Найти в Дзене
Диванный Адмирал

Когда СССР решил, что законы физики – это просто рекомендации: история двух безумных подлодок

Ахой, мореманы! Сегодня у нас с вами история о том, как советские инженеры в разгар холодной войны создали две подлодки, которые до сих пор заставляют западных адмиралов недоверчиво качать головой, а то и, как знать, может, и просыпаться в холодном поту. Одна из них была быстрее торпеды, вторая – больше авианосца. И обе настолько безумны, что кажется, будто их придумали сценаристы фантастических фильмов, а не реальные конструкторы. Но они существовали. Это абсолютно реальная история. Поехали, я знаю, вам тоже не терпится узнать побольше! 1971 год, Северодвинск. Тогда там было построено нечто невероятное – проект 705 «Лира». НАТО окрестит её «Alfa», и это название войдёт в кошмары западных подводников на добрые десятилетия вперёд. 41 узел под водой. Мы с вами обсуждали, как считается скорость в узлах, так что только вдумайтесь в эту цифру. Это при переводе во всем понятные единицы около 76 км/ч под водой! Для сравнения, вот просто чтобы вы понимали уровень нереалистичности этой цифры, н

Ахой, мореманы! Сегодня у нас с вами история о том, как советские инженеры в разгар холодной войны создали две подлодки, которые до сих пор заставляют западных адмиралов недоверчиво качать головой, а то и, как знать, может, и просыпаться в холодном поту. Одна из них была быстрее торпеды, вторая – больше авианосца. И обе настолько безумны, что кажется, будто их придумали сценаристы фантастических фильмов, а не реальные конструкторы.

Но они существовали. Это абсолютно реальная история. Поехали, я знаю, вам тоже не терпится узнать побольше!

Подлодка, которая обгоняла собственные торпеды

1971 год, Северодвинск. Тогда там было построено нечто невероятное – проект 705 «Лира». НАТО окрестит её «Alfa», и это название войдёт в кошмары западных подводников на добрые десятилетия вперёд.

41 узел под водой. Мы с вами обсуждали, как считается скорость в узлах, так что только вдумайтесь в эту цифру. Это при переводе во всем понятные единицы около 76 км/ч под водой! Для сравнения, вот просто чтобы вы понимали уровень нереалистичности этой цифры, несмотря на всю задокументированную ее реальность, современные торпеды той эпохи шли со скоростью 40-45 узлов. То есть эта подлодка теоретически могла уходить от передового оружия. Абсурд, научная фантастика? Для всего остального мира – да. Для советских инженеров, как выяснилось – обычный вторник.

Но скорость – это только начало. Корпус целиком из титана. Вы представляете, насколько это вообще дорого и сложно? Титан прочнее стали, легче, не ржавеет, но варить его – это высший пилотаж металлургии. Зато «Альфа» могла нырять на глубину свыше 600 метров, где любая другая подлодка просто сплющилась бы, как консервная банка.

Оцените монстра! "Альфа" (она же, как мы помним, "Лира")
Оцените монстра! "Альфа" (она же, как мы помним, "Лира")

А еще хотите порцию фантастики? Как вам концепт, который советские инженеры выродили в реальность: реактор на жидком металле. Сплав свинца и висмута, разогретый до 300 градусов. Компактный, невероятно мощный, но капризный, как примадонна. Если температура падала ниже критической, весь реактор превращался в застывший металлический слиток. Причем сразу и навсегда.

А что по экипажу? Всего 31 человек. Для подлодки такого класса это смехотворно мало. Всё благодаря автоматизации, опередившей время на десятилетия.

Но был нюанс: «Лира» шумела как товарный поезд. Её жидкометаллические насосы ревели так, что американские гидроакустики засекали её за сотни километров. Плюс реакторы первого поколения были настолько ненадёжными, что одна из подлодок просто встала – реактор застыл прямо в море.

А ещё она была безумно дорогой. Настолько, что даже СССР, привыкший не считать деньги на оборонку, в какой-то момент сказал: «Хватит».

"Акула". Сейчас мы к ней и перейдем.
"Акула". Сейчас мы к ней и перейдем.

А теперь мотнем время на 1980 год и познакомимся с полной противоположностью «Альфы» – проектом 941 «Акула», или «Typhoon» по натовской классификации. Помните разные научно-фантастические базы, да? Из книг и фильмов? Ну вот это что-то такое и было.

«Акула» – это плавучая крепость. Крупнейшая подводная лодка в истории человечества. 48 000 тонн водоизмещения. Длина почти как два футбольных поля. Экипаж 160 человек. Внутри — два независимых прочных корпуса, между которыми торчат 20 баллистических ракет Р-39. Каждая ракета несёт 10 ядерных боеголовок. Посчитали? 200 ядерных зарядов на одной подлодке. По большому счету, этого достаточно, чтобы стереть с лица Земли целый континент.

И вот эта вот махина была создана для скрытного патрулирования под арктическими льдами. Представьте просто уровень ночного кошмара: чудовище размером с небольшой городской квартал бесшумно скользит подо льдом Северного Ледовитого океана месяцами, готовое в любой момент всплыть, проломить лёд и выпустить в сторону неприятеля Армагеддон.

А знаете, что было внутри? Держитесь крепче. Сауна! Бассейн! Зал для отдыха! Для экипажа создали условия, чтобы они могли месяцами находиться в автономном режиме без потери боеспособности. Это был не просто корабль – это был подводный город.

Проблема? Стоимость. Что, в общем-то, очевидно. Одна «Акула» стоила как три обычных атомных подлодки. Планировали построить 12. Построили 6. И даже эти шесть чуть не разорили страну.

Фотография внутреннего убранства "Акулы". Там дальше бассейн. Фотографии с "Дмитрия Донского" (одна из подлодок типа "Акула", собственно говоря), авторство указано на фотографии
Фотография внутреннего убранства "Акулы". Там дальше бассейн. Фотографии с "Дмитрия Донского" (одна из подлодок типа "Акула", собственно говоря), авторство указано на фотографии

Сегодня оба этих типа подлодки списаны. «Альфы» ушли на покой в 1990-х – слишком дороги и сложны. «Акулы» последовали за ними, только одна осталась в строю, но и то, скорее как музейный экспонат, чем боевая единица.

Но знаете, что? Рекорд скорости «Лиры» не побит до сих пор. А «Акулу» по размерам никто даже не пытался превзойти – слишком безумная затея.

Эти проекты – эхо эпохи, когда инженеры не спрашивали "зачем?", а спрашивали "как?", а технические ограничения воспринимались как личное оскорбление. И, знаете, наверное именно поэтому они до сих пор остаются непревзойденными легендами.

Такие вот дела. А как на ваш взгляд – это был триумф инженерной мысли или просто безумная трата ресурсов на тяге панических настроений Холодной войны? Как всегда, буду ждать ваших мнений, предложений, историй и замечаний в комментариях, всем, решившим подписаться — добро пожаловать на борт, а я покуда откланиваюсь. Семь футов под килем и до новых встреч!