Найти в Дзене

Ужин с актерами и еда с планшета: Как рестораны превратились в театр и что нас ждет дальше

«Вам все понравилось?» — этот вопрос в ресторане Альберта Адриа звучит не после ужина, а после многочасового спектакля, где блюда — лишь часть грандиозного шоу. Помните время, когда ресторан был просто местом, где вкусно кормят? Забудьте. Сегодня вас могут поднять в небо на подъемнике, усадить за стол на дне океана или заставить есть десерт под аккомпанемент футбольного комментатора. Добро пожаловать в эру «экономики впечатлений», где мы платим не за еду, а за эмоции. Открытые кухни, за которыми можно наблюдать, как за работой ювелиров, — это лишь первый шаг. Сегодня шефы стали режиссерами, официанты — актерами, а обеденный зал — сценой. Это уже не кулинария, а полноценное мультисенсорное искусство. И за него люди готовы платить безумные деньги. Ужин в Sublimotion на Ибице обойдется в 1500 евро с человека. Вы платите не за двадцать блюд, а за двадцать сцен в уникальном гастрономическом спектакле. Идея превратить трапезу в искусство не нова. Еще в 1960-х художница Элисон Ноулз проводила
Оглавление

«Вам все понравилось?» — этот вопрос в ресторане Альберта Адриа звучит не после ужина, а после многочасового спектакля, где блюда — лишь часть грандиозного шоу.

Помните время, когда ресторан был просто местом, где вкусно кормят? Забудьте. Сегодня вас могут поднять в небо на подъемнике, усадить за стол на дне океана или заставить есть десерт под аккомпанемент футбольного комментатора. Добро пожаловать в эру «экономики впечатлений», где мы платим не за еду, а за эмоции.

Зачем шефу паяльная лампа? Театрализация как главный тренд

Открытые кухни, за которыми можно наблюдать, как за работой ювелиров, — это лишь первый шаг. Сегодня шефы стали режиссерами, официанты — актерами, а обеденный зал — сценой.

  • В чикагском Alinea десерт могут «нарисовать» соусами прямо на столе в стиле Джексона Поллока, а гости потом с удовольствием едят это абстрактное искусство.
  • В лондонском Parlour шеф Джесси Данфорд Вуд раскладывает десерт под музыку из «Космической одиссеи», орудуя паяльной лампой, а из стены вырываются ароматные клубы дыма.
  • В The Fat Duck Хестона Блюменталя вам подадут морскую раковину с наушниками. Надев их, вы услышите шум прибоя и крики чаек, пока едите блюдо из морепродуктов. Это не просто красиво — это научно обоснованно. Исследования доказали: звуки моря делают вкус рыбы и устриц более ярким и свежим.

Это уже не кулинария, а полноценное мультисенсорное искусство. И за него люди готовы платить безумные деньги. Ужин в Sublimotion на Ибице обойдется в 1500 евро с человека. Вы платите не за двадцать блюд, а за двадцать сцен в уникальном гастрономическом спектакле.

Еда как перформанс: От футуристов до наших дней

Идея превратить трапезу в искусство не нова. Еще в 1960-х художница Элисон Ноулз проводила хеппенинги «Приготовь салат», где нарезала овощи для сотен людей под музыку Моцарта.

А в 1969 году Барбара Смит устроила «Ритуальную трапезу», которая больше напоминала пытку. Гостей заставляли ждать на улице, одевали в хирургические халаты, кормили едой из пробирок и плазменных пакетов под видеоряд с операцией на открытом сердце. Цель была не накормить, а шокировать и задуматься.

Современные шефы пошли дальше. В ресторане Mugaritz в Испании вам могут подать блюдо, которое, как знает шеф, вам, скорее всего, не понравится (например, очень горький местный деликатес). Но оно необходимо для повествования, для передачи культурного кода. Это вызов вашим вкусовым привычкам и границам между едой и искусством.

Цифровое завтра: Еда будущего уже здесь

Если вы думаете, что на этом креатив шефов иссяк, вы ошибаетесь. На смену театральным постановкам приходят цифровые технологии.

1. Еда с планшета вместо тарелки.
Зачем нужна фарфоровая тарелка, если можно подать блюдо на экране планшета? В ресторане
Arzak в Сан-Себастьяне лимоны-гриль с креветками лежат на «горящих углях» — это видео на планшете, сопровождаемое звуком потрескивающих поленьев. Гости уверяют, что это усиливает вкус и аромат.

2. Виртуальная реальность на кухне.
Проект
Project Nourished предлагает «гастрономическую виртуальную реальность». Вы надеваете шлем и едите безвкусный низкокалорийный гидрогель, но виртуально находитесь на Марсе и поглощаете чизкейк. Ваш мозг обманывается, и вы получаете удовольствие от «еды» без последствий для фигуры.

3. Цифровые вкусы и запахи.
Японские исследователи работают над технологией, которая с помощью электрической стимуляции языка может имитировать вкус соленого или кислого. Представьте вилку, которая «досаливает» ваше блюдо без грамма соли. Пока что ощущения далеки от идеала, но это вопрос времени.

4. Роботы-шефы и роботы-бармены.
В Харбине уже работает
Robot Restaurant, где пельмени и лапшу готовят и подают двадцать роботов. На круизных лайнерах компании Royal Caribbean коктейли смешивает робот-бармен Makr Shakr, способный приготовить до тысячи напитков в день. Сможет ли робот заменить вдохновение живого шефа? Вряд ли. Но для стандартизированных процессов — уже да.

Билл не за еду, а за воспоминание

Что движет этой революцией? Мы живем в эпоху, когда впечатления стали ценнее вещей. Мы покупаем не стейк, а историю о том, как он был приготовлен на ваших глазах. Мы платим не за десерт, а за момент, когда официант-фокусник заставил его вспыхнуть у вас на столе.

Рестораны будущего — это гибриды театра, художественной галереи и научной лаборатории. Их успех зависит от того, смогут ли они постоянно удивлять. Как говорит нью-йоркский ресторатор Дэнни Мейер: «Создать зрелище непросто… чем больше оно становится театральным, тем ближе тот предел, когда вам больше не захочется смотреть ту же постановку».

А что вы выбираете?
Идеально приготовленный стейк в тихом, уютном ресторане или 20-минутное шоу с паяльной лампой и поеданием десерта со стола? Готовы ли вы надеть наушники и шлем виртуальной реальности ради нового вкусового опыта?