Ну что же, друзья, похоже, наш старый приятель, безумный доктор с галюцинациями божественного величия, снова вернулся. И на этот раз его ведёт за руку самый главный фанат монстров в мире кинематографа — Гильермо дель Торо. Фильм «Франкенштейн» 2025 года — это не просто ещё одна экранизация. Это событие, которое мы ждали долгие годы, зная, что дель Торо вынашивал этот проект как любимое, но опасное дитя. И вот, наконец, он явил его миру, и мир ахнул. Смесь восторга и лёгкого недоумения — вот типичная реакция после просмотра. Но давайте по порядку, ведь дьявол, как и настоящее искусство, кроется в деталях.
«Франкенштейн» (2025) сюжет.
Если вы знакомы с творчеством мексиканского режиссёра, вы знаете: его почерк не спутаешь ни с чьим другим. Его «Франкенштейн» — это не столько хоррор в чистом виде, сколько тёмно-фэнтезийная готическая драма, где ужас проистекает не из скримеров и внезапных криков, а из глубин человеческой души и трагедии нежеланного существования. Дель Торо всегда умел сделать монстра более человечным, чем люди вокруг него, и здесь этот приём достигает своего апогея. Он берет классический роман Мэри Шелли, пропускает его через призму своего уникального видения и получает этакий викторианский «Блейд Раннер», где вопрос «Что значит быть человеком?» стоит ребром.
Атмосфера в картине — это отдельная история. Вы чувствуете холод лабораторий, влажность замковых камней и тоску арктических льдов буквально кожей. Визуальная составляющая, как и ожидалось, великолепна. Каждый кадр выверен, как часовой механизм, и пропитан той самой готической эстетикой, которую мы так любим в его «Лабиринте Фавна» или «Багровом пике». Это мир, где красота и уродство идут рука об руку, постоянно меняясь местами.
Сюжетно мы, казалось бы, знаем эту историю наизусть: учёный, одержимый идеей победить смерть, собирает из кусков плоти живое существо, а затем, ужаснувшись своему творению, бросает его на произвол судьбы. Но дель Торо, как мудрый рассказчик, решает копнуть глубже. Его Фильм «Франкенштейн» 2025— это не линейное повествование, а многослойная история, рассказанная с разных точек зрения.
Трагедия создателя и создание.
Мы знакомимся с Виктором Франкенштейном на арктическом корабле, застрявшем во льдах. Он — сломленный человек, повествующий капитану свою исповедь. А потом появляется оно — его Создание — и предлагает свою версию событий. Этот приём «Расёмон» добавляет истории философской глубины. Чья правда настоящая? Правда лишённого иллюзий творца или его одинокого, преданного детища?
Интересный ход — сделать тело монстра собранным из частей солдат, погибших на войне. Это не просто анатомический конструктор, это сшитое воедино наследие человеческой агрессии, боли и страдания. Дель Торо сразу задаёт высокую планку: его чудовище — это не просто нечто пугающее, это прямое следствие и отражение самых тёмных сторон человеческой натуры. И когда это существо, блестяще исполненное Джейкобом Элорди, начинает задавать вечные вопросы, злость зрителю приходится направлять не на него, а на его легкомысленного создателя.
Любовь и месть в тени чудовища.
Классическая любовная линия с Элизабет Лавенцой, невестой брата Виктора, здесь обретает новые, довольно тревожные оттенки. Её персонаж, в исполнении Миа Гот, — это не просто «дева в беде», а сложный персонаж, привлекающий внимание как самого Виктора, так и его Создания. Эта любовь-одержимость становится ещё одним катализатором трагедии, подчёркивая, что в этом мире никто не может остаться в стороне от последствий фатального эксперимента.
«Франкенштейн» (2025) актёрский состав.
Давайте отдадим должное кастинг-директорам. Подбор актёров в этом фильме «Франкенштейн» 2025 — это отдельная форма искусства. Представьте себе Оскара Айзека в роли Виктора Франкенштейна. Он идеален. В его глазах вы видите не только безумный блеск гения, но и всю ту бездну ужаса и раскаяния, которая в итоге его поглощает. Это не карикатурный учёный, а живой, страдающий человек, чья трагедия начинается не в момент провала, а в момент его величайшего триумфа — когда он заставляет мёртвую плоть биться в такт электрическим разрядам.
