Метрико-строфическая формула - это то, как в стихотворении сочетаются метр (стихотворный размер) и строфика (деление стихотворения на отдельные части, строфы).
У каждого стихотворного произведения свое деление на части (оно либо есть, либо его нет, и сами части могут быть разного размера, хотя чаще всего это четверостишия). Это - строфика в стихотворении.
Также у каждого стихотворного произведения есть свой метр, или стихотворный размер. также своя рифма (мужская или женская) и способы рифмовки. Это - его метрика.
Сочетание строфики и метрики и составляет метрико-строфическую формулу стихотворения.
Пример. басня Крылова.
Например, в басне Крылова "Волк на псарне" какая метрико-строфическая формула? Она состоит из 2 частей.
1) Метрическая формула басни, то есть ее стихотворный размер - это ямб. Для определения размера нужно выбрать такую строчку во всем стихотворении, где как можно меньше пиррихиев, то есть неправильных стоп, где все слоги безударные.
То есть нам нужны строчки, где легко различаются ударный и безударные слоги в каждой стопе. Вот я нашла такой отрывок:
Тут ловчий перервал в ответ:
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
Ударение падает на каждый второй слог (если не считать пиррихия, который выделим курсивом).
Для наглядности выделим каждый ударный слог жирным шрифтом,и увидим, что каждая стопа представляет собой ямб:
Тут лов // чий пе // рер- вал // в от - вет:
«Ты сер,// а я, // при-я // тель, сед,//
И вол-// чью ва- // шу я // дав-но //на-ту// ру зна //ю;
2) Своеобразие метрики именно в баснях Крылова, и эта басня не исключение, заключается в том, что очень разное количество стоп в каждой строке. Оно сильно колеблется - от 2 стоп (самые короткие строчки - "Попал на псарню", "Иной с ружьем", "В переговоры") до 6 стоп (" Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку").
Поэтому в данной басне нельзя назвать постоянное количество стоп в ямбе. Это разностопный ямб.
Также в басне свободно варьируются способы рифмовки, так что нельзя назвать один способ.
Вид рифмовки: чтобы его определить, надо увидеть, как чередуются рифмы.
Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
(парная рифма)
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
(кольцевая рифма: авваа)
Рифмовка здесь совершенно не классическая, не системная, и очень прихотливая, свободная, своеобразная.
2) Своеобразие строфики этой басни заключается в том, что нет деления на строфы, вся басня представляет собой неделимое целое, от начала до конца.
Пример. басня Крылова. "Свинья под дубом".
Метрика: разностопный ямб (от 4 до 6 стоп в зависимости от строки).
И все ученые труды,- 4 стопы в строке
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.-6 стоп в строке
Строфика: басня написана как единое целое, но в конце есть отдельный катрен (четверостишие), в котором выражена главная мысль, или мораль басни.
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Пример. "Спящая царевна"Жуковского.
Метрика: 4-стопный хорей.
Свадьба,// пир, и // я там // был
И ви// но на // свадьбе // пил;
Строфика: Большая поэма-сказка, без деления на строфы.
Пример: сказка о царе Салтане Пушкина
Царь с ца// рице// ю прос// тился //,
В путь-до// рогу // снаря // дился //,
И ца// рица //у ок// на
Села // ждать е//го од// на.
Метрика: 4-стопный хорей, чередование женской рифмы (2 строки) с мужской (следующие 2 строки). Вид рифмовки: аавв (парная).
Строфика: довольно длинные строфы с разным, совершенно свободным количеством строк.
Пример: Умом Россию не понять. Тютчев.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Метрика: 4-стопный Ямб .
Строфика: одно-единственное четверостишие.