Найти в Дзене
Боевая техника мира.

По следам Кристи. Американские быстрые танки.

Т1Е3. 1932-34гг.
Неудачливый конкурент Кристи, лёгкий танк фирмы Каннингем, тем не менее стал родоначальником всех серийных американских танков разработанных после 1931 года.
Всё потому что в разработке танка принимал участие Гарри Нокс, будущий ведущий специалист армии США по разработке гусеничного шасси. Он участвовал в разработке шасси почти все танков США вплоть до М26Першинг.
А пока он бился над увеличением быстроходности "маленького вооружённого трактора".
Всё дело в том что танк массой 8 тонн, и с мотором в целых 132 л.с., никак не хотел разгоняться свыше 33 км\ч. Танк в три этапа получил облегченную подвеску с более лёгкими траками, была улучшена КПП... но результат не был достигнут. Если на начало испытаний в 28 году танк был одним из самых быстрых в мире, то в 32-33 году эти скорости были уже неудовлетворительны. Т1Е6. 1932г.
В качестве выхода из безвыходной ситуации появился вариант танка, полностью изменённой компоновки. Поставив 240сильный авиамотор в корме корпуса, повто

Т1Е3. 1932-34гг.
Неудачливый конкурент Кристи, лёгкий танк фирмы Каннингем, тем не менее стал родоначальником всех серийных американских танков разработанных после 1931 года.
Всё потому что в разработке танка принимал участие Гарри Нокс, будущий ведущий специалист армии США по разработке гусеничного шасси. Он участвовал в разработке шасси почти все танков США вплоть до М26Першинг.
А пока он бился над увеличением быстроходности "маленького вооружённого трактора".
Всё дело в том что танк массой 8 тонн, и с мотором в целых 132 л.с., никак не хотел разгоняться свыше 33 км\ч. Танк в три этапа получил облегченную подвеску с более лёгкими траками, была улучшена КПП... но результат не был достигнут. Если на начало испытаний в 28 году танк был одним из самых быстрых в мире, то в 32-33 году эти скорости были уже неудовлетворительны.

-2

Т1Е6. 1932г.
В качестве выхода из безвыходной ситуации появился вариант танка, полностью изменённой компоновки. Поставив 240сильный авиамотор в корме корпуса, повторили идеи Кристи. С той лишь разницей что ведущими остались передние катки. Изменили и шасси танка, взяв за основу 8-катковую подвеску Виккерс. В то время, танки "Виккерс 6тонн" показывали великолепную подвижность и проходимость с маломощными двигателями. Но не в американском случае. Скорость осталась та-же самая - 32-33 км\ч.
Изготовленные танки несколько лет гоняли по полигону, пытаясь понять что-же пошло не так. Почему танк не разгоняется, и может у него есть какие-то другие полезные свойства, ранее неведомые?

-3

Первое предложение сделать танк Кристи, но без участия Кристи.
В1930 году капитан Джорж Рари (George H.Rarey) предложил оснастить М1917 (лицензионная копия французского Рено FT) новой ходовой частью с подвеской типа Christie. Проект казался многообещающим, но был отвергнут. Кроме всего прочего, в одном из вариантов бронемашину предполагалось оснастить паровым двигателем.
В 20-х годах параметры паросиловых установок максимально приблизились к двигателям внутреннего сгорания.
Но идея не выгорела. В буквальном смысле. Ещё в 1918-19 годах в США построили несколько танков с паросиловыми установками, В целом мощность и экономичность удовлетворяли всем требованиям военных.
Но выделение тепла било все рекорды. Особенно в наглухо закрытых бронекорпусах. И экипаж чтобы не свариться, делал частые остановки для того чтобы немного подышать на свежем воздухе.
К тому-же в1930 году 6-тонные американские танки, являвшиеся адаптированными аналогами FT-17, окончательно устарели.
Пытались на них поставить новый двигатель, но ничего путного из этой затеи не вышло - улучшенных танков М1917А1 было сделано всего 6 штук. Несмотря на увеличение мощности вдвое, двойного прироста скорости не случилось. Одна из главных проблем заключалась в ходовой части и чтобы решить её капитан Джордж Рари предложил радикальное решение.
Вместо архаичной блокированной подвески он предложил использовать три опорных катка большого диаметра на пружинных рессорах.
То есть, предлагалось внедрить на М1917А1 подвески типа Christie.
Идея казалась заманчивой, но Департамент Вооружений вполне справедливо решил, что тратить усилия на устаревшую технику не стоит.

T11 ' US medium 4x4 experimental armored car, 1931
T11 ' US medium 4x4 experimental armored car, 1931

T11 ' US medium 4x4 experimental armored car, 1931.
Новое направление работ по созданию быстроходного танка, без участия скандального Уолтера Кристи, задал бронеавтомобиль фирмы FWD. Построенный по танковой компоновке броневик, с полным приводом, мощным - для броневика -мотором в 115л.с., с башенной установкой набора вооружений из спаренных пулеметов - обычного и крупнокалиберного. Полная боевая масса БА - всего 5108кг. Про подвижность и говорить не приходится: при энерговооруженности в 23л.с. на тонну - машина отличалась завидной динамикой и максимальной скоростью в 111 км/ч.
Но... Машина кроме всего прочего состояла из целого букета неисправностей и недоделок.
Исправить положение взялся уже известный Гарри Нокс.