Джейкоб Элорди: монстр с душой поэта.
Но главный триумф, и это признают даже самые строгие критики, — это Джейкоб Элорди в роли Создания. После его романтических героев все ждали чего-то кардинально нового, но никто не ожидал такого. Его монстр — это не просто груда мышц с болтами в шее. Это умное, любознательное, по-детски наивное и оттого невероятно травмированное существо. Элорди удаётся передать всю гамму эмоций — от первобытной ярости до тихой, всепоглощающей скорби — почти без слов, одной лишь пластикой и взглядом. Это мощнейшая актёрская работа, которая заслуживает самых высоких наград.
И, конечно, нельзя обойти стороной звёздный второй план: Кристоф Вальц, Ларс Миккельсен, Чарльз Дэнс… Эти мэтры создают тот самый плотный, достоверный мир, в котором безумие Виктора кажется не исключением, а закономерной частью этого мрачного универсума.
«Франкенштейн» (2025) отзывы.
Премьера на Венецианском кинофестивале 30 августа 2025 года задала тон всему последующему обсуждению. Фильм получил овации, но за кулисами кипели нешуточные споры. Что мы имеем в итоге? Смешанные, но в целом положительные отзывы.
Сильные стороны: философия и эстетика.
Критики в один голос сходятся в том, что картина — визуальный и философский шедевр. Дель Торо не просто пересказывает Шелли, он ведёт с ней диалог. Тема ответственности творца перед своим творением, проблема одиночества и отверженности, вечный поиск любви и признания — всё это подано с невероятной эмоциональной силой. «Это самый человечный фильм о не-человеке за последние годы», — писал один из рецензентов. И с этим не поспоришь.
Рейтинг 82% на Rotten Tomatoes красноречиво свидетельствует: проект удался. Его хвалят за смелость, размах и ту самую «руку мастера», которая чувствуется в каждой детали. Для поклонников готики, глубоких драматических историй и, конечно, самого дель Торо это must-see событие года.
Слабые стороны: тяжеловесность и нарратив.
А теперь о ложке дёгтя, которая, увы, присутствует в этой бочке мёда. Главный камень преткновения — продолжительность. Два с половиной часа — это серьёзное испытание даже для подготовленного зрителя. Есть ощущение, что фильм местами «плывёт», застревая в любовании своими же визуальными находками. Некоторые сцены, особенно в середине, могли бы быть раза в два короче без ущерба для сюжета.
Некоторые критики, и я отчасти с ними согласна, отмечают, что по сравнению с такими работами дель Торо, как «Форма воды», нарратив здесь ощущается в некотором дисбалансе. Порой кажется, что грандиозные декорации и философские монологи немного подавляют самих персонажей, их мотивацию. А кое-где проскальзывает налёт телевизионной театральности, что немного режет глаз при таком-то бюджете.
«Франкенштейн» (2025) ли смотреть?
Как профессиональный редактор и зритель, избалованный качественным кино, я скажу так: да, этот фильм «Франкенштейн» 2025 однозначно стоит вашего времени. Но идите на него с правильными ожиданиями.
Это не динамичный хоррор-экшен. Это медленная, вдумчивая, меланхоличная и невероятно красивая готическая сага. Это фильм-размышление, фильм-настроение. Лучше всего смотреть его в одиночестве или в тихой компании, позволив себе погрузиться в его мрачную атмосферу с головой. Вы можете выйти из зала или отключить Netflix с лёгким чувством усталости, но вы гарантированно вынесете из просмотра несколько мощных образов и мыслей, которые будут преследовать вас ещё долго.
Гильермо дель Торо снял не просто экранизацию. Он создал свой собственный памятник вечной истории о Прометее, дерзнувшем похитить огонь у богов. И, как и в мифе, этот огонь и согревает, и обжигает. Фильм «Франкенштейн» 2025 — это громкое, спорное, но безусловно важное высказывание одного из самых оригинальных режиссёров нашего времени, и пропускать его точно не стоит.