Цырен всегда был спокойным, любознательным, послушным ребёнком. Ещё в школе стал увлекаться историей и решил, что именно с этой наукой хочет связать свою жизнь. В том году на историческом факультете в местном университете не было бюджетных мест, поэтому пришлось поступать на платное обучение.
В конце второго курса мама студента не смогла вовремя внести оплату, и между ней и сыном возник очередной разговор. Цырен в который раз предложил оформить академический отпуск и самостоятельно за год накопить на учёбу. Доржима была против, ведь, по её мнению, лучше было поскорее выпуститься и уже с образованием найти себе работу получше.
10 апреля 2017 года юноша остался у тёти: помогал по дому, нянчился с её детьми. Вечером собрались вместе, стали обсуждать планы на выходные. А на следующий день Цырен исчез…
Должен был забрать двоюродного брата из детсада
Утром 11 апреля 19-летний студент отправился в университет. После второй пары он сообщил, что съездит за физкультурной формой – от вуза до СНТ «Сибиряк», где проживает тётя, всего 15 минут пути на общественном транспорте. Саран попросила племянника забрать днём её сына из детского сада. После этого они должны были встретиться и вместе поехать домой.
Цырен согласился, а сам тут же написал родному брату сообщение, чтобы он забрал малыша вместо него. В 16 часов Самбу привёл двоюродного брата из детсада – к этому времени должен был появиться дома и Цырен. Но его всё не было. Телефон оказался выключенным, на звонки и СМС он не реагировал.
Доржима в этот момент находилась на родительском собрании в школе. Когда ей позвонила сестра и сообщила о произошедшем, женщина начала переживать. Старший сын всегда предупреждал, если где-то задерживается, а раз он недоступен, значит, случилась беда.
Оставил всё дома
В 18 часов семья бросилась искать парня. Спустя почти 2 часа Самбу, вернувшись домой, поднялся в комнату брата и обнаружил там всего его вещи и гаджеты. С собой Цырен забрал только российский паспорт. Близкие поняли, что телефон и прочее родственник оставил намеренно, но зачем? И куда он мог деться?
К 21 часу о пропаже второкурсника знали уже и в полиции, и в отряде «ЛизаАлерт».
– В работу взяли инфорги, и они занимались прозвонами. Инфорги были из Москвы. В Республике Бурятия мы только распространяли [ориентировки] в социальных сетях. Всё, что мы на тот момент могли сделать с учётом того, что народу не было совершенно в отряде, – объяснила руководитель пресс-службы ПСО «ЛизаАлерт» в Республике Бурятия Елена.
Участники поиска разделились на группы и исследовали районы города.
– Мы когда искали, обошли все дворы, весь СНТ, – вспоминала в передаче «Вернувшиеся» мама Цырена. – Всем постучались, всех спросили. Нам даже говорили: «Вы к нам уже третий-четвёртый раз приходите, хватит уже».
Единственная зацепка
На следующий день родные обратились за помощью к одногруппникам студента. Никто не знал, куда мог деться парень, но тут же бросились осматривать берег реки, дворы, заброшенные и жилые здания. Преподаватель тоже подключилась к поискам. Однако никаких результатов они не дали. Телефон и планшет тоже не помогли, так как их предварительно отформатировали.
– Распечатки, конечно, взяли. Там подозрительных звонков телефонных не было. В Интернете попробовали посмотреть его страницы – ничего подозрительного не нашли, – поделилась Доржима.
13 апреля появился свидетель, который видел, как похожий на Цырена молодой человек ехал на автобусе от СНТ «Сибиряк» до СНТ «Профсоюзник». Дальше только река. Следователи предположили, что с юношей мог произойти несчастный случай либо более страшные вещи. Близкие отказывались верить в то, что родственник решил добровольно уйти из жизни.
«До сих пор не нашли?»
На протяжении недели полиция, спасатели и семья прочёсывали местность в этом районе. Подключили квадрокоптеры. Параллельно опрашивали сокурсников и преподавателя. Выяснилось, что Цырен в последние дни пересел с первой парты на заднюю, замкнулся в себе и будто потерял интерес к учёбе.
Резонансный поиск привёл к тому, что через месяц в городе появилось подразделение отряда «ЛизаАлерт». Количество волонтёров возросло в десятки раз. Добровольцы расклеивали ориентировки, опрашивали местных жителей.
– Я брала все звонки. Кто бы ни позвонил, я всем отвечала, – рассказала мама Цырена. – Были даже люди, которые звонили просто поинтересоваться: «До сих пор не нашли? Целый месяц прошёл». Много было звонков – понятно, что люди переживают, конечно.
От отчаяния родители обращались к экстрасенсам и шаманам, но их сведения не помогли. Стали думать, что сын улетел в Южную Корею – популярное место для заработков среди бурятов. Въезд туда был безвизовым, однако загранпаспорт всё равно требовался. Его Цырен оставил дома.
– Возможно, мой брат каким-то образом попал в Корею и не может вернуться оттуда, – переживает Самбу. – Отобрали, может, всё, что он заработал там. Паспорт, билеты – всё отобрали, и он не может выехать.
Новые версии
В полиции проверяли любую информацию – каких-либо передвижений Цырена внутри страны и за её пределами зафиксировано не было. В семье перебирали все возможные сценарии: кто-то мог завербовать парня или держать в качестве раба.
В октябре 2017 года Цырена объявили в федеральный розыск – его ДНК с одежды занесли в базы данных.
Мама и тётя пропавшего ежемесячно печатали ориентировки и раздавали дальнобойщикам в надежде на то, что по пути они разместят их, и кто-то увидит и узнает родственника. Прошло уже 8 лет, но местоположение Цырена до сих пор неизвестно.
– Я всё же надеюсь, что у меня сын уехал на заработки. Где бы он ни был, я всё равно его жду. Сын, если ты меня видишь, если ты меня слышишь, пожалуйста, сообщи хоть какую-нибудь весточку, – не в силах сдержать слёзы обратилась Доржима. – Мы тебя очень сильно любим. Мы тебя очень сильно ждём.
Друзья, ниже мы добавили статьи о людях, которых, как и Цырена, долгое время не могут найти. Если вы видели их или обладаете какой-либо информацией, сообщите по номеру 112.