Найти в Дзене

Чешский «подарок» Гитлеру: как трофейные танки Pz.Kpfw.38(t) стали основой шести немецких танковых дивизий под Москвой

Оглавление

В сентябре 1938 года западные державы, уверенные, что им удалось «умиротворить» нацистского диктатора, подписали Мюнхенское соглашение, оторвав от Чехословакии её ключевые промышленные районы. Ещё через полгода, в марте 1939-го, вермахт уже без всякого сопротивления занял Прагу. Ликующие немецкие генералы даже не подозревали, что этот бескровный захват станет одним из важнейших стратегических приобретений Третьего рейха накануне мировой войны.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E

Среди трофеев оказались не только склады с вооружением и современные заводы, но и новейший лёгкий танк LT vz.38 — машина, которой было суждено под именем Pz.Kpfw.38(t) пройти пол-Европы и стать костяком целых шести танковых дивизий вермахта в их роковом походе на Москву. Как же вышло, что чешская конструкция, а не немецкая, оказалась одной из самых массовых в стане захватчиков в решающий момент Великой Отечественной войны?

Нежданный трофей: как Pragа TNH стала «панцером»

Когда немецкие войска вошли в Чехословакию, на заводах фирмы ČKD (позже переименованной в BMM) они обнаружили готовые образцы и оснастку для производства перспективного лёгкого танка LT vz.38, только что принятого на вооружение чехословацкой армией. Немецкие специалисты, оценив машину, пришли в восторг: танк отличался великолепной надёжностью ходовой части, мощным для своего класса двигателем и простотой в производстве. Он превосходил по ряду параметров собственный лёгкий Pz.II и не слишком уступал более тяжёлому и сложному Pz.III. Уже в июне 1939 года заводы в Праге приступили к выпуску этих машин для вермахта под индексом Pz.Kpfw.38(t) (t — от tschechisch, «чешский»).

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E во время французской компании
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E во время французской компании

К маю 1940 года, к началу кампании во Франции, в войсках их было уже около 240 штук. Именно эти танки, вместе с другими трофейными Pz.Kpfw.35(t), составили значительную часть броневой мощи немецких дивизий, что стало горькой иронией для французов и англичан, позволивших Гитлеру захватить Чехословакию. Первые успехи окрылили немецкое командование, но очень скоро выявился и главный недостаток машины — её бронирование, рассчитанное на защиту лишь от крупнокалиберных пулемётов, было уже недостаточным.

Интересный факт: Немецкие танкисты высоко ценили Pz.Kpfw.38(t) за его манёвренность и безотказность. Экипаж из четырёх человек (командир, наводчик, механик-водитель и радист) располагался в тесной, но продуманной башне и отделении управления, а отличная оптика позволяла эффективно использовать его 37-мм пушку.

«Большая модернизация»: бронелисты взамен времени

Жестокие уроки Франции, где танки несли потери от полевой артиллерии, заставили немцев срочно искать пути усиления защиты. 25 июля 1940 года был подписан новый, массовый контракт на производство модернизированных Pz.Kpfw.38(t). Инженеры столкнулись с дилеммой: требовалось довести толщину лобовой брони до 50 мм, но шасси имело ограниченный запас по массе, а чешские заводы не могли сразу освоить прокат таких толстых монолитных листов.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E в 1941-м году
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E в 1941-м году

Решение нашли в остроумном компромиссе. Вместо одного 50-мм листа на лоб корпуса, подбашенной коробки и башни стали крепить два листа по 25 мм. Такая схема, получившая название «сэндвич», в теории должна была выдерживать попадания 37-мм и 45-мм снарядов. Борта башни и корпуса также усилили до 30 мм. Модернизированная версия, известная как Ausf.E, пошла в серию в ноябре 1940 года. За ней последовали Ausf.F и даже «полуторная» модификация Ausf.S, созданная на основе танков, изначально предназначавшихся для Швеции.

