Найти в Дзене

Похвала: польза или вред

Каждому ребенку похвала необходима как воздух. Похвала помогает чувствовать себя лучше и повышает  уверенность в своих силах. Она может стать мощным стимулом для достижения новых целей и поддержания интереса к деятельности. А еще похвала улучшает отношения и делает общение более приятным. Но важно научиться делать это правильно. При неправильной похвале возникают негативные последствия, такие как зависимость от одобрения, страх неудачи, сравнивание себя с другими или снижение мотивации к саморазвитию. Примеры неправильной похвалы: Мои родители (как и многие люди их поколения) считали, что похвала может испортить ребенка. Нечего петь детям дифирамбы! Тем не менее, они очень часто упоминали, что у меня высокий интеллект и неплохая внешность. Вот только их комплименты всегда были перемешаны с критикой. Например: "У тебя очень красивая фигура, но лицо обыкновенное". "В учебе ты конечно умная,  но в жизни - к сожалению нет".   “Меня так огорчает, что у тебя руки не оттуда растут. Но ниче

Каждому ребенку похвала необходима как воздух. Похвала помогает чувствовать себя лучше и повышает  уверенность в своих силах. Она может стать мощным стимулом для достижения новых целей и поддержания интереса к деятельности. А еще похвала улучшает отношения и делает общение более приятным.

Но важно научиться делать это правильно. При неправильной похвале возникают негативные последствия, такие как зависимость от одобрения, страх неудачи, сравнивание себя с другими или снижение мотивации к саморазвитию.

Примеры неправильной похвалы:

  1. Похвала, смешанная с критикой, например, “ты способный, но ленивый”.
  2. Чрезмерная похвала, например “Ты самый талантливый на свете”. В одних случаях это приводит к нереалистичной самооценке и завышенным ожиданиям. В других случаях к недоверию: “Она так говорит только потому, что она моя мама”. 
  3. Похвала за врожденные качества, например красоту, ум или коммуникабельность (предпочтительнее хвалить за действия, поступки, усилия)
  4. Поверхностная, шаблонная похвала, например “молодец” (лучше хвалить более конкретно, что именно он сделал хорошо).

Мои родители (как и многие люди их поколения) считали, что похвала может испортить ребенка. Нечего петь детям дифирамбы! Тем не менее, они очень часто упоминали, что у меня высокий интеллект и неплохая внешность. Вот только их комплименты всегда были перемешаны с критикой. Например:

"У тебя очень красивая фигура, но лицо обыкновенное".

"В учебе ты конечно умная,  но в жизни - к сожалению нет". 

 “Меня так огорчает, что у тебя руки не оттуда растут. Но ничего, зато умная”.

Обычно за этим следовал призыв изменить свое поведение: по поводу внешности - подчеркивать свои достоинства и скрывать недостатки. По поводу ума - применять свой интеллект не только к учебе, но и к реальным жизненным ситуациям. То есть использовали похвалу как инструмент влияния на мое поведение. 

Моя мама до сих пор гордится своим умением соединять похвалу с критикой. Говорит, что каждое из этих сообщений она заранее долго обдумывала. Голову ломала, как лучше выразиться, чтоб и не обидеть, и не перехвалить, и побудить к нужному действию. 

Но меня такие высказывания не мотивировали. Наоборот, хотелось сказать: “Оставьте меня в покое, не хочу быть ни умной, ни красивой, ни успешной”. Даже положительная часть высказывания меня почему-то не радовала. 

Ошибки своих родителей я не повторяю. Но я  вдалась в противоположную крайность - хвалю своих детей очень часто. И хвалю просто так, без воспитательных целей. Спонтанно, а не продуманно. То и дело восклицаю “Вау! Вот это да! Умница! Потрясающе!”

Дело в том, что мои дети действительно  вызывают у меня восхищение. Каждый из них имеет какую-то способность, которой нет у меня. Одна очень легко сходится с людьми, так что прямо не верится, что это мой ребёнок. Другая - рукодельница, руки растут откуда надо. Третий в свои 10 лет   разбирается в компьютере гораздо лучше, чем я.

И да, умом я понимаю, что за это их хвалить не надо. У них нет синдрома Аспергера, поэтому естественно, что они дружат со сверстниками, красиво двигаются, делают красивые поделки и т.п. Здесь нет их заслуги, они это делают это для собственного удовольствия.  Умом понимаю, иногда даже  удается сдержать восторженное восклицание… Но дети замечают, что мне очень нравится все, что они делают. Муж тоже их постоянно хвалит (в том числе за внешность, что я не очень одобряю).  И у них всех высокая самооценка. Не то, что у меня в детстве)))

И все же, наверно их надо хвалить немного реже. А то мои похвалы начинают терять ценность в глазах старших детей. И неудивительно:  кому угодно может надоесть слышать по 10 раз в день “молодец” и “умница”. Буду стараться хвалить их реже, но более конкретно. Пытаюсь акцентировать внимание не на их врожденных качествах, а на действиях и поступках )

А вы как считаете, детей надо часто хвалить? Или чрезмерная похвала вредит?