Найти в Дзене
Записки москвитянина

ХРОНИКИ КАК ДИАГНОЗ

ЗАТЯНУТЫЙ ПЛЕВОК В РУССКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Что это я сейчас пытался честно смотреть на канале «Россия-1»? Как можно, всю жизнь работая в кино (и даже в Голливуде), снять незнамо что – антиисторическую костюмированную тягомотину?

Сценарий «Хроник русской революции» написал сам Андрон Кончаловский вместе со своим постоянным соавтором Еленой Киселевой. Собственно, сценария никакого и нет – так цепь сценок, разговоров в гостиных и в кабинетах охранки. Начинается с живой и примитивной сцены ограбления в банке Гельсингфорса (Хельсинки), а потом - просто чёрт знает что.

1-я серия почему-то называется «Рассвет». Там ничего не брезжит, а сразу начинается с лживой первой фразы. После взрывов и затонувших кораблей голос за кадром вещает: «В начале XX века, после поражения в Русско-японской войне, страна находится в глубоком кризисе, и Россию охватывают волнения, назревает революционная ситуация. Но ведь в начале года, 22 января 1905 года, случилось событие, вошедшее в историю как Кровавое воскресенье. В этот день военные по приказу царя расстреляли мирную демонстрацию, что привело к двум годам революционных потрясений, затронувших все слои общества. А 5 сентября 1905 года, в американском городе Портсмуте при посредничестве президента США Теодора Рузвельта (просто миротворец Трамп!) был подписан мирный договор, завершивший Русско-японскую войну 1904-1905 годов.

Благородный и вялый Николай
Благородный и вялый Николай

Никакого Кровавого воскресения и других внятных провалов монархии – нет. Хотя вялый поп Гапон в 1-й серии присутствует. О нём восторженно говорит усиленно окающий Горький: «Я вас не узнал, отец Георгий, вот что значит Европа!». Пролетарский писатель и от Парвуса в восторге: «Если бы не он – меня в Европе и знали бы».

Но дело не в отдельных нестыковках и дурацких придумках - это просто невозможно смотреть как кино. Какие-то невнятные сцены, выпивки, растянутые разговоры без драматургии и характеров. А что вы хотите? – это ж хроники… Ну да, без претензий, пусть ваяет и пожирает экранное время. Но о сериале «Хроники русской революции», снятом Андреем Кончаловским и спродюсированном Алишером Усмановым (!), в СМИ начали талдычить задолго до премьеры — интерес к проекту подогревался обещанным масштабом задумки, а также тем, что кастинг якобы проводился во «всенародном» формате. Кроме звезд, в пробах принимали участие театральные артисты из разных городов и даже претенденты без профессионального опыта – лишь бы сходство было. Однако в конце концов на главные роли режиссер и сценарист Кончаловский все же утвердил известных исполнителей – вплоть до пародийного Ленина – Ткачука-Япончика.

Кто эта лобастая кукла - Ленин?
Кто эта лобастая кукла - Ленин?

Одновременно критики и зрители до последнего гадали, чего ожидать от сериала с такими амбициями. Сам Кончаловский описывал свою задумку так: «Это попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела. И те и другие имели право быть неправыми. Мне очень важно, чтобы исторические личности в этой картине вызывали эмоциональный отклик: не император или Ленин как вождь и трибун, а просто люди со слабостями, с претензиями, с надеждами. Но это нелегко, потому что существуют шаблоны, стереотипы, архетипы». Ну да, и эти стереотипы вульгарными подходами, анекдотами и субъективными придумками не пересилить. Если Пастернак писал про Ленина: «Он управлял теченьем мысли и только потому – страной», то никакому Ткачуку с бессмысленным взглядом - его не осилить.

Прохоров и Славина - идиллия
Прохоров и Славина - идиллия

В особом контрреволюционном отделе МВД, которым герой Борисова назначен управлять с личной санкции императора (Никита Ефремов) как раз банальные расхожие фигуры: что ни сотрудник — то бестолковый пьяница. Но Прохоров, вроде, собирательный образ, как и главная героиня Юлия Высоцкая (не ради ли её всё и замышлялось?). Интересно в титрах: на всех актёров - одна гримёрша, но следующая строка: грим Юлии Высоцкой – две фамилии!

Образ Ариадны Славиной вобрал в себя якобы все черты эпохи, в которой она существует. Серебряный век в революции, так сказать. У Ариадны, с одной стороны, есть черты баронессы Будберг — железной женщины Берберовой, серьезной, интересной, работавшей одновременно на три разведки. У нее, как и положено у большинства женщин Серебряного века - масса любовных связей, среди них — Горький и Уэллс. И молодой гений-пианист. Мама его говорит Ариадне: «Конечно, связь с вами лучше, чем публичный дом, но вы ведь в два раза старше его. Через несколько лет вы будете ему не нужны.

- Мне очень жаль, но просьбу вашу не выполню.

«Когда такой характер ложится на эту эпоху и на эти события, происходит взрыв. У меня ощущение, что такая героиня нужна в этой истории, чтобы как-то уравновесить локомотив происходящих событий каким-то живым, эмоциональным ядром. Наверное, Ариадна — самое чувственное, что есть в этой истории», — объясняет исполнительница роли Высоцкая. И добавляет полную чушь: «Она хотела сделать так, чтобы страна изменилась. Так, чтобы люди жили лучше, так, чтобы из такой стагнации, в которой находилась России, все вышло на новые уровни», — косноязычно объясняет Высоцкая.

Она хочет, чтобы люди жиди лучше?
Она хочет, чтобы люди жиди лучше?

Да все уверяли, будто хотели, чтобы страна изменилась – олигарх Усманов, резонёр Андрон Кончаловский, многие либералы - ниспровергатели Ленина и Горького. Вот и получили то, что имеем. В том числе – и в искусстве. Разве можно было себе представить прежде, чтобы по заказу Гостелерадио была снята не «Ирония судьбы», даже не «ТАСС уполномочен», а вот такая субъективная и невразумительная тягомотина.

Выключил телевизор с чувством недоумения и некоторого ужаса, не досмотрев 2-ю серию, и, надеюсь, никогда не включу, если не надо будет очередное враньё обличить.

АНДРОНУ КОНЧАЛОВСКОМУ – АВТОРУ «ХРОНИК…»

Он прочёл немало книжек

И назвал «кинороман».

Не роман, а – цепь интрижек,

Скука, пошлость и обман!