Найти в Дзене

Принцип матрешки. Что скрывает самая русская игрушка?

Матрёшка — один из самых любимых и узнаваемых символов России. Эта простая на вид деревянная игрушка давно переросла рамки обычного сувенира, превратившись в настоящий культурный феномен. За внешним простодушием матрёшки скрывается немало неразгаданных тайн и секретов. Матрешка продолжает восхищать и удивлять.

28 октября 2025 года в петербургской галерее «Общество поощрения художеств» открывается выставка «Принцип матрёшки». Экспозиция, основанная на частном собрании, позволит посетителям переосмыслить этот знакомый с самого детства образ, раскрыть его многогранность.

Параллельно с выставкой матрёшек будет работать экспозиция «Тихая жизнь вещей», посвящённая ленинградскому натюрморту. Обе выставки удивительным образом перекликаются между собой, создавая особый диалог между народным искусством и академической традицией, между бытовым предметом и художественным образом.

В преддверии открытия мы поговорили с Яной Викторовной Козловой — искусствоведом и членом Союза частных музеев и коллекционеров, которая уже много лет занимается коллекционированием матрёшек. Она поделилась историей своего собрания, рассказала о предстоящем выставочном проекте и его особенностях.

Почему Вы стали собирать матрешки? С чего началась Ваша коллекция?

Можно сказать, что коллекция матрёшек сложилась случайно. В конце 1980-х гг. я зашла в знаменитый комиссионный магазин «Три ступеньки вверх» на Невском проспекте, 54. Там, среди мебели и сданного в скупку золота, мое внимание привлекла матрешка. Казалось бы, ерунда, обычная матрешка. Создана в конце 70-х годов XX века, отделана соломкой. Я не могла ее не купить. Кто бы мог подумать, что импульсивная покупка станет началом целой коллекции! Я не сразу поняла, что за матрёшка у меня в руках. Гораздо позднее выяснилось, что это вятская матрёшка, нолинская. В 2024 году я попала на фабрику в Нолинске, видела, как там изготавливаются матрешки. Как это ни прискорбно, но предприятие, отметившее 90-летний юбилей, теперь доживает свой век.

А ведь создание любой матрёшки – это огромный ручной труд от начала и до конца. Дерево надо спилить, высушить, подготовить. Потом токарь точет. Мастера это всё грунтуют, расписывают, лачат до сих пор вручную. Люди на производстве просто опускают руки в лак и гладят каждую матрёшку. И на мой вопрос, а что потом с руками? Мне сказали, не надо здесь задавать такие вопросы. Так делали испокон веков, и мы так делаем.

Но вернемся к началу коллекции. Стоило моим друзьям и знакомым увидеть эту матрёшку у меня дома, как будто включился какой-то невидимый механизм. Совершая поездки, все считали своим долгом привезти мне матрешку. Со временем коллекция стала набирать обороты и постепенно превратилась в настоящее собрание.

В те времена моя коллекция состояла преимущественно из промысловых матрёшек — тех самых, что создавались на предприятиях. К сожалению, большинство этих производств прекратило своё существование, и восстановить их уже невозможно. Та неповторимая атмосфера творческого процесса, те традиции, которые складывались годами, утрачены навсегда. Хватит пальцев одной руки перечислить предприятия, что работают в наше время. Сейчас обновление коллекции происходит, по большей части, за счет авторской матрёшки. Кроме того, я выискиваю везде старые матрёшки — это настоящая охота за уникальными экземплярами! Я исследую антикварные магазины, блошиные рынки, частные коллекции и даже гаражные распродажи.

Сейчас у меня более 600 матрешек. Самых разных. На протяжении 30 лет моя коллекция лежала в коробках. Теперь пришло время представить это богатство публике. Я веду большую исследовательскую работу, много общаюсь с художниками, посещаю производства, езжу по местам, где делают матрешки.

В чем, на Ваш взгляд, заключается значимость матрешки? Это особый культурный код?

Конечно, да. Так говорить модно, и это действительно так. Я считаю, что матрешка — совершенно уникальный проект, который родился на стыке XIX и XXвеков. Изначально проект коммерческий, потому что делался он для продажи. При этом матрешка — прекрасный образец новорусского стиля.

В эпоху перемен, когда патриотические настроения набирают силу, особенно остро встаёт вопрос сохранения народных промыслов. Это естественный процесс: с развитием промышленного производства традиционные ремёсла постепенно уходят в прошлое.

