Здравствуйте, дорогие читатели канала «Вдохновение и Творчество»! 🙌😊
«Большой дворец» в музее-заповеднике Архангельском — сердце старинной подмосковной усадьбы и центр величественного дворцово-паркового ансамбля. Это шедевр классицизма и уникальное собрание частного аристократического искусства, сохранившееся в историческом контексте и созданное по удивительному замыслу владельцев.
Архангельское впервые упоминается в документах времён И. Грозного. В 1584 году деревня Уполозы Горетова стана принадлежала А. И. Уполоцкому и Рязанцеву. В начале XVI века в селе возвели деревянный храм Архангела Михаила, который позже обновили бояре Киреевские. Затем Одоевские перестроили храм в камень, и село получило название — Архангельское.
В начале 1640-х годов усадьбу купил боярин Ф. И. Шереметев. В середине XVII века владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года усадьба принадлежала князю М. Я. Черкасскому, а в начале XVIII века Просвещения — князю Д. М. Голицыну.
На протяжении трёх веков усадьбой владели князья Одоевские, Голицыны и Юсуповы. Важную роль в создании дворца сыграли представители эпохи Просвещения. Князь Н. А. Голицын, выпускник Страсбургского университета и путешественник, решил обновить усадьбу и придать ей изумительную красоту. В Париже в 1780 году он приобрёл проект архитектора де Герна, который реализовали в усадьбе.
После смерти Голицына его вдова продала имение. В октябре 1810 года Архангельское стало собственностью князя Н. Б. Юсупова. Он стремился завершить строительство Большого дворца для своего художественного собрания. Руководил работами крепостной архитектор В. Я. Стрижаков. Он учился у немецкого архитектора Кестнера и архитектора М. М. Маслова. Архангельское обязано своим великолепием как крепостным мастерам, так и известным архитекторам, живописцам.
После пожара усадьбу восстанавливали В. Я. Стрижаков с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским и живописцами М. Полтевым, Е. Ф. Шебаниным, Ф. Сотниковыми, И. Колесниковым. В работе участвовали московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников и Е. Тюрин, а также итальянские мастера. Благодаря их искусству Большой дворец приобрёл ампирный стиль.
Интересно, что старинная архитектура Архангельского по цветовой гамме перекликается с Юсуповским дворцом в Санкт-Петербурге. В обоих зданиях использованы жёлтый и белый цвета.
При князе Н. Б. Юсупове усадьба Архангельское преобразилась в величественный комплекс, отражающий роскошь XVIII века. Она стала похожа на «Версаль» — знаменитый дворцово-парковый ансамбль Франции. Роскошные интерьеры и изысканные сады усадьбы впечатляли своей красотой. После его смерти сын, Б. Н. Юсупов, унаследовал большое состояние и огромные долги. Он стремился модернизировать хозяйство, экономя и избегая излишеств отца.
С 1860 года Архангельского посещали император Александр II и его окружение.
В конце XIX – начале XX веков усадьба блистала при последних владельцах — З. Н. Юсуповой и Ф. Ф. Юсупове-Сумарокове-Эльстоне. Сюда приезжали художники А. Н. Бенуа, В. А. Серов, К. А. Коровин, К. Е. Маковский, пианист К. Н. Игумнов и другие деятели русской культуры.
В 1903 в честь А. С. Пушкина, дважды посещавшего усадьбу, установили памятник.
Храм-усыпальница в Архангельском, известный как «Колоннада», был построен в период с 1909 по 1916 годы. Архитектором проекта выступил Р. И. Клейн, скульптурное оформление выполнил Г. Б. Бархин, а художником — И. И. Нивинский.
Идея создания этого величественного мемориального сооружения возникла после трагического события в семье князей Юсуповых: в 1908 году на дуэли погиб их старший сын Николай. В память о нём было решено возвести храм-усыпальницу, посвящённый святителю Николаю. Для этого проекта был приглашён выдающийся архитектор Р. И. Клейн, мастер «исторических» стилей. В своих московских работах он виртуозно использовал архитектурные образы далёких эпох. Например, универсальный магазин Мюра и Мерилиза (ныне ЦУМ) был выполнен в неоготическом стиле, Средние торговые ряды на Красной площади (ныне ГУМ) — в «русском стиле», Бородинский мост — в духе неоклассицизма с мотивами ампира. Неоклассический стиль Клейна, известный своей строгостью композиции и элегантностью декора, был выбран Юсуповыми для храма-усыпальницы. На мой взгляд, это здание напоминает Казанский собор в Санкт-Петербурге. 😉
Весной 1909 года заложили фундамент храма, а к 1912 году основная часть работ была завершена. Скульптурную декорацию здания выполнил ученик и ассистент Клейна, Г. Б. Бархин, который создал лепные детали и барельефы для барабана купола. В 1913 году для росписи храма пригласили И. И. Нивинского, известного живописца и театрального художника, который также сотрудничал с Клейном при создании Музея изящных искусств.
