В поездах дальнего следования есть места, которые я стараюсь обходить стороной. За последние годы я провел в пути, пожалуй, не меньше сотни ночей, а только в этом году совершил более пятидесяти поездок. Своими рекомендациями делится опытный пассажир Борис Всеволодович Сидоров.
После такого опыта начинаешь понимать, какие места действительно удобные, а какие способны испортить даже короткую поездку. И если одни пассажиры выбирают билеты наугад, руководствуясь лишь ценой или направлением полки, то я уже давно сформировал для себя список позиций, которые категорически не беру.
1. У туалета
Начну с купейных и плацкартных вагонов. Казалось бы, места 35 и 36 – вполне обычные в конце вагона. Но именно за их стенкой расположен туалет, а это значит, что покоя не ждите.
В новых вагонах шумоизоляция стала лучше, да и запахов, как правило, нет – всё герметично, продумано, насосы работают тише. Однако звуки всё равно доносятся: скрип двери, смыв, вибрация насоса.
Особенно неприятно, когда ночью туда-сюда ходят пассажиры и хлопают дверями. В старых вагонах, где насос работает с характерным гулом, эти места превращаются в настоящий испытательный полигон для нервов.
2. Верхняя боковая у туалета
А вот в плацкарте существует абсолютный антирекорд – место 38. Это верхняя боковая полка у самого туалета. Тут всё плохо: