Найти в Дзене

Усадьба Архангельское Фарфор — третья часть

Павильон «Каприз» — часть дворцового ансамбля музея-усадьбы «Архангельское». Это один из парковых зданий, построенный в конце XVIII века по заказу князей Голицыных в стиле классицизма. «Каприз», от английского folly — «причуда», — это небольшой флигель, который был создан для развлечения гостей. Архитектурные капризы начали появляться в европейских поместьях в XVI–XVII веках, а в XVIII столетии они стали особенно популярны. В Архангельском их ансамбль включал жилой флигель, библиотеку и небольшой сад со скульптурами и цветниками. Со временем название «Каприз» закрепилось за жилым флигелем, который неоднократно перестраивали и приспосабливали под разные нужды. В 1810-х годах там размещали гостей. С осени 1818-го по вторую половину 1820-х в северной части флигеля находилась мастерская по росписи и обжигу фарфора. В 1830–1840-х годах его сдавали как дачу. В 1893 году в здании разместили электростанцию. Возле павильона раскинулись живописные цветники с уютными аллеями и удобными скамейками

Павильон «Каприз» — часть дворцового ансамбля музея-усадьбы «Архангельское». Это один из парковых зданий, построенный в конце XVIII века по заказу князей Голицыных в стиле классицизма. «Каприз», от английского folly — «причуда», — это небольшой флигель, который был создан для развлечения гостей.

Павильон «Каприз». Музей-усадьба «Архангельское». Фотография автора статьи.
Павильон «Каприз». Музей-усадьба «Архангельское». Фотография автора статьи.

Архитектурные капризы начали появляться в европейских поместьях в XVI–XVII веках, а в XVIII столетии они стали особенно популярны. В Архангельском их ансамбль включал жилой флигель, библиотеку и небольшой сад со скульптурами и цветниками.

Со временем название «Каприз» закрепилось за жилым флигелем, который неоднократно перестраивали и приспосабливали под разные нужды. В 1810-х годах там размещали гостей. С осени 1818-го по вторую половину 1820-х в северной части флигеля находилась мастерская по росписи и обжигу фарфора. В 1830–1840-х годах его сдавали как дачу. В 1893 году в здании разместили электростанцию.

Возле павильона раскинулись живописные цветники с уютными аллеями и удобными скамейками, где можно расслабиться и насладиться моментом.

Розовые пионы с многослойными лепестками, напоминающими воздушные облака, раскрывают благоухающие чаши и наполняют воздух лёгкими ароматами. Каждый пион, от светло-розового до насыщенного оттенка, по-своему прекрасен.

Нежные и утончённые цветы символизируют любовь, успех и удачу. Пионы великолепно украшают сады и парки, создавая атмосферу гармонии. Пышные соцветия и ароматы приносят истинное удовольствие. Эти цветы вдохновляют и радуют, напоминая о великолепии окружающего мира.

Белые розы — символ чистоты, невинности и элегантности. Их шелковистые лепестки, словно покрыты звёздной россыпью, излучают мягкое сияние. Белые цветы ассоциируются с началом чего-то нового, искренностью и благородством.

Каждая роза — творение природы. Белые розы особенно очаровательны. Их безупречная форма и тонкий аромат создают ощущение изящества. Они могут быть скромными и нежными или пышными и величественными, в зависимости от сорта.

Белые розы также символизируют любовь и преданность. Это прекрасный подарок для выражения глубоких чувств и благодарности.

Цветущий сад утопает в солнечных лучах. Среди ярких красок выделяется малиновый пион — настоящий король сада. Его пышные лепестки, напоминающие бархат, переливаются от нежно-розового до насыщенного малинового оттенка. Кажется, сама природа создала этот цветок, чтобы дарить радость и восхищение. Сладкий аромат пиона напоминает летний ветерок, проносящийся по полям. Этот цветок символизирует любовь, процветание и долголетие, наполняя сердце душевным теплом.

В Архангельском Н. Б. Юсупов создал частный музей и перевёз сюда лучшие произведения своей коллекции. Помимо картин и скульптур, залы Большого дворца и парковые павильоны украсили предметы прикладного искусства, но особенно выделялся фарфор своей изысканной декоративностью.

После реставрации и частичной реконструкции павильон «Каприза» стал домом для двух выставочных залов и открытого хранения предметов декоративно-прикладного искусства. На обоих этажах павильона «Каприз» проходят выставки. На первом этаже можно увидеть временные и постоянные экспозиции фарфора из коллекции Юсуповых. Второй этаж представляет собой открытое хранилище фондов керамики, стекла и металла.

Декоративный фарфор в коллекции Юсуповых — это настоящие шедевры. В их собрании встречаются редкие и великолепные образцы: роскошные сервизы с изысканной росписью для торжественных приёмов или в качестве подарков для знатных гостей, а также предметы повседневного обихода.

Мне нравится использовать красивую фарфоровую посуду во время трапезы. Чай из таких кружек приносит особое удовольствие. Я написала рассказ на тему «Красивая посуда», где размышляю об этом.

На выставке юсуповского фарфора особенно выделялся поднос из сервиза дежене. Его цвет, золотая роспись, текстура и пейзаж произвели сильное впечатление. Я понимаю, почему Павел I любил пейзажи и изящную архитектуру на фарфоровых изделиях. Это необычно. Пейзажи передают красоту природы, а архитектура — утонченное изящество. Как художница, рисующая картины и расписывающая шкатулки, я была глубоко тронута.

На фоне изысканных интерьеров того времени выделяются утончённые статуэтки, вазы, подносы и фарфоровая посуда. Особенно впечатляют гипсовые бюсты разнообразием стилей. Можно увидеть мифологических персонажей, архитектурные здания, представителей разных профессий и сословий, пейзажи и многое другое.

Иоанн Готфрид Шадов (1764–1850); отлив Эдма Гастеклу. Павел I (1754–1801). Россия, Санкт-Петербург. 1796–1798. Бронза, мрамор цветной, бронза золоченая. Фотография автора статьи.
Иоанн Готфрид Шадов (1764–1850); отлив Эдма Гастеклу. Павел I (1754–1801). Россия, Санкт-Петербург. 1796–1798. Бронза, мрамор цветной, бронза золоченая. Фотография автора статьи.

Репрезентативный парадный портрет Павла I выполнен в нескольких вариантах бронзовых отливок. Я могу долго рассматривать эти изделия, представляя, как мастер создавал своё творение. Каждая деталь и штрих наполнены особым смыслом.

Каждый предмет в коллекции Юсуповых — шедевр, созданный мастерами с тонкостью фарфора и изяществом декора. Это не просто посуда, а настоящие произведения искусства. Они восхищают своей красотой.

Мне очень понравился павильон «Каприз», цветущий сад и выставка фарфоровых изделий. Чтобы полностью передать свои эмоции, нужно увидеть это своими глазами и почувствовать атмосферу.

А Вам нравится фарфоровая посуда? Вы используете её или храните для украшения?

Спасибо за внимание!

С вами была Виктория. 😍

Продолжение следует... 😊

Понравилась статья?

Поставьте палец вверх! 👍

Подписывайтесь на канал, читайте предыдущие статьи, посты и смотрите видео.

Комментируйте, спрашивайте и дискутируйте. 😉

Возможно, вам будут интересны другие мои статьи: 👇

Москва | Вдохновение и Творчество | Дзен
Усадьба Архангельское Фарфор 3ч.
Санкт-Петербург | Вдохновение и Творчество | Дзен