Всё чем прошлое наше богато,
Светлой памятью, славой отцов,
Всё, чем наше с тобой настоящее свято,
Наша вера, надежда, любовь.
(А.Романов)
История вторая. Храм Святителя Николая на Трех горах.
У этого храма непростая судьба . Храм в селе Новое Ваганьково упоминается в летописях с 1628 года. С 1762 по 1775 год на месте деревянного храма был возведён каменный с тремя престолами, но и он несколько раз перестраивался. Весной 1922 г. Никольский храм, как и все московские церкви и монастыри, пережил кампанию по изъятию церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных предметов.
В 1928 г. Храм святителя Николая на Трёх Горах был закрыт, а к концу 1930 г. с церкви сняли главы, в стенах прорубили проёмы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание приспособили сначала под Дом культуры, а затем под Дом пионеров имени Павлика Морозова.
В доме культуры располагались кружки, секции, репетировали и выступали хоровые коллективы, эстрадные ансамбли.
Именно в этом клубе была репетиционная база третьего состава группы "Воскресение", или ансамбля Ованеса Мелик-Пашаева, позднее ставшего группой "СВ".
Помещения клуба сохранили великолепную акустику и там был записан один из самых интересных альбомов отечественной рок-музыки - "Радуюсь".
Александр Бутузов (Фагот) (из аннотации к альбому Радуюсь):
- Летом 1982 года - последним летом Брежнева - в подвале полуразрушенной Церкви, переименованной большевиками в Дом культуры имени Павлика Морозова, на студии, оборудованной Игорем Новиковым и Ованесом Мелик-Пашаевым - собиралась удивительная компания. Музыканты разных московских групп: «Воскресенье», «Машина Времени», «Аракс», «Весёлые Ребята», «Виктория» и многие другие. А с Пашей Смеяном приходила совсем ещё юная, очаровательная Наташа Ветлицкая. Всех этих музыкантов собирала на этой студии работа над записью всем им хорошо знакомого репертуара. Это были всем в Москве известные песни Алексея Романова. Так собрался последний состав «Воскресения», так тогда же наметились основы нового языка, новой группы - группы «СВ».
Александр Чиненков (из аннотации к альбому "Радуюсь"):
- Так случилось, что в один прекрасный день я впервые побывал на репетиции группы под удивительным названием «Воскресение», куда меня пригласил Вадим Голутвин. К тому времени я приобрел большой опыт профессиональной работы в коллективах «Арсенал» А. Козлова, «Веселые ребята» П. Слободкина, «Рецитал» А. Пугачевой. В моем музыкальном багаже было столько сыграно и спето разного репертуара как отечественного так и фирменного, что я с трудом представлял себе, что меня может еще что-то удивить, но то что я услышал на репетиции «Воскресения», меня поразило! Тот внутренний переворот, который со мной произошел, до сих пор мне памятен! Настоящая русская современная музыка с прекрасными стихами Лёши Романова! Потом были записи, концерты, гастроли. Так началась моя новая творческая жизнь!
Петр Подгородецкий, из книги «Машина» с евреями:
Случилось так, что в то время абсолютно «бесхозным» остался Алексей Романов, довольно раскрученная группа которого «Воскресенье» распалась, так и не сумев выйти на профессиональную сцену. Вот Ованес Нерсессович и решил «реанимировать» коллектив. В эту группу вошли: главный «воскресник» Алексей Романов, блестящий гитарист Вадим Голутвин, бывший звукорежиссер «Машины времени» и по совместительству отличный бас-гитарист Игорь Кленов, барабанщик Владимир Воронин и, собственно говоря, ваш покорный слуга Петр Подгородецкий. Звукорежиссером был Игорь Новиков, а администрировали все это дело Ованес Мелик-Пашаев и Борис Зосимов.
Началась наша работа с того, что мы устроились в полуразваливавшемся клубе имени Павлика Морозова на Пресне. Правда, акустика там даже в репетиционной комнате была классная – все-таки бывшая церковь. Там в начале лета 1982 года был записан альбом Лешкиных песен под рабочим названием «Радуюсь». Альбом получился необычным, непохожим на то, что раньше выпускалось «Воскресеньем», поэтому поначалу нравился немногим. Потом наши фаны к такой музыке привыкли и даже переписывали ее друг у друга.
Выбрав погожий осенний день, я зашел в храм. Купил несколько свечей, подал записку за упокой родных и близких, не забыв вписать туда ушедших из нашего бренного мира музыкантов группы СВ.
Вечерняя служба ещё не началась, в храме было немноголюдно, поэтому сделал пару фотографий, не боясь помешать кому-то молиться.
Выйдя из храма позвонил Чиненкову и задал ему несколько вопросов.
А. М. - Александр Михайлович, почему так много рок-музыкантов стали воцерковленными?
А. Ч. - У меня нет одного ответа. Пути к Господу неисповедимы. У каждого своя дорога. Но, соглашусь, многие музыканты из моего поколения пришли в церковь. Вадим Голутвин, Евгений Казанцев были глубоко верующими людьми. Валера Дурандин сейчас поёт в храме. У каждого из них своя дорога. Да ты наверняка знаешь историю Юры Фокина, барабанщика "Цветов". И еще есть пример отца Алексия (Чекмарева), бывшего нашего осветителя, недавно принявшего монашеский постриг.
А. М. - А Вы в храме поёте?
А. Ч. - Да. Сейчас чаще в храме на Селигере, где живу летом. А в Москве в последние годы существует тенденция приглашать профессиональных певчих, имеющих соответствующее образование. И это, наверное, хорошо. А я, хоть и имею музыкальное образование, но не хоровое. Я духовик. А вот Валера Дурандин по образованию хоровик. Но я всё равно пою в церкви, чаще всего в Больничном храме в честь святого страстотерпца врача Евгения (Боткина) при ГКБ № 57. К слову, настоятель этого храма отец Максим Синюк по образованию музыкант, скрипач. Но при этом он потомственный священник, и отец у него, и дед, были священниками. Мы быстро нашли с ним общий язык.
В интернете есть интересная версия происхождения топонима Ваганьково. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе. Если принять эту версию, то весьма символично, что лучший отечественный рок-бард Алексей Романов именно здесь создал один из самых значимых своих альбомов - "Радуюсь". Обязательно рекомендую его прослушать, если еще не слышали! Кстати, относительно недавно, в 2022 году, этот альбом впервые издали на виниле.
Смотрите хорошее кино, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.