В то время ещё не было полного стирания границ между деревней и городом, но процесс их взаимопроникновения становился всё более интенсивным. Многие виды народного искусства исчезали просто потому, что люди переставали использовать их в повседневной жизни. Предметы народного творчества выходили из обихода, и вместе с ними угасали целые традиции украшения и создания вещей.

Именно в этот период матрёшка становится настоящим прорывом в русском декоративно-прикладном искусстве. Это был настолько удачный проект, что он не только выжил в условиях меняющегося мира, но и стал настоящим символом русской культуры. Матрёшка сумела адаптироваться к новым условиям, сохранив при этом свою самобытность и очарование. Она превратилась из простого предмета быта в произведение искусства, которое продолжает восхищать людей и сегодня.

И при всей этой бомбической, невероятной истории, происхождение матрёшки до сих пор остаётся загадкой, словно увлекательный детектив. Не понимаю, откуда взялось мнение о ее японском происхождении. У меня это вызывает большие сомнения. Ведь если бы это действительно было так, японцы, известные своей принципиальностью в вопросах культурного наследия, наверняка бы уже выразили своё недовольство. К тому же, в самой Японии никаких других матрешек, помимо русских, обнаружено не было.

Есть прекрасная книга Н.А. Каневской «Традиционная японская игрушка», изданная Государственным музеем Востока. Автор досконально изучила все японские игрушки, систематизировав их по регионам, по праздникам. Есть токарные изделия, например, кокэси — традиционные японские куклы. Но кокэси не имеет ничего общего с матрёшкой, кроме материала изготовления — дерева.

Матрёшка — истинно русское творение, у неё есть свои исторические корни. Прототипом этой удивительной игрушки стали точёные пасхальные яйца, хорошо известные в России. Здесь мы уже видим принцип вложения одного в другое. Некоторые вытачивали по 30, по 50 вкладных яиц. Это сумасшедшая токарная работа. Ещё со времён Петра Первого в России существовали токарные станки, и люди владели мастерством токарной обработки древесины. К концу XIX века это не было открытием для русского народа.

И опять-таки, где первоначально возникает матрешка? Она появляется именно в тех местах, где традиционно занимались обработкой дерева. Сергиев Посад, Семёнов, Полховский Майдан, Вятка. Там, где мастера издавна создавали деревянную посуду и владели токарным делом.

Матрешки из каких регионов России будут представлены на выставке? В чем их характерные особенности?

В первую очередь мы представим Сергиев Посад, откуда матрешка и начинает свое триумфальное шествие. Конечно, покажем и Семеновскую матрешку, которая пошла от своей более строгой предшественницы — мериновской матрешки. Считается, что местный мастер Майоров, приехав с ярмарки, привёз с собой точеную заготовку матрешки. Его 14-летняя дочь расписала эту заготовку.

Тогда не было в деревне ни картинок, ни журналов. С чего рисовать женское лицо? Конечно, с лика Богоматери. Поэтому семеновская матрешка, родившаяся у староверов, приближена к иконе. Вообще семёновские матрешки почти не улыбаются. Они все очень строгие.

Даже розы на семеновской матрешке появляются не сразу. Люди жили в деревне, не видели таких диковинных цветов. Лишь в 1970-х гг. эти цветы стали популярны. Благодаря моде на открытки с розами они появились и на фартуке семеновской матрёшки. Хотя велись серьёзные споры, насколько уместно появление этого элемента в традиционной росписи. Не диссонируют ли с общей концепцией семёновского стиля? Традиционная семеновская матрешка расписывается анилиновыми красками и тушью.

Совсем другая история — Полховский Майдан. Особую роль в формировании самобытного стиля сыграли местные жители — очень разношерстная публика, включая мордву и потомков политических заключённых. Детали росписи несут в себе отголоски традиционной культуры. Например, то, что многие принимают за кудри, на самом деле является элементом мордовского национального костюма. Это стилизованное изображение перьев селезня, которые вставлялись в очельник (часть головного убора), виделось очень красивым, с пониманием глубокого смысла.

