Найти в Дзене

Лётная Жизнь на фото – аэр. Гудаута 1982-91 -21. Сложный пилотаж

Новый 1990 год приносит новые и даже не совсем обычные «веяния» - сверху приходят, а в штабных кабинетах и классах «тихо» обсуждаются указания об «интенсификации» освоения Су-27. Это особенно необычно, когда вокруг много перестроечного шума, разных немирных событий в национальных республиках, нередких запретов на полёты. В планировании тренировочных полётов становится заметный перекос в сторону полётов на малой и предельно малой высоте и групповых полётов на малой и предельно малой высоте. Я почти весь январь «просидел» в Дежурном Звене, на полёты попал только в последние дни января, и то успел на двух лётных сменах слетать днём зону на предельно малых высотах на ста метрах и ночью зону в облаках на шестистах метрах. Даже простой пилотаж ночью в облаках на малой высоте, когда сразу за фонарём «молоко» облачности и высоту ощущаешь только по прибору, очень добавляет адреналину, очень. Ещё выполнил и маловысотный перехват в облаках на шестистах метрах. При всём при этом мой январский на

Новый 1990 год приносит новые и даже не совсем обычные «веяния» - сверху приходят, а в штабных кабинетах и классах «тихо» обсуждаются указания об «интенсификации» освоения Су-27. Это особенно необычно, когда вокруг много перестроечного шума, разных немирных событий в национальных республиках, нередких запретов на полёты.

В планировании тренировочных полётов становится заметный перекос в сторону полётов на малой и предельно малой высоте и групповых полётов на малой и предельно малой высоте. Я почти весь январь «просидел» в Дежурном Звене, на полёты попал только в последние дни января, и то успел на двух лётных сменах слетать днём зону на предельно малых высотах на ста метрах и ночью зону в облаках на шестистах метрах. Даже простой пилотаж ночью в облаках на малой высоте, когда сразу за фонарём «молоко» облачности и высоту ощущаешь только по прибору, очень добавляет адреналину, очень. Ещё выполнил и маловысотный перехват в облаках на шестистах метрах. При всём при этом мой январский налёт составил смешные два часа.

В полку идут интенсивные полёты, погода февральская самая разная, от ПМУ – «миллион на миллион» до «жёсткого» минимума при нижнем крае двести метров и видимости два километра. Но у меня вышел срок ВЛК, и я еду поездом в Тбилиси в госпиталь.

Как обычно, за день управился, успешно прошёл тбилисских «покладистых» докторов и сразу же вечерним поездом обратно. Обстановка в Тбилиси, вроде бы, мирная, но на улицах, на вокзале витает в воздухе какая-то «лёгкая» напряжённость. Чужие в Тбилиси, вроде нас, военных, сразу выделяются даже в «гражданке», а военные теперь в Тбилиси в военной форме не ходят. Ловишь на себе какие-то холодные молчаливые взгляды местных. И людей на улицах, вроде, меньше.

-2

Теперь есть такой вариант в повседневной форме

В феврале дежурю меньше, больше участвую в плановых полётах. Установилась хорошая погода, так сказать, устойчивые простые метеоусловия. Относительно тепло для февраля, ясное небо, дожди не надоедают. С удовольствием для души и с «пользой для дела», полетал я на предельно малых высотах одиночно, это на ста метрах, и парой не предельно малой высоте двести метров. Слетали к тому же и звеном на малой высоте шестьсот метров.

Тринадцатого февраля слетал я на спарке с инструктором вывозной полёт на сложный пилотаж. Для выполнения сложного пилотажа была «организована» пилотажная зона над ВПП с высоты 1500 метров до 3000. Тут и пространственная ориентировка будет хорошая, удобно ориентироваться по взлётной полосе, и «под присмотром» РП.

В зоне выполнили этакий джентельменский набор – полупетля, петля, переворот, боевой разворот. Перерыв у меня в полётах на такой пилотаж образовался очень даже приличный – с самого училища, когда летал я эти фигуры на МиГ-17. Хорошо вспомнились все эти фигуры своей перегрузкой до пяти единиц, давно не испытывал такой перегрузки, надо будет привыкать, к тому же Су-27 допускает перегрузку до девяти единиц. На эти полёты обязательно надеваем ППК (Противо Перегрузочный Костюм), снова приходится ощущать и вспоминать, как перегрузка давит на брюшные мышцы и мышцы ног, как наполняются камеры ППК и уменьшают давление перегрузки на мышцы.

