Правильная чистка и смазка не только продлят жизнь вашему вентилятору, но и сделают его работу тише и эффективнее. Вот пошаговая инструкция с акцентом на самых важных моментах.
На что обратить ОСОБОЕ внимание :
1. Безопасность прежде всего! Отключайте от сети на всех этапах.
2. Защита электродвигателя. Не допускайте попадания воды и моющих средств в корпус двигателя.
3. Пластиковая крыльчатка (лопасти). Она очень хрупкая! Не прилагайте чрезмерных усилий.
4. Старая, застывшая смазка. Её нужно тщательно удалить перед нанесением новой.
5. Фиксация стопорного кольца. Не потеряйте его и правильно установите обратно.
Подготовка: Что вам понадобится
· Инструменты: Отвертки (крестовая, плоская), возможно шестигранники (зависит от модели).
· Для чистки: Таз с теплой водой, мягкое моющее средство (например, для посуды), щетка с мягкой щетиной (старая зубная щетка идеально), тряпки, ватные палочки.
· Для смазки: Специальная смазка – силиконовая, для пластиковых/металлических втулок, литиевая (например, Литол-24) или графитовая. Чего избегать: моторного масла (течет и пачкает), WD-40 (это не смазка, а очиститель и вытеснитель влаги!).
· Дополнительно: Перчатки, бумажные полотенца.
Пошаговая инструкция
Шаг 1: Разборка
1. Отключите вентилятор от розетки! Это самое главное правило.
2. Снимите переднюю защитную решетку. Обычно она крепится пластиковым стяжным кольцом. Его нужно открутить против часовой стрелки (реже встречаются защелки или винты). Внимание: Кольцо может выскочить и покатиться, будьте готовы.
3. Снимите крыльчатку (лопасти). Она держится на валу двигателя. Чаще всего крепится винтом или гайкой (может быть с левой резьбой – откручивается по часовой стрелке). Иногда просто насажена на втулку с фиксатором. Осторожно: Лопасти сделаны из хрупкого пластика, не ломайте их, снимая.
4. Снимите заднюю решетку. Обычно она крепится несколькими винтами к корпусу двигателя.
5. Разберите корпус двигателя (если это необходимо). Если вентилятор сильно шумит, скорее всего, нужно смазать втулки или подшипник внутри. Корпус двигателя обычно состоит из двух половин, стянутых длинными винтами. Аккуратно разберите его, запоминая последовательность расположения деталей и шайб.
Шаг 2: Чистка
1. Решетки и корпус. Погрузите решетки в таз с теплой мыльной водой. Дайте отмокнуть, затем тщательно пройдитесь щеткой по всем прутьям, чтобы удалить пыль и паутину. Промойте чистой водой и хорошо просушите.
2. Лопасти. Протрите их влажной тряпкой. Если грязь застарелая, можно аккуратно помыть их в мыльной воде, но старайтесь не мостить ось, где лопасти крепятся к двигателю (там может быть металлическая втулка).
3. Электродвигатель и внутренности. НИКОГДА не мочите их! Тщательно пропылесосьте корпус двигателя и все внутренние детали. Липкую пыль удалите влажной тряпкой или ватными палочками. Следите, чтобы влага не попала в места расположения обмоток и электрических контактов.
Шаг 3: Чистка и смазка механизма вращения (если есть)
1. Доступ. Обычно этот узел расположен в основании вентилятора или в месте соединения стойки с моторным блоком.
2. Чистка. Снимите пластиковый кожух. Вы увидите зубчатый редуктор или поворотный механизм. Удалите старую засохшую смазку и накопившуюся грязь с помощью ватных палочек, щетки и тряпки.
3. Смазка. Нанесите тонкий слой пластичной смазки (Литол-24 подойдет) на шестерни и трущиеся поверхности.
Шаг 4: Смазка двигателя (основная работа)
Это самый ответственный этап.
1. После разборки корпуса двигателя вы увидите ротор и втулки (или подшипники) в статоре.
2. Тщательно удалите ВСЮ старую, засохшую смазку. Используйте ватные палочки, тряпки, деревянные палочки. Поверхности должны быть чистыми и сухими.
3. Нанесите новую смазку.
· Для втулок: Нанесите смазку тонким равномерным слоем на внутреннюю поверхность втулки и на участок вала, который в ней вращается. Не переусердствуйте, иначе излишки могут разбрызгиваться или нагреваться.
· Для подшипников: Заполните полость подшипника смазкой примерно на 2/3.
4. Соберите корпус двигателя в обратной последовательности, плотно затяните винты.
Шаг 5: Сборка и проверка
1. Соберите вентилятор в обратном порядке: задняя решетка -> крыльчатка -> передняя решетка -> стопорное кольцо.
2. Убедитесь, что все винты затянуты, а лопасти и решетки надежно закреплены. Это вопрос безопасности!
3. Перед включением рукой несколько раз прокрутите лопасть, чтобы убедиться, что ничего не задевает и вращается свободно.
4. Включите вентилятор в розетку и протестируйте на всех скоростях. Проверьте работу механизма поворота.
Если вы все сделали правильно, вентилятор будет работать заметно тише, и у него откроется "второе дыхание". Удачи