История формирования самоценности идет из детства. Но детство прожито, а прошлое, как известно, не вернешь.
Что же делать с этой утраченной самоценностью, можно ли ее восстановить?
Да, можно. Путь не простой, не быстрый, но реальный.
Первое направление работы, которое предстоит человеку по восстановлению своей самоценности — это узнавать себя.
Чтобы жить своей жизнью в соответствии со своими склонностями, истинными желаниями, нужно сначала эти желания понять. Понять, какими качествами я обладаю, что я могу и чего не могу.
Отношения окружающих и их слова годами выстраивали в нашей голове представление о том, кто я есть, на что я способен.
И под этим влиянием мы часто развиваем привычку судить себя, исходя из желания чему-то или кому-то соответствовать, удовлетворять чужие потребности.
А так как нарушение самоценности возникло прежде всего из-за искажённого образа себя, важно составить собственное представление о себе заново или достроить то, которое у нас есть.
Это и будет основой убеждений, касающихся вас и всего того, кем и чем вы позволяете себе быть или не позволяете себе стать. Важно проверять на истинность представления о себе, которые вы получили в наследство из своего детства.
И зная себя, вы сможете определить, кем вы являетесь и кем хотите стать. В том числе, как можно взять ответственность за свою жизнь и стать по-настоящему взрослым.
Второе направление — это восстановить свои права. Особенно права на жизнь.
Даже если вас не хотели или вы не оправдали ожидания в отношении вас, или продолжаете их не оправдывать. Теперь ваша задача — дать себе на это право.
Если в детстве этой властью были наделены родители или другие взрослые, то теперь эти права можете взять только вы. Их невозможно дать. Вы можете их только взять. И это ещё один шаг на пути к восстановлению вашей самоценности.
Третий шаг — это построение своих границ. Результатом того, что с нами делали в детстве, границы могут быть как размытыми, так и чересчур плотными.
И, как правило, управление своими границами возможно тогда, когда я уже понял, кто я есть и что конкретно я хочу защищать. Ощущение собственных границ — важное составляющее чувство собственного достоинства.
Оно даёт ответ на вопрос, что со мной делать нельзя, а что можно.
Четвёртый шаг — это учиться проявлять себя.
Проявлять, показывать, позиционировать себя. Для каждого человека этот термин звучит по-разному и может меняться со временем. Но в целом это принципиально важно — когда мы говорим о проявлении себя, то мы говорим об уважении к себе и к своим потребностям.
Это значит, что я прямо, чётко могу выразить свою точку зрения в любых ситуациях. То есть это способ, через который мир будет узнавать вообще, что мы есть и кем мы являемся. Что мы хотим, чего не хотим. А главное, чем мы отличаемся, в чем наша уникальность.
Пятый шаг — это построение здоровых отношений с другими людьми, которые основаны на самоценности каждого — и вас, и другого.
Конечно, прохождение этих шагов не обязательно может идти линейно. Взрослый человек, обладающий осознанностью, может начинать с любого пункта, так как они выделены условно и неразрывно связаны между собой.
Главное помнить, что на это уйдет время и силы. На это уйдет не один год. Каждый из этих пунктов – это большая работа, которую можно делать как с помощью психотерапии или общения с людьми, или нового опыта, или чтения.
Но никто эту работу не сделает за вас.
Даже если сейчас вас начнут хвалить ваши родители, признавать вас, это уже будет по-другому. Это не даст того эффекта, который был бы в детстве.
Теперь это только ваша проблема и ваша ответственность.
Но мы — это не то, что с нами сделали в детстве. Мы — это то, что мы делаем с тем, что с нами сделали в детстве.
Буду рада видеть вас в моём телеграмм-канале "Епифанцева Анна -- психология с заботой о себе", https://t.me/psihologannae заходите!