С каждым последующим полётом на сложный пилотаж восстанавливается «память» этих пилотажных фигур. Становится понятнее их выполнение, к тому же мощные двигатели Су-27 позволяют выполнять вертикальные фигуры без особых проблем, только и следи за тем, чтобы не перетянуть ручку и не превысить необходимую перегрузку и на выходе из нисходящих фигур не превысить скорость. Длительность таких полётов не превышает 30 -35 минут, но прилетаешь «весь в мыле», очень уж «эффективны» эти полёты.

При полёте на пилотаж над ВПП заодно отрабатывали и фотострельбу по наземной цели. На бетоне в начале ВПП была нарисована наземная мишень, круг, диаметром пятнадцать метров. Вот на эту мишень и заходили с высоты 1200 метров с выходом из атаки не ниже двухсот метров. Отрабатывали фотострельбу, а после полёта рассматривали на фотоплёнке результаты своей стрельбы. Потихоньку, так сказать, «оттачивали мастерство».

И снова летаю одиночно на предельно малой высоте по маршруту и в зону на высоте сто метров. Пилотаж на предельно малой высоте, при такой близости поверхности, понятно, довольно простой. Это виражи с креном 30 и 45 градусов, горки и пикирования с углом 30 и 45 градусов. Но эта самая близость морских волн, когда на многие километры вокруг только морская гладь, когда хорошо видны барашки и срывающаяся с верхушек волн морская пена, заставляют «организм» сильно потеть.

Вдруг, в середине месяца февральская погода «берёт своё», небо затягивает десятибальная облачность, идёт монотонный обложной дождь. На улице по-прежнему совсем не холодно, днём и ночью положительная температура, но сыро. Полетали даже при минимуме погоды и днём, и ночью. Ожидали, что такая погода надолго. Но, слава богу, продолжалось это недолго, всего несколько дней, так переменчива здесь погода.

Снова устанавливается простая погода, продолжаем «осваивать» сложный пилотаж и «оттачивать» фотострельбу по наземной цели.

Пришёл приказ о присвоении лётчикам Цыплятникову, Пантелееву и Колесниченко «первого класса» и ещё троим молодым лётчикам «второго класса». По старой памяти, собрались лётным составом в гаражах обмывать «класс». Хотя, в последнее время подобные мероприятия проводили на аэродроме в новой бане, но туда далековато. добираться, а особенно возвращаться не очень удобно, а гаражи рядом с домами.

Приготовили для «мероприятия» белого и красного вина, спирт, естественно, тоже был. Виновники «торжества» суетятся, закуску готовят, мангал пыхтит, шашлык жарится. Народ в предвкушении, разговоры соответствующие.

На ум приходит «шальная» мысль, почему бы не отмечать присвоение класса, званий и прочего официально в лётной столовой по-людски?! Видимо, ещё не дозрели до этого наши начальники, да и боятся, наверное, перестроечную антиалкогольную кампанию нарушать.

-3

Авиагородковская пацанва, дети лётчиков и техников

И вообще, перестройка даёт какие-то странные плоды в советской армии, брожения всякие, в республиках национальные военные кадры собирают. У нас молодые техники, выходцы из Прибалтики, первыми засуетились, хотят перевода в свои края. Среди молодых офицеров большие брожения. У солдат дисциплина ослабла, появились случаи непослушания, отказа выполнять приказания. Командиры слабо на всё реагируют, какая-то «выжидательная» и тревожная обстановка.

Тут ещё приезжал к нам генерал Синицын, новый командующий Тбилисской Армии ПВО, выступал у нас на партконференции за Перестройку, хочет, чтобы мы его выдвинули делегатом на 28 съезд КПСС. Конечно, мы его выдвинули, куда же мы «денемся».

Летаю инструкторскую Программу на Су-27УБ, удобная задняя инструкторская кабина, хороший обзор вперёд, инструктор сидит выше лётчика первой кабины. Осваиваю полёты из инструкторской кабины, пока днём, никаких проблем, Су-27 и здесь «на высоте».

