Социальные сети и досужие разговоры переполнены высказываниями: «Школьники сейчас все безграмотные, потому что классику не читают», «Всех тех, кто пишет с ошибками, я заставил бы читать Чехова, Толстого и Пушкина».
Что за этим стоит, как вы думаете? Ничего, кроме невежества и неспособности критически мыслить. То есть как раз того, что высмеивалось в произведениях русской классической литературы. Разберёмся в вопросе.
Во-первых, не будем обобщать. В каждом классе есть ученики успевающие и неуспевающие, читающие и нечитающие.
Во-вторых, не будем «ставить телегу впереди лошади». Неуспевающие ученики пишут с ошибками не из-за того, что не читают книг. Наоборот: они не читают книг по той же причине, по которой пишут с ошибками. Это дисграфики, у которых отстают в развитии зоны мозга, ответственные за письмо и чтение. Им трудно воспринимать информацию «с листа», они быстро устают, текст «сливается в окрошку» и теряет всякий смысл. Чтение для них является не удовольствием, а тяжёлой и мучительной процедурой.
Такие ученики нуждаются не в глупых советах, а в специальных занятиях по абилитации письма. Сюда входит развитие внимания и выработка навыка правильной и уверенной работы с текстом. Это понимают адекватные родители и учителя. «Набатные» возгласы о «нечитающей молодёжи» издают те из них, кто не умеют работать с дисграфиками.
Мы часто сталкиваемся с критически бедным словарным запасом школьников. Для них язык родной, но им незнакомы значения даже простых слов типа «навзничь», «циновка» или «абитуриент». Они не могут объяснить содержание цитаты «чин следовал ему: он службу вдруг оставил…» или значение пословицы «назвался груздем – полезай в кузов». В школьных упражнениях на тему «О/Ё после шипящих» регулярно встречается слово «кумачовый». За 30 лет ни разу ни один из опрошенных учащихся не смог сказать, что оно значит.
Но вот только задумывался ли кто-то из составителей учебника, насколько актуально сейчас это слово? А кто-то учителей пытался обратить на него внимание и предложить школьникам узнать, что оно значит? Увы, у многих учеников нет привычки узнавать значение незнакомых слов, и при встрече с ними они демонстрируют синдром «выученной беспомощности»: бездумно переписывают то, что является для них абракадаброй. И это касается не только дисграфиков 11-12 лет, перебивающихся с двойки на тройку, но и старших школьников, ориентированных на получение высшего образования и приходящих на наши курсы с целью подготовки к ЕГЭ.
«Заставлять» этих учеников с целью повышения грамотности читать написанные 150-200 лет назад произведения (которые по большей части непонятны современному человеку без справочного материала и умения им пользоваться) столь же нелепо, как слабого нетренированного человека с неважным здоровьем принуждать к подъёму тяжёлой штанги.
Впрочем, от кого исходят такие «инициативы»? Сколько раз мы слышали от родителей школьников вопросы типа «он у меня безграмотный, не читает книг, как же мне привить ему любовь к чтению?». На это мы всегда отвечаем: «а сами вы читаете? Ваши дети часто видят вас с книгой?». Повисает неловкое молчание. На вопрос о последней прочитанной книге такие родители ответить не могут, либо называют авторов из школьной программы. Если этот диалог продолжать, то окажется, что они не в состоянии назвать ни героев произведения, ни ответить ни на один вопрос по его содержанию.
Все разговоры о «нечитающей молодёжи» исходят как раз-таки от нечитающих людей. Они слышали такие же порицания от учителей и старших родственников в свои школьные годы, а теперь воспроизводят знакомую модель поведения. Русская классическая литература для них – абстрактный жупел, а не книги, которые могут научить человека критически мыслить, а главное, не следовать стереотипному мышлению. Если бы они внимательно изучили произведения авторов, к фамилиям которых они обращаются, они бы, скорее всего, воздержались от призывов «заставлять» кого-то читать насильно.
Конечно, проще всего повторять расхожую глупость, что «молодёжь не читает книг, залипает в гаджеты, поэтому и безграмотная». Намного труднее личным примером привить интерес к литературе, показать подростку, что смартфон нужен не только для игр и мессенджеров, но и для поиска информации (в том числе и для чтения книг), научить самостоятельно мыслить. Есть немало адекватных родителей и учителей, которые это умеют делать и могут свои навыки и привычки передать детям и ученикам, но их голоса куда менее слышны в инфополе, чем агрессивные и невежественные возгласы.
А нас в данном случае не интересуют ответы на вечные вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?». Мы чётко ограничиваем свою зону ответственности. Курсы в нашей Школе грамотности Романовых могут:
– помочь школьнику в короткий срок снизить количество ошибок до возможного минимума;
– развить внимание при письме и чтении, улучшить качество восприятия текстовой информации;
– дать импульс пользоваться этимологическим словарём, узнавать значение и происхождение незнакомых слов;
– научить грамотно писать тексты для любых целей и задач.
Возможно, кто-то из учеников после этого проявит любопытство относительно литературы, тем более что процесс чтения перестанет быть для него мучительной процедурой. Но это уже зависит от него самого, его интересов и интересов его окружения.
Ближайшие курсы в СПб пройдут в дни осенних каникул, 25 октября – 3 ноября. Запись по тел. +7-911-924-48-52 (WhatsApp, Telegram)
Ближайшие курсы в Москве пройдут 20 февраля – 1 марта 2026 г. Запись по тел. +7-903-190-05-65 (WhatsApp, Telegram)