу на основе высшего образования и возможностей науки, среди прочих показателей, поставил Турцию на 26-е место из 193 стран мира. Это ставит ее на четвертое место среди ближневосточных и преимущественно мусульманских государств, после Объединенных Арабских Эмиратов (10-е место), Саудовской Аравии (22-е место) и Катара (23-е место), и впереди Малайзии (36-е место).

Помимо расширения своей модели совместных университетов за рубежом, уделяя особое внимание тюркоязычным государствам, таким как Азербайджан и Узбекистан, для обмена опытом в сфере высшего образования, Турция начала создавать совместные университеты в арабском мире, включая Египет и Сирию. Например, Международный университет тюркских государств, основанный в Ташкенте, столице Узбекистана, и Университет дружбы Турция-Сирия, который планируется открыть в Дамаске, столице Сирии.

Конференция завершилась принятием документа под названием «Трансформация высшего образования посредством лидерства, инноваций и региональной интеграции». В декларации обозначены пять основных столпов, включая лидерство и управление, инновации и научные исследования, региональную интеграцию и устойчивое развитие. Помимо укрепления потенциала университетского руководства и развития систем институционального управления, а также создания совместных исследовательских и инновационных центров в области цифровой трансформации, искусственного интеллекта, здравоохранения и устойчивого развития, декларация призывает к поддержке программ академического обмена, стипендий и межвузовских летних школ, а также к согласованию академического сотрудничества с Целями устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

Больше материалов читайте в новой рубрике нашего журнала "Мир образования"