Найти в Дзене
Свободные науки

Как египтяне договаривались с мертвыми: древние письма, которые меняют представление о загробной жизни

Деталь египетского рельефа. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/558085 «Я твой товарищ на земле, сражайся за меня!» Это не заклинание и не магический ритуал – это обычное письмо, которое древний египтянин оставлял у могилы своего умершего родственника. Такие послания, известные как «письма мертвым», открывают совершенно иной взгляд на отношения между живыми и умершими в Древнем Египте. Что такое «письма мертвым» Новосибирский ученый Аркадий Демидчик и исследовательница из Санкт-Петербурга Анна Хапрова изучили уникальные надписи, созданные в Египте в 3-2 тысячелетиях до н. э. Эти послания, найденные в гробницах и некрополях, представляют собой прямые обращения живых к умершим родственникам с просьбами о помощи. Письма выглядели по-разному: кто-то писал на керамических черепках (остраконах), кто-то – на папирусе. Их оставляли прямо в гробницах или возле них. Иногда письма адресовали конкретному человеку: «Моему отцу», «Моей матери», «Моему брату». Египетский остр
Оглавление

Деталь египетского рельефа. Источник:  https://www.metmuseum.org/art/collection/search/558085
Деталь египетского рельефа. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/558085

«Я твой товарищ на земле, сражайся за меня!» Это не заклинание и не магический ритуал – это обычное письмо, которое древний египтянин оставлял у могилы своего умершего родственника. Такие послания, известные как «письма мертвым», открывают совершенно иной взгляд на отношения между живыми и умершими в Древнем Египте.

Что такое «письма мертвым»

Новосибирский ученый Аркадий Демидчик и исследовательница из Санкт-Петербурга Анна Хапрова изучили уникальные надписи, созданные в Египте в 3-2 тысячелетиях до н. э. Эти послания, найденные в гробницах и некрополях, представляют собой прямые обращения живых к умершим родственникам с просьбами о помощи.

Письма выглядели по-разному: кто-то писал на керамических черепках (остраконах), кто-то – на папирусе. Их оставляли прямо в гробницах или возле них. Иногда письма адресовали конкретному человеку: «Моему отцу», «Моей матери», «Моему брату».

Египетский остракон (Источник: https://humus.livejournal.com/638294.html)
Египетский остракон (Источник: https://humus.livejournal.com/638294.html)

Принцип взаимности (реципрокности)

Самое интересное, что выяснили исследователи – древние египтяне верили в принцип взаимности между мирами живых и мертвых. Это означает, что умерший мог помочь живому, но и живой человек должен был «отплатить» покойному.

В письмах постоянно звучит идея: «Я тебе – ты мне». Например, автор письма напоминает умершему: «Я твой товарищ на земле», а затем просит: «Сражайся за меня!» Это не просто мольба – это напоминание о долге, о взаимной ответственности. Например, один из авторов «письма» (надписи на чаше) «по имени Шепси возмущен тем, что его умерший брат будто бы действует против него, хотя Шепси, принял на себя его долговые обязательства и устроил его похороны».

Чаша из гробницы Кау с письмом к мертвым родителям (Источник: https://www.ucl.ac.uk/museums-static/digitalegypt/qau/tombs/7695.html)
Чаша из гробницы Кау с письмом к мертвым родителям (Источник: https://www.ucl.ac.uk/museums-static/digitalegypt/qau/tombs/7695.html)

Какие просьбы были самыми популярными

Египтяне обращались к умершим с самыми разными проблемами:

• О защите от врагов – «Сражайся за меня!»

• О здоровье – просьбы исцелить болезни.

• О помощи в делах – чтобы удача сопутствовала в работе или судебных тяжбах.

• О справедливости – чтобы покойный «рассудил» тех, кто обидел живого.

Иногда просьбы звучат очень лично: «Почему ты не защищаешь меня?» или «Помоги мне, как я помогал тебе!»

Почему это важно для понимания древнего мира

Обычно мы думаем, что древние люди боялись смерти и мертвых. Но «письма мертвым» показывают совсем другое: египтяне не боялись умерших родственников, они считали их частью своей социальной сети. Умерший не исчезал навсегда – он переходил в другой мир, но продолжал быть членом семьи, который мог и должен помогать.

Это меняет наше представление о древней культуре. Оказывается, отношения между живыми и мертвыми строились на том же принципе, что и между живыми людьми: на взаимопомощи, долге и ответственности.

Расписной саркофаг Гуа (ок. 1985-1795 годы до н.э.), XII династия. Британский музей (Источник: сайт Рувики)
Расписной саркофаг Гуа (ок. 1985-1795 годы до н.э.), XII династия. Британский музей (Источник: сайт Рувики)

Современные параллели

Сегодня мы тоже «общаемся» с умершими: пишем сообщения на страницах памяти в соцсетях, оставляем цветы и записки на могилах, говорим с покойниками на кладбище. Возможно, эта потребность в связи с умершими родственниками – универсальная черта человечества, не зависящая от времени и культуры.

Как отмечают сами исследователи, изучение таких текстов помогает нам не только лучше понять древний Египет, но и задуматься о том, как устроены человеческие отношения — и как они продолжаются даже после смерти.

----

Публикация подготовлена на основе научной статьи А. Е. Демидчика и А. В. Хапровой «Я твой товарищ на земле, сражайся за меня!»: принцип взаимности в древнеегипетских «письмах мертвым» конца III – начала II тысячелетия до н. э. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 1.

Еще больше интересных статей вы найдете на сайте журнала:

Архивы