-5

Combat Car T2 Modified 1931.
Гарри разработал колесно-гусеничный броневик, который был лишён проблемного переднего привода, а недобор проходимости, решался установкой гусеничной ленты в разных вариантах. В том числе в полугусеничном - гусеницей обматывали заднюю тележку катков, а передние катки становились управляемыми.
Всё как у Кристи, но при этом без участия Кристи.

-6

Однако полугусеничный вариант откровенно не получился, не всё гладко было и с движением на колёсах - катки на грузолентах не позволяли разгоняться и долго держать высокую скорость на шоссе. А более чем странная рессорная подвеска не избавляла бронетанк от тряски и вибраций.
В итоге остался только гусеничный вариант. Который тоже вызвал серьёзные проблеммы. Огромный просвет между передним катком и вторым сказывался на проходимости. Когда передний каток преодолевал кочку, и она оказывалась в этом просвете, это вело к поломке механизма натяжения гусеницы, или к возрастанию нагрузки на КПП и двигатель, так как второй каток не перескакивал кочку, а как-бы взбирался на неё.

-7

Сокращение размеров машины и базы между передними катками не помогло. И пришлось выдумывать новый танк.
Но сначала из темы "ушли" Гарри Нокса. Который явно не справлялся. Впрочем ничего удивительно - делали ведь бронеавтомобиль.

-8

Combat Car T4. 1933.
В итоге новый глава темы Барнс, создал танк очень похожий на танки Кристи. Но более соответствующий требованиям военных заказчиков. В данном случае американской кавалерии.
В первую очередь в шасси добавили 4й каток, без которого танк откровенно не ехал. Изменили систему подвески - вертикальные "свечи" сильно наклонили снизив высоту корпуса. Одной из особенностей машины стала возможность "поджимать" одну, либо две оси на колесном ходу. По задумке Барнса это было возможно с двумя осями, по факту сделали одну. Таким образом снижался контакт с поверхностью, при езде по шоссе это было важно.
Масса Combat Car T4 составила 7911 кг, на гусеничном ходу максимальная скорость составила 55,4 км/ч, а на колесном - 84 км/ч. Вместо большого авиационного двигателя танк получил 11-литровый двигатель воздушного охлаждения Continental R670, который мог выдавать 264 л.с. мощности, при этом был значительно легче и компактнее Liberty L-1

-9

Light Tank T2. 1934.
"Изгнанный из рая" Гарри Нокс, тем не менее стал создателем подвески для нового "казённого" танка разработки конструкторов Rock Island Arsenal. В танке окончательно прописался радиальный авиамотор воздушного охлаждения, мощностью от 210л.с. до 240 л.с. Танк стал значительно шире и немного короче, что благотворно сказалось на управляемости, новая 8ми катковая подвеска сделала ход машины плавней и выросла проходимость. Единственно что не удалось достигнуть запланированной скорости в 72 км\ч. Удалось выжать что-то в районе 45-50 км\ч.
Чтобы не складывать все яйца в одну корзину, был сделан ещё один вариант подвески на основе тележек "Виккерс-карден-лойд", 4 катковая. Которая показала лучшие результаты и стала в дальнейшем основой всех американских танков на 15 лет.
Но об этом в следующей части.
А пока - танки конкурентов из Европы, поступавшие на вооружение армий мира в 30-32 годах.

-10

Виккерс 6 тонн. Или Виккерс МК-Е. Масса 7.1-7.3 тонны. Броня 13мм, вооружение либо 2 пулемёта Виккерс\Максим, либо 37-47мм пушка и пулемёт. Двигатель 91.5 л.с. Скорость 37 км\ч.
Широко продавался на экспорт. Ну как "широко"... дюжина в год туда, полдюжины в год сюда...
Броня танка вызвала узкоизвестную в широких кругах дискуссию - что лучше?
Гомогенная - закалённая на всю глубину бронеплита, которая лучше выдерживает попадания снарядов до 37мм калибра?
Или "крупповская" броня "компаунд"? Состоявшая из слоя незакалённой стали, и облицованная слоем стали твёрдой закалки? Которая лучше сопротивлялась бронебойным пулям в том числе и 12.7-13.2мм калибра?

-11

Рено Д1. Масса 14 тонн. Броня 40мм. Пушка 37-47мм или пулемёт. Двигатель 74 л.с. Скорость 18 км\ч. Построено за 32-36 гг.,160 штук.

-12

Vickers Light Tank M1933.
Патрульный танк. Венец творения лёгких танков Виккерс конца 20-х и начала 30-х гг. Вызвал множество подражаний и неплохо продавался. Ну как неплохо, штук 30-40 именно этой модели, за первую половину 30-х было распродано. Далее в серию пошли более совершенные варианты. Но это другая история.
Масса около 3.3-3.5 тонн. Броня 9-12мм. Двигатель 88 л.с. Скорость около 55 км\ч. Вооружение 1 пулемёт Виккерс.

-13

Carro veloce CV3/33. Итальянская танкетка, по броне и вооружению скорее уже лёгкий танк. 3.5 тонны. Броня 9-13мм. Вооружение 1-2 пулемёта винтовочного калибра, иногда заменялись 13.2мм ПТР. 43 л.с., 42 км\ч. Самый массовый танк Европы до 1938 года, произведено более 1400 штук.