Найти в Дзене
Друг Народа

Кто смог прочитать "Архипелаг ГУЛАГ" целиком?

Монументальный труд, опыт художественного исследования, "Архипелаг ГУЛАГ" является наиболее известным произведением Александра Исаевича Солженицына. Писал его наш графоман цельных десять лет: с 1958 г. по 1968 г., еще и дополнял десять лет в 1969-1979 гг. "Фолиант" содержит целых три тома из семи частей. Современное издание 2024 г. содержит целых 1424 страницы. Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются, как и нравоучения Кто его реально смог прочитать, причем целиком? Только честно. Читается "Архипелаг" примерно так же, как "Майн Кампф" Адольфа Гитлера (включен в реестр иноагентов, признан в России экстремистом и нежелательным персонажем), т. е. все знают об "Архипелаге" и его можно даже с умной ряхой цитировать, но прочитать "эту субстанцию" целиком тяжеловато. Я тут решил на спор целиком осилить "Архипелаг", так сказать, взасос, но смог прочитать только полтора тома, весь выдохся. Бредятина полная, язык нечитаб

Монументальный труд, опыт художественного исследования, "Архипелаг ГУЛАГ" является наиболее известным произведением Александра Исаевича Солженицына. Писал его наш графоман цельных десять лет: с 1958 г. по 1968 г., еще и дополнял десять лет в 1969-1979 гг. "Фолиант" содержит целых три тома из семи частей. Современное издание 2024 г. содержит целых 1424 страницы.

Обложка книги. Изображение из открытых источников
Обложка книги. Изображение из открытых источников

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются, как и нравоучения

Кто его реально смог прочитать, причем целиком? Только честно. Читается "Архипелаг" примерно так же, как "Майн Кампф" Адольфа Гитлера (включен в реестр иноагентов, признан в России экстремистом и нежелательным персонажем), т. е. все знают об "Архипелаге" и его можно даже с умной ряхой цитировать, но прочитать "эту субстанцию" целиком тяжеловато. Я тут решил на спор целиком осилить "Архипелаг", так сказать, взасос, но смог прочитать только полтора тома, весь выдохся. Бредятина полная, язык нечитабельный, бессистемное повествование, к тому же, явно завиральные истории.

Обложка книги. Изображение из открытых источников
Обложка книги. Изображение из открытых источников

Прекратил эту затею не только из-за косноязычности автора, но и из-за вранья Александра Исаевича и явно пропагандистской направленности его произведения. Ну не люблю я, когда "лапшу на ухи вешают". Посудите сами, в этом художественном исследовании Александр Исаевич рассказывает о том, как сам сидел в "сталинских лагерях", но свое повествование обильно разбавляет рассказами других "сидельцев", сначала их было 227 человек, а с "прибавлениями" получилось уже 257 очевидцев. Причем, в большинстве эти персонажи неизвестные, скорее всего, их истории - это лагерные байки и враки, сгущающие краски над действительностью.

Александр Исаевич Солженицын. Изображение из открытых источников
Александр Исаевич Солженицын. Изображение из открытых источников

Есть, конечно, вполне реальные персонажи, на которых ссылается Солженицын. Взять хотя бы доктора экономических наук Курганова (настоящая фамилия Кошкин) Ивана Алексеевича (1895-1980 гг.), который в годы Великой Отечественной войны оказался в оккупации, стал предателем, работал на немцев в городской управе, был знаком с А. А. Власовым, хотел вступить в КОНР, да не удалось. Бежал с отступающими немцами, а после войны жил в США, стал пропагандистом в антисоветской организации НТС. Солженицын ссылается на этого персонажа в "Гулаге": "По подсчётам эмигрировавшего профессора статистики И. А. Курганова, от 1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и включая дефицит от пониженной рождаемости, - оно обошлось нам в… 66,7 миллиона человек (без этого дефицита - 55 миллионов)". Исаевич, правда, забыл упомянуть, что Кошкин-Курганов - коллаборационист и пропагандист. Характерный для Александра Исаевича штришок. А вообще серьезные историки назвали эти "подсчеты" Кошкина-Курганова псевдонаучными.

Кошкин Иван Алексеевич в 1926 г. Изображение из открытых источников
Кошкин Иван Алексеевич в 1926 г. Изображение из открытых источников

Хотя Исаевич метит на документальность, во многих местах он дает ссылки на некоторые документы с указанием источника и даже страницы. Например, "Вестник НКВД", 1917, № 1, стр. 4, М. Я. Лацис, "2 года борьбы на внутреннем фронте". Популярный обзор деятельности ЧК. ГИЗ, М., 1920, стр. 61 или Н. В. Крыленко. "За пять лет". ГИЗ, М-Пгд, 1923, стр. 401. Но это он делает, когда разбирает советские официальные документы (хотя какие это документы? Журналы да книги отрытого доступа, никаких архивов КГБ), а когда пишет рассказы очевидцев, тут надо "верить на слово". Как в анекдоте, "мы же джентльмены и верим друг дружке, а деньги в кружку".