Погода позволяет регулярно летать на сложный пилотаж «над полосой», заметно привыкание «организма» к перегрузке. Четыре – пять единиц на петле и полупетле уже не так «заметны». Таскаешь ручку на вводе, напрягаешь брюшной пресс, срабатывает ППК, помогает. Хорошо на Су-27 петлю выполнять, нет проблемы скорость для ввода набрать, - просто двигаешь РУДы вперёд до упора у можешь ручку «тянуть», необходимая минимальная для выполнения петли перегрузка четыре создаётся без проблем и скорость особо не теряется, теперь главное в верхней точке скорость не превысить, «задавливать» её усилием на ручке. А после прохода верхней точки главное прибрать вовремя обороты, чтобы не разогнать скорость и продолжать тянуть ручку. Часто перегрузка на выводе до пяти доходит.

Поскольку, в пилотажную зону далеко лететь не надо, весь полёт на пилотаж укладывается в полчаса, даже за 24 минуты как-то слетал. Зона ведь над ВПП с высоты 1500 метров до 3000. Взлёт, разворот, набор 1500 метров по кругу, и ты уже в зоне. Зато прилетаешь после зоны «взмыленный».

Февраль у меня получился неплохой, и в Дежурном Звене «посидел», и полетал, аж в девяти лётных сменах умудрился поучаствовать, выполнил 15 полётов и налетал одиннадцать часов!

В марте погода испортилась, вроде, по календарю весна, а погода часто бывает сложная, правда и ПМУ нас не забывает. Летаем днём на сложный пилотаж и заканчиваем обязательно фотострельбой по земле. После окончания пилотажа заход на посадочном курсе с высоты 1200 метров в атаку на наземную мишень, что в начале ВПП, прицеливание совсем простое – держи прицельную метку на центре мишени, а всё остальное посчитает «компьютер», «расстреливаем» её, выход из атаки не ниже двести метров. После посадки с интересом рассматриваем результаты стрельбы на плёнке, виден кое-какой прогресс.

Погода хоть и сложная, но позволяет летать даже предельно малые высоты под облаками, летаем и на перехват звеном на высоте 600 метров, когда нижний край облачности 2000 – 3000 метров.

Летаем и ночью, и зоны в облака, и перехваты на потолке. Полёты получаются довольно разнообразные, - бывает в одну смену летишь днём на предельно малых в зона под облаками, а ночью на перехват на потолке и зона в облаках.

-4

Устроили очередное ЛТУ эскадрильского масштаба, в последнее время стали такое практиковать, - тревога всему полку, все подвешивают ракеты, готовят самолёты, лётчики докладывают о готовности к выруливанию с мест стоянок. Тут одной эскадрилье объявляется вылет по плану вывода из-под удара, а остальным дают «отбой».

На этот раз наша эскадрилья «покидает» аэродром и уходит парами по маршруту вывода. В воздухе получаем команду, что посадка будет на аэродроме Мэриа, это возле Батуми. Неожиданным, конечно, известие об аэродроме посадки ни для кого не было. Аэродром Мэриа у нас, можно сказать, по плану вывода один из «дежурных» аэродромов, наряду с Астраханью. Астрахань для «дальнего» перебазирования, Мэриа для «ближнего».

Выполнив часовой маршрут «вывода», садимся одиночно в Мэриа. Здесь каждый из нас побывал уже не раз, аэродром знакомый. Долго здесь мы и не задерживаемся. Заправка топливом, азотом, кислородом, подготовка самолётов и готовы лететь домой.

Домой уходим одиночно с пятиминутным интервалом и через наземный полигон Поти. Это значит, что по пути домой отработаем реальную стрельбу из пушки по земле.

Наземный полигон Поти находится на восточном берегу Чёрного моря в районе города Поти и в километрах восьмидесяти от аэродрома Мериа, совсем недалеко.

По команде руководителя стрельб захожу с высоты 2100 метров на полигон на выделенную мне наземную мишень. Роль мишеней для стрельбы из пушки выполняют списанные самолёты. И это наши Як-28П, на которых ещё недавно мы летали. Со сложными чувствами накладываю прицельную метку на такой знакомый силуэт Як-28П. Прицеливаюсь и готовлюсь к стрельбе. Возможности пушечного прицела Су-27 не дают, так сказать, никакого шанса наземной мишени. Нажимаю пуск и сразу ручку на себя, не глядя на результат. Энергично тяну ручку на вывод, надо выйти на высоте не ниже двухсот метров.

Март месяц тоже удался в лётном смысле, и дежурил, и летал. Дали командиры полетать, выполнил четырнадцать самых «разнообразных» полётов и налетал за месяц десять часов.

20.10.2025 – Севастополь.