Найти в Дзене

Стили управления. Диктаторский стиль

Стили управления можно поделить на 6 видов:
• Диктаторский
• Авторитетный
• Партнёрский
• Демократический
• Эталонный
• Наставнический

В чистом виде мало кто использует только один стиль. Как правило, у начальников припасено два: один для хороших времён, второй для не очень хороших. Если судить только по названиям, как думаете, какой стиль исповедует ваш босс? Если вы сами руководитель, тогда нам тем более интересно почитать в комментариях, как вы себя оцениваете.

Сегодня мы стартуем с самого бескомпромиссного стиля – диктаторского. Поведение начальника-диктатора схоже с поведением эпилептоида, о котором мы расскажем позже в рамках мини-лекций про психотипы. А этот пост считайте затравкой.


Особенности диктаторского стиля
1. Девиз «Делай, как я сказал»

Босс-диктатор нежадный – ваше мнение ему не нужно. Он даже пару раз вам скажет, чтобы вы оставили его при себе, а то вдруг захотите поделиться. «Нет! Нам чужого не надо». Сначала выполните поручение, потом жалуйтесь. Потому что все ваши вопросы априори глупые, ненужные, неуместные. Если вы считаете иначе, то вы ошибаетесь. Начальнику лучше знать.

2. Два режима работы: да и нет. Soft skills отсутствуют. Эмпатия отбита

Представим такую картину. Заказчик требует от рекламного агентства внести критически важные правки в сценарий ролика на этапе производства, когда это сделать проблематично: бюджеты посчитаны, сметы согласованы, работа контрагентов оплачена, площадки ждут отмашки для запуска кампании, съёмки завтра. А тут клиент говорит: «У нас поменялся дизайн, УТП теперь вот такие, ЦА теперь тоже слегка иная – не мальчики 7 – 15 лет, а бабушки 60+. Переделайте, пожалуйста, сценарий с учётом новых данных».

Здесь всё зависит от того, какую сторону выберет начальник-диктатор. Но в независимости от выбора он оставит за собой выжженную землю. Если встанет на сторону команды, то пошлёт клиента так громко и так далеко, что аукаться будет ещё детям клиента. Ежели начальник сочтёт, что проект и отношения с клиентом важнее… Ох! Каждый в коллективе будет сломан об колено и не единожды в угоду результату. Никакие отмазки не принимаются. Болеешь? Потом отлежишься. Рожаешь? Отлично, будет ещё один работник. Девочки не справляются? Наймите мальчиков! Мы, конечно, утрируем для красного словца. Однако практика российского и международного бизнеса знавала разных самодуров, которые не привыкли слышать: «Нет». Уверены, почти у каждого читателя нашего канала есть история общения с подобным персонажем.

3. Жёсткая требовательность и самоконтроль

Диктаторский стиль управления направлен на то, чтобы требовать от сотрудников инициативности. Но не той, где важно ваше мнение. А в смысле рвения исполнять блестящие приказы начальства. Сотрудник, который, не задавая вопросов, выполнил задачу на 150%, для такого босса идеален.

Однако, руководитель-диктатор требователен и к себе. Он требует от остальных то же, что и от себя. И если он работает по ночам, то и вы спать не будете. Не дай бог вы не ответите на его звонок! Ваш босс дозвонится до вашей мамы, снохи бабушки внучатой племянницы деверя и даже вашей кошки с одной целью: узнать у них, почему вы не берёте трубку.

Когда можно использовать диктаторский стиль управления?

В кризис. Когда нужна мобилизация (прости, господи!) ресурсов и сил. Или, например, при реорганизации, когда важны слаженность и быстрота работы. Также если у вас есть проблемные сотрудники, с которыми исчерпаны все остальные методы. Если вы как начальник не предрасположены к такому стилю, то лучше для перевоспитания приставить к непослушным работникам того же эпилептоида и дать ему полномочия. У него всё будет получаться легко и естественно.

Когда не следует использовать диктаторский стиль управления?

Во всех остальных ситуациях, кроме экстренных. Особенно это противопоказано в творческих коллективах. На короткой дистанции в несколько месяцев (проектная работа) такое может сработать. История кино знает великих режиссёров-диктаторов, которые высасывали все соки из съёмочной группы, но добивались блестящего результата. Правда, потом редко кто соглашался с ними снова работать.