Обложки трех томов. Изображение из открытых источников
Обложки трех томов. Изображение из открытых источников

Самое интересное, что сам Солженицын, если внимательно читать "Архипелаг", провел свой срок очень легко, всегда старался не работать, быть на хорошем счету у лагерного начальства, даже стал лагерным "стукачом". В самом начале своего срока в Ново-Иерусалимском лагере Александр Исаевич, как он сам пишет, явился к директору и попросился на начальничью должность. Его как офицера, назначили сменным мастером глиняного карьера. Ему дали под начало 20 человек, но он избегал своих обязанностей, «тихо отходил от своих подчиненных за высокие кручи отваленного грунта, садился на землю и замирал» - как он сам и пишет в своем "Гулаге". В другом лагере на Большой Калужской, куда его перевели 4 сентября 1945 г., он соврал, что является нормировщиком. Здесь он не удачно прочислился заведующим производством, потом его "опустили" до помощника нормировщика. С лета 1946 г. по 1950 г. он поменял несколько тюрем-"шарашек", где числился математиком (снова соврал, назвавшись физиком-ядерщиком), библиотекарем, переводчиком с немецкого (которого не знал). Он пишет про этот период, что занялся писательством: «Этой страсти я отдавал теперь все время, а казенную работу нагло перестал тянуть». Есть мнение, что Александр Исаевич был активным "стукачом", поэтому его держали в "шаражках" на хорошем счету. Лишь летом 1950 г. Солженицын попал в лагерь в Казахстане на общие работы, но и там умудрился стать бригадиром. Как такой персонаж может судить о "сталинских ужасах", если сам он их не изведал?

Памятник А. Солженицыну в Москве. Изображение из открытых источников
Памятник А. Солженицыну в Москве. Изображение из открытых источников

Очень повредила его амплуа "узника совести" и пострадавшего от советской власти его бывшая жена Решетовская Наталья Алексеевна, которая написала свою книгу "В споре со временем" (издана в СССР в 1975 г.). В книге она опубликовала переписку со своим мужем во время его заключения, дневники заявления бывших друзей и другие документы, дополнительно "проливающие свет" на то, как Александр Исаевич "сидел". Например, про заключение Александра Исаевича в Марфинской тюрьме (пребывал в ней с 1947 г.) жена пишет: "В обеденный перерыв Саня (так ласково Решетовская называла своего благоверного) валяется во дворе на травке или спит в общежитии. Утром и вечером гуляет под липами. А в выходные дни проводит на воздухе 3-4 часа, играет в волейбол" или вот: "До 12 часов Саня читал. А в пять минут первого надевал наушники, гасил свет и слушал ночной концерт". Особенно интересна переписка, где он обсуждает содержание продовольственных посылок: "Сухофруктов больше не надо... Особенно хочется мучного и сладкого. Всякие изделия, которые вы присылаете, - объедение". За эту книгу Исаевич обозвал ее провокатором КГБ!

Памятник А. Солженицыну в Кисловодске. Изображение из открытых источников
Памятник А. Солженицыну в Кисловодске. Изображение из открытых источников

Окончательно мнение сложилось о творчестве и личности Александра Исаевича Солженицына после прочтения книги советского и российского писателя, члена Союза писателей СССР, Владимира Сергеевича Бушина (1924-2019 г.) под названием "Неизвестный Солженицын" (2009 г.). Бушин такой же графоман, как и Солженицын. Поэтому он очень подробно разбирает по кирпичикам "Архипелаг" и самого нобелевского лауреата. Рекомендую, вот эта книга читается очень легко, с юморком.

Памятник А. Солженицыну во Владивостоке. Изображение из открытых источников
Памятник А. Солженицыну во Владивостоке. Изображение из открытых источников

Трудно представить себе нормального человека, который добровольно бы прочитал целиком "Архипелаг". Причем, не в советское время, когда был соблазн изведать "запрещенки", а в наше время. Хотя... может, кто поделится своим опытом?

При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

Другие статьи канала - Солженицын и голубой НКВД

Участвовали ли солдаты "РОА" в карательных "акциях"? Конечно, да!

Советские амнистии 1938 г., 1940 г., 1944 г, 1945 г., 1946 г., 1953 г. и 1955 г.

#солженицын #архипелаггулаг #гулаг #антисоветчина #вспоресовременем #женасолженицына #решетовская #книганеизвестныйсолженицын #владимирбушин #каксиделсолженицын