Как вы думаете, могла ли более глубокая модернизация шасси спасти Pz.Kpfw.38(t) от быстрого устаревания, или его потенциал был исчерпан уже к 1941 году?

Несмотря на все ухищрения, боевая масса машины выросла до 9,8 тонн, что перегружало ходовую часть. Но главной проблемой, о которой немцы узнали слишком поздно, стало качество самой чешской брони.

Об этом с горькой прямотой в своих послевоенных мемуарах писал офицер штаба одной из танковых дивизий, полковник Иоганн Финк:

«Мы получили новые «тридцатьвосьмые» с усиленным бронированием и были полны оптимизма. Казалось, теперь у нас есть защита от русских противотанковых пушек. Но первые же бои под Минском и на подступах к Смоленску показали обратное. Наши отчёты в штабы были полны недоумения: лобовая броня часто раскалывалась и трескалась при попаданиях, которые немецкая сталь такой же толщины должна была держать. Экипажи гибли не от пробития брони насквозь, а от смертоносных осколков, которые откалывались с её внутренней стороны. Мы быстро поняли, что наша главная защита — это не броня, а манёвренность и надежность двигателя. Приходилось полагаться на скорость и умение водителя, а не на стальные листы из Богемии».

На острие «Тайфуна»: чешские танки у ворот Москвы

К 22 июня 1941 года вермахт располагал 772 танками Pz.Kpfw.38(t), и около половины из них были машинами «большой модернизации» (Ausf.E, F и S). Именно эти танки стали основной ударной силой целых шести танковых дивизий (7-я, 8-я, 12-я, 19-я, 20-я и 22-я), брошенных на Москву в ходе операции «Тайфун».

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E во время Битвы за Москву
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E во время Битвы за Москву

Поначалу их карьера на Восточном фронте складывалась успешно: надёжная ходовая часть и неплохая проходимость позволяли не отставать от более современных Pz.III и Pz.IV. Однако к осени 1941 года иллюзии развеялись. Выяснилось, что даже усиленная броня не спасает ни от 45-мм пушек советских танков БТ и Т-26 с близких дистанций, ни от огня легендарной «сорокапятки», ни от новых 76-мм орудий танков Т-34 и КВ. Потери были чудовищными: только за июль-август 1941 года безвозвратно выбыло из строя 365 Pz.Kpfw.38(t) — почти половина от их первоначального числа.

Интересный факт: Последней крупной частью вермахта, получившей на вооружение Pz.Kpfw.38(t), стала 22-я танковая дивизия. Именно в её составе эти танки, уже окончательно устаревшие, в марте 1942 года безуспешно пытались наступать в Крыму и понесли тяжёлые потери.

Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E 22-й танковой дивизии вермахта
Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E 22-й танковой дивизии вермахта

К декабрю 1941 года, когда Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой, чешские танки в немецких дивизиях были в основном выбиты. Их хрупкая броня и слабое вооружение не выдержали испытания советской зимой и яростным сопротивлением наших войск. Дальнейшая судьба Pz.Kpfw.38(t) — это уже история не танка, а его великолепного шасси, на котором производились знаменитые истребители танков «Мардер» и «Хетцер».

Таким образом, чешский «подарок», столь легкомысленно подаренный Гитлеру западными политиками, действительно стал на время важной частью бронекулака вермахта. Но у стен советской столицы его карьера трагически оборвалась. Pz.Kpfw.38(t) был хорошей машиной для блицкрига, но тотальная война на уничтожение, которую он встретил в России, требовала совсем других качеств — живучести, ремонтопригодности и способности выдерживать страшные удары.

-6

Он не смог стать полноценным противником для советской бронетехники и артиллерии, доказав, что даже самый удачный трофей не может заменить собственный, грамотно выстроенный танковый парк. История этого танка — это не только история инженерной мысли, но и суровый урок о цене политических ошибок и военного авантюризма.

Если этот рассказ о том, как европейские танки шли на Москву, был вам интересен, поставьте лайк и поделитесь им с друзьями. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы о легендарной технике и героях Великой Отечественной войны.