Храм-усыпальница стал завершающим элементом архитектурного ансамбля усадьбы, гармонично вписавшись в его общий облик, который формировался более двухсот лет. Это здание, возвышающееся на высоком цоколе, символизирует стремление к красоте и возвышенности, отвлекая от повседневной суеты. Среди живописных рощ ансамбль храма напоминает островок регулярной планировки, который продолжает линии старинного террасного парка. Проект Клейна предусматривал прямую ось, ведущую от портика храма через новый мост к Большому партеру, но эта идея не была полностью реализована.
Архитектура храма впечатляет своей монументальностью: лестницы ведут к портику, колонны поднимаются к фронтону, а купол на массивном барабане завершает композицию. Сквозные колонны приглашают прогуляться по крытой галерее, охватывающей овальную площадку, окружённую деревьями.
Декор Верхней церкви поражает своей пышностью: сочетание синего, белого и сияющего золота создаёт эффект роскоши. Религиозные мотивы гармонично вплетены в узор растительного орнамента. Нижняя церковь, лишённая декора, отличается строгостью пропорций и симметрией, создавая ощущение гармонии и ясности. Этот интерьер считается одним из лучших примеров русской неоклассической архитектуры.
Строительство храма было прервано Первой мировой войной и революцией, и он никогда не был освящён и использован по назначению. Сегодня это величественное здание является важной частью архитектурно-художественного наследия русского искусства. В 1960–1970-е годы здесь проводились выставки произведений искусства из фондов музея-заповедника «Архангельское». С 1985 года «Колоннада» используется для хранения и показа монументальных полотен из Юсуповского собрания, а с 1998 года её уникальная акустика и красота привлекают внимание ценителей классической музыки.
Любовь — везде, куда бы мы ни посмотрели. 💖
Князь Николай Феликсович Юсупов олицетворял все мечты аристократической матери. Красивый, умный, образованный — настоящий принц из сказки. В 25 лет он стал легендой светского Петербурга. Но его жизнь изменилась, когда он неожиданно полюбил Марину Гейден, которая уже была помолвлена. Это вызвало огромный резонанс в обществе.
Марина родилась в 1889 году в семье генерала Александра Фёдоровича Гейдена и Александры Владимировны Мусиной-Пушкиной. Её воспитывала сестра прабабушки, Аврора Карловна Карамзина. В 19 лет Марину зачислили во фрейлины. На придворных балах она блистала благодаря сдержанной, но искрящейся, как ледяное шампанское, красоте: стройная, голубоглазая блондинка с шёлковыми кудрями привлекала всех вокруг.
Однажды в Мариинском театре Марина встретилась с графом Арвидом Мантейфелем, офицером конной гвардии. Арвид был очарован ею, но Марина не отвечала взаимностью. В 1908 году он попросил её руки, и родители Марины согласились. Но в марте того же года на ужине кружка артистов-любителей Марина встретила Николая Феликсовича Юсупова, наследника богатейшего рода князей. Эта встреча стала роковой.
На благотворительном спектакле, где играл Николай, Марина выбрала роль старухи-горбуньи. Репетиции сблизили их, и Николай попросил родителей разрешить ему жениться на Марине. Ему отказали, а Марина умоляла своих родителей отменить свадьбу. Но они были непреклонны.
Свадьба Марины и Арвида состоялась 23 апреля 1908 года, и молодожёны отправились в Париж. Николай Юсупов не прекратил отношений с Мариной, и они продолжали писать друг другу страстные и тоскливые письма.
В Париже они гуляли, ходили в театр и оперу, не скрывая своих чувств. Граф Мантейфель узнал об этом и потребовал развода, но его сослуживцы убедили вызвать соперника на дуэль.