Не обойдем вниманием Крутец, который находился всего в нескольких километрах от Полховского Майдана. Но это особая история. Крутецкие матрешки отличает более округлая форма, а в росписи предпочтение отдается плотно выстроенным цветочным орнаментальным композициям из крупных роз, ромашек, тюльпанов, васильков и яблок в окружении мелких листьев. Именно в Крутце у матрешек появляются косы. В роспись матрешек органично включены изображения сельских пейзажей, птиц и животных. Там придумывают и делают очень смешных неведомых зверюшек. То ли зайцев, то ли котов. Здесь же появляются и другие интересные формы – короли и королевы.

В экспозиции не обойдется и без архангельской матрешки — с поистине любопытной биографией. Разумеется, выставка этим не ограничится — гостей ждёт много интересного.

Можно ли увидеть на выставке особо ценные, редкие матрёшки?

Я считаю, что каждая матрёшка уникальна. Если мы посмотрим по регионам, увидим —все матрешки разные. Деревянные разборные куклы отражают характерные антропологические черты той местности, где они рождались. Какие-то матрешки приземистые, какие-то более вытянутые, какие-то с широкими бедрами.

Конечно же, есть матрёшки, которыми я особенно горжусь и ценю. Например, матрёшка из коллекции Ирины Яковлевны Богуславской, которая возглавляла отдел народного искусства Русского музея.

Безусловно, это работы Тамары Корьёвой: она работает с традиционными семёновской и мериновской матрёшками, является автором собственных разработок деревянных расписных кукол. Вообще это человек, который в принципе возрождает мериновскую матрешку. Как художник она вычленила эту роспись и системно ее описала.

Одна из ее матрешек для меня оказалась знаковой. В феврале 2020 года, когда случилась пандемия, я смотрела Euronews. Вдруг вижу прекрасную матрёшку, которая потрясает моё воображение. Через некоторое время я нашла художника, и матрёшка стала моей. Это десятиместная кукла, с мериновской росписью, с традиционными цветами, с ликом списанным с Богородицы. В традиционные цветочные узоры искусно вплетены и мотивы, посвящённые коронавирусу. Вот такая необыкновенная у меня есть голубушка.

В этот же ряд я бы поставила работы главного художника ООО «Торговый дом Семеновская роспись» Елены Напыловой и креативного директора «Семёновской росписи», члена Союза Художников РФ Дениса Короткова. Прекрасно, что находятся люди, которым интересно искусство матрешки, которые сохраняют этот промысел и пытаются его развивать.

Есть матрешка топового художника из Сергиева Посада Марии Дмитриевой, чьи работы известны во всем мире. Она была приглашена в Японию как лучший мастер по росписи матрешек. Ее матрешки «наряжены» в русские платки и ситцы.

Невозможно не упомянуть абрамцевскую матрёшку — на её поверхности искусно нарисовано кружево, оно выглядит невероятно реалистично и утончённо.

В коллекции можно найти несколько особенных матрёшек, в росписи которых прослеживаются мотивы и стилистика известных художников. Заметно влияние творчества Ивана Билибина и Михаила Врубеля — к их художественному наследию мастера обращаются наиболее часто.

Интересны тематические матрешки. Например, 84-летний мастер из наукограда Дубна Виктор Никитин создал очаровательную фигурку космонавта. Внутри неё размещаются миниатюрные собаки-космонавты — Белка, Стрелка и Лайка. Концепция матрёшки с тремя вложенными фигурками уходит в загорскую школу. Нельзя назвать это революционным изобретением — подобные композиции хорошо известны и являются частью исторического наследия. Но современная интерпретация придаёт классическому формату новое звучание.

Отдельная история: матрешки на ножках. Есть у меня одна такая старенькая матрешка, начала XX века. Московская. Куплена в тяжёлых боях на аукционе. Она в лаптях. Внутри встроен простенький механизм, который позволяет ей передвигаться. Это моя драгоценность! Вы таких нигде не увидите!

В этом году была создана Матрешечная карта России. Какое место в ней занимает Петербург?

Автором карты выступил Игорь Блюм, мы его называем «рыцарем матрешки». Он уверен, что матрёшка — исключительно русское изобретение и жестко отстаивает эту точку зрения.

Если говорить о Северной столице… В отличие от других регионов, здесь не сформировался особый художественный стиль или школа. Но это компенсируется высоким художественным мастерством. Главная особенность петербургской матрёшки — её авторский характер. Выпускники Академии художеств привносят в создание матрёшек исключительное мастерство и утончённый художественный вкус. Удивительные вещи, например, делают Татьяна Олейникова и Екатерина Воронина.

Студия «Малина» в Петербурге создавала невероятные дизайнерские изделия. Их исполнение было настолько оригинальным, что не сразу удавалось разглядеть в них привычные матрёшки. Такие вещи я тоже беру себе в коллекцию. Это пример того, как матрёшка развивается.

Можно ли провести параллели между матрешкой и классическим натюрмортом?

Да, конечно. Элементы натюрморта органично вплетены в образ каждой матрёшки. Костюм игрушки нередко включает все составляющие этого жанра: румяные яблоки, пышные букеты цветов. В декоре матрёшки можно встретить самые неожиданные детали: грибы и ягоды, плетёные корзины, ткани с традиционными узорами, различные сельскохозяйственные инструменты. Чего только вы не найдете! Более того, сама матрёшка выступает полноценным элементом натюрморта, существуют целые композиции с её участием.

Матрешка объединяет различные художественные жанры. Особенно ярко проявляются пейзажные мотивы — от сюжета «зори-воды» Полховского Майдана до целых архитектурных ансамблей. Как правило, это узнаваемые силуэты старинных зданий. Величественные соборы с куполами, устремлёнными ввысь. Иногда можно увидеть даже парусники, уходящие в морскую даль. Все это создает ощущение глубины и пространства.

Причастна матрешка и к портретному жанру. Он раскрывается через антропоморфный образ. В каждой матрёшке можно увидеть тщательно проработанное лицо с характерными чертами: выразительными глазами, формой носа, изгибом губ и особенностями внешности. Через костюм, детали одежды и аксессуары передаётся социальный статус персонажа, а в выражении лица читается его характер и эмоциональное состояние.

Интересно, что в облике матрёшки часто отражается личность самого мастера. Художники невольно вкладывают в свои работы черты собственного характера и внешности.

Насколько востребован формат матрешки среди современных художников. Возрождается ли интерес к этому промыслу?

Именно к промыслу, к сожалению, нет. Потому что промысел – это налаженное дело. Здесь всё это идёт ко дну, к сожалению. Массовое производство испытывает сложности, хотя сам образ матрёшки по-прежнему любим и востребован публикой.

При этом классика идет бок о бок с инновациями. Традиционная основа остаётся фундаментом, но неизбежно дополняется новыми элементами. Просто законсервировать традицию невозможно и это не нужно делать. Да и мода пришла другая, другое понимание красоты. Люди приклеивают ресницы, увеличивают губы. Конечно, это отражается на матрёшке, потому что лица вокруг совсем другие. И вы их видите в матрёшке. Люди меняются, матрёшки меняются. Вообще матрёшка очень чутко отражает веяния времени.

Поможет ли выставка лучше понять, что такое матрешка? Какие идеи вы хотели бы донести до зрителей?

Для многих матрёшка – это просто матрешка, сувенир из ларька. Люди видят в ней забавную деревянную игрушку, не подозревая о том глубоком смысле и богатой истории, которые она в себе хранит.

На самом деле матрёшка — культурный феномен. Она отражает многовековую историю России, её традиции, духовные ценности и художественные достижения. В каждой детали этого народного промысла зашифрован уникальный код национальной культуры, который передается из поколение в поколение. О матрешке можно говорить бесконечно. Находить какие-то новые и новые слои. Надеюсь, нам удастся показать грани ее богатой истории.

Важно, что на выставке будет много старых матрешек. Самая ранняя датируется началом XX века. За ними сейчас идет настоящая охота на рынке. А ведь с каждым днём этот выбор все меньше и меньше. Вещи вымываются, они исчезают. В первую очередь потому, что деревянная игрушка — предмет активного бытования. С этими игрушками растут дети. Часть матрёшек попросту обгрызана. Это нормально, это жизнь матрёшки. Матрешек не рисовали для выставок, их не рисовали для витрин. Это всё живые вещи. И с каждым днём их меньше и меньше, потому что в быту они, конечно, погибают.

Даже в музейных фондах не наблюдается большого разнообразия матрёшек. Увидеть полный срез истории этого промысла там не получится. Самые интересные образцы хранятся в частных коллекциях.

Я уверена, наша выставка станет открытием самой русской игрушки для русских людей.

Материал подготовила Елена Прилашкевич