22 июня 1908 года на Крестовском острове в Санкт-Петербурге состоялась роковая дуэль. Дуэлянты стрелялись с тридцати шагов. Николай выстрелил в воздух, но его противник промахнулся и потребовал сократить дистанцию до пятнадцати шагов. Николай снова выстрелил в воздух, а граф прицелился и смертельно ранил его.
Родовое проклятье Юсуповых сбылось. Но я считаю, что это было трагическое стечение обстоятельств, вызванное детскими переживаниями. В детстве Николай узнал о проклятии от няньки, которую потом уволили. Но ребёнок получил травму и начал относиться к брату Феликсу холодно. Только в 10 лет у них появилась дружба. С детства мальчики жили в страхе перед проклятием. Я думаю, на дуэли Николай сознательно не стрелял в соперника, хотя мог. Он выстрелил дважды в воздух. Это подтверждается его прощальным письмом к Марине Гейден, которое она сохранила на всю жизнь.
Феликс Юсупов всю жизнь ревновал мать к старшему брату. Он был похож на отца внешне, но внутренне был ближе к матери. Николай увлекался театром, играл на музыкальных инструментах и писал картины. Его рассказы публиковались под псевдонимом Роков, и даже Лев Толстой отметил его талант.
Феликс вспоминал:
«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца. Я вошёл и увидел бледного отца перед носилками с телом Николая. Мать, стоя на коленях, казалась обезумевшей. Мы с трудом оторвали её от сына и уложили в постель. Успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Потом мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, не отпускала меня ни на секунду».
Николая похоронили в Архангельском. Арвид Мантейфель покинул полк после дуэли и в 1910 году женился на М. М. Шрейдер. Марина Гейден написала мемуары на французском языке под названием «Рубины приносят несчастье».
В. И. Мухина была скульптором-монументалистом и мастером своего дела. Она умела находить в людях лучшее, воплощать идеалы в своих работах и вдохновлять на будущее. Мухина получила пять Сталинских премий и создала знаменитый монумент «Рабочий и колхозница» высотой 24 метра. Этот символ стал воплощением стальных гигантов, поднимающих серп и молот к небу. В нём чувствуется патетика летящей стали и мощь прекрасных форм.
В портрете полковника И. Л. Хижняка Мухина передала мужественные черты героя. Хижняк с горсткой солдат пошёл в атаку, чтобы дать своей дивизии возможность вырваться из окружения. Он принял огонь на себя и был ранен,
но спасён хирургом С. С. Юдиным, известным и талантливым врачом.
Ещё один портрет героя — полковника Б. А. Юсупова. Он стал одним из первых испытателей боевой машины БМ-13, известной как «катюша». В 1942 году Юсупов был тяжело ранен в голову во время столкновения с немецкими танками под Старой Руссой. Его спасли врачи.
Архитектурно-парковый ансамбль Архангельского возник в эпоху расцвета русского классицизма, вдохновленного античным искусством. Парк создавался одновременно со строительством Большого дворца и постоянно совершенствовался после приобретения усадьбы Н. Б. Юсуповым. Это выдающееся произведение садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века. По композиции и красоте он почти безупречен, отражая вкусы разных эпох и традиции. Строгая логика, гармония архитектуры и парка напоминают итальянские сады эпохи Возрождения и французские регулярные парки, а пейзажные рощи — творения английского ландшафтного дизайнера.
Крепостной архитектор И. Г. Борунов на основе копий межевых планов Архангельского 1815-1818 годов создал яркий художественный образ усадьбы, отражающий европейскую садово-парковую культуру XVIII века. В нём чувствуется влияние французской традиции Версаля. Здесь есть лучевая система аллей, ведущих к северу от центральной части усадьбы, просторный зелёный партер, соединение аллей и боскетов регулярного парка.
В центре имения расположен Большой дворец с колоннадами и флигелями, террасы, зелёный партер, регулярный сад с постройками, Большие оранжереи, а также живописные ландшафты и лесничество. Это позволяет представить масштабное владение князя. На плане отражены парадная и ландшафтная части усадьбы, а также хозяйственная часть села Архангельского с уникальной «розой ветров». В архитектуре роза ветров играет важную роль, помогая учитывать направление, скорость, температуру и влажность ветров при проектировании зданий.
Пейзажный парк Архангельского был обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Здесь деревья лиственных и хвойных пород создавали живописные композиции, напоминая о пейзажах в залах Большого дома. На западе, в Князьборисовой роще, газоны украшали розарии, а в центре Аполлоновой рощи восемь аллей сходились к бюсту Аполлона. На краю леса, спускающегося к Горятинским прудам, стояли десятки теплиц, где круглый год выращивали экзотические фрукты и овощи. К северу от дворца находились Быкова, Прусская и Малиновая рощи с аллеями для верховой езды.
Парк Архангельского делится на регулярную и пейзажную части, каждая из которых представлена тремя типами: итальянским с террасами, французским с геометрически подстриженными насаждениями и английским с естественными формами деревьев.
Оранжерейное хозяйство включало Лавровую и Лимонную оранжереи на холме у Москвы-реки, которые напоминали зимние сады и были окружены жилыми флигелями. К востоку от Лавровой стояли «Римские ворота» — монументальная арка, которая была разобрана. По сторонам от оранжерей архитектор В. Г. Дрегалов построил две беседки. После реконструкции её восстановили в 1970-е годы. Подгорные оранжереи на южном склоне холма защищали деревья зимой. В 1827 году между парком и селом был посажен ботанический сад, купленный у Разумовских.
С XVIII века в Архангельском по моде сентиментализма содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, которые носили имена античных богинь — Диана, Артемида, Гера, Церера. Выбранные не только за пользу, но и за красоту, они паслись на лугах у реки.
В 1829 году крепостной архитектор П. А. Шестаков составил новый план усадьбы, отличающийся от плана 1818 года. В парадной части изменений не было, но по плану можно проследить, как парк рос и развивался. При Н. Б. Юсупове в Архангельском высадили тысячи деревьев: липу, берёзу, ель, сосну, рябину. В оврагах посадили пирамидальный тополь, а вдоль водоёмов — иву. Рощи стали живописнее, появились новые дорожки в Воронковской роще, которые проложили по дну оврагов. В Воронки перенесли птичий двор и зверинец для оленей.
В парке можно найти «Берсо» — уютную и тенистую аллею с арочными сводами из деревьев или кустарников. Здесь приятно укрыться от зноя в жаркий день. Эта зона идеально подходит для фотосессий и прогулок.
От Большого дворца тянется Большой партер в стиле французского регулярного сада. Его украшают скульптуры, мраморные вазы, цветники и фонтаны. От партера расходятся восемь липовых аллей, а террасы с классическими подпорными стенами связывают здание с парком. По сторонам растут уютные английские рощи.
Во времена Юсуповых в парке жили павлины, ламы, фазаны и верблюды. Садовая скульптура часто имеет аллегорическое значение, превращая прогулку в чтение гармоничной книги. Аллегории помогают понять замысел без слов. Мраморные статуи и розы под открытым небом напоминают виллы Италии и переносят в знаменитые французские сады.
Фонтаны — важная часть дворцово-парковых ансамблей. В Архангельском сохранились три фонтана с скульптурными группами XIX века. Оригинальные мраморные скульптуры хранятся в музее.
Большой партер — огромный прямоугольник, окружённый зелёными шпалерами, аллеями и мраморными статуями. Он впечатляет благородством и мощью. Цветники Архангельского всегда гармонировали с общим стилем, величаво обрамляя партеры и создавая яркую кайму.
Южную границу Большого партера определяют две статуи боргезских бойцов — копии античных памятников. До середины 1930-х годов здесь был цветник с фонтаном и статуями Геркулеса и Флоры. Позже их перенесли в другое место.
По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов. Рощи и газоны из лип, подстриженные в форме овалов или прямоугольников, создают разнообразные композиции. Боскеты у оранжерей на холме у Москвы-реки использовали для выращивания рассады. В боскете у малого дворца «Каприз» устраивали открытый манеж для выездки лошадей и трельяжные ниши для отдыха наездников.
Сегодня эта крупнейшая в России коллекция декоративной мраморной скульптуры привлекает внимание. Парковая скульптура гармонично дополняет подстриженные газоны, фонтаны и другие малые архитектурные формы. Произведения группируются по размерам, формам и жанрам, следуя принципам симметрии.
Композиционный состав и расположение скульптур основаны на исторических документах. Это помогает оценить масштаб и красоту замысла архитектора и заказчика. Скульптурно-парковое собрание Нижней и Верхней террасы включает более двухсот изваяний. Среди них барочные фигуры античных богов, портретные бюсты полководцев, государственных деятелей и философов, многофигурные композиции, анималистические работы, гермы, вазы, фонтаны, мраморные скамьи и колонны. Коллекции мраморных портретов, анималистических фигур и ваз остаются одними из самых значимых в России.
Скульптуры созданы во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Их выполнили в Италии и мастерских итальянских и русских мастеров.
В западной части пейзажного парка возвышается храм-памятник Екатерине II, созданный по проекту скульптора Е. Д. Тюрина в 1819 году, похожий на античный портик. За основу взяли мраморное изображение императрицы работы М. И. Козловского. С оригинала сняли гипсовый слепок и отлили бронзовую статую с небольшими изменениями. Аллегорическая композиция воспевает добродетели мудрой правительницы. Богиня-императрица с достоинством восседает на троне, украшенном атрибутами Власти и Правосудия. Её голову венчают лавровый венок и диадема. В одной руке она держит Весы Судьбы — символ справедливости, которые, к сожалению, утрачены. Другой рукой она указывает на лежащий у ног Карающий Меч с вложенным в него свитком законов. Этот образ, напоминающий богиню правосудия Фемиду, подчёркивает связь владельца усадьбы с одной из самых ярких эпох в истории Российской империи. На стене за скульптурой размещены строки из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».
Церковь Архангела Михаила.
В 1823-1824 годах по инициативе Н. Б. Юсупова и по проекту Е. Тюрина были построены «Святые Ворота» рядом с храмом Архангела Михаила. Также началась перестройка самого храма. Небольшой южный придел Иоанна Крестителя демонтировали, перенесли на восток и расширили до размеров северного придела. С западной стороны пристроили галерею. В дальнейшем на стенах храма масляными красками были выполнены росписи.
На мой взгляд, выбрано потрясающее место для памятника. С высокого холма над старицей Москвы-реки открывается завораживающий вид на заречные дали. В произведении искусства скульптор М. М. Антокольский создал изящную скульптуру ангела, стремящуюся ввысь. Он передал мраморной статуе состояние грусти, смирения и отрешённости, одухотворив образ юной героини. Лицо девушки обращено к небу, глаза закрыты, губы слегка приоткрыты, а в руках она держит крест, прижимая к груди, словно читая молитву. У ног Татьяны раскинулись благоухающие цветы. Лёгкость походки, струящееся платье и белоснежные крылья, взметнувшиеся за плечами, создают ощущение движения, словно княжна готова взлететь на небесную лестницу, по которой ангелы поднимаются в рай.
Монумент, установленный на могиле Т. Н. Юсуповой на живописном холме, виден со всех сторон. Вековые деревья подчёркивают его выразительный силуэт, а на фоне старинной церкви и величественных сосен он выглядит особенно впечатляюще. На могиле установлена точная копия, а оригинал находится в музейном павильоне «Чайный домик».
Мастер воплотил интересную идею: у ног княжны — нераскрывшиеся бутоны роз. Этот символ олицетворяет её нерасцветшую жизнь. В розоводстве бутоны роз остаются закрытыми из-за недостатка света или избытка влаги, особенно у самых нежных сортов. Подобно этому, нежная душа девушки не успела полностью раскрыться при жизни...
Посетите усадьбу Архангельское и воочию насладитесь неповторимой красотой, великолепием дворца с белоснежными статуями и уникальной историей удивительного места. Парк с зелёными аллеями и благоухающими цветами создаст неповторимую атмосферу. Величественная колоннада придаст месту особое очарование.
К сожалению, Большой дворец закрыт на реставрацию уже 15 лет, и попасть туда пока нет возможности.
Стоимость единого билета на посещение дворцово-паркового ансамбля Архангельское — 1000 рублей с человека. Билет включает доступ ко всем выставкам усадьбы и парку.
Для получения более детальной информации о ценах посетите официальный сайт государственного музея-заповедника Архангельское.
Спасибо за внимание!
С вами была Виктория. 😍
Продолжение следует... 😊
Понравилась статья?
Поставьте палец вверх! 👍
Подписывайтесь на канал, читайте предыдущие статьи, посты и смотрите видео.
Комментируйте, спрашивайте и дискутируйте. 😉
Возможно, вам будут интересны другие мои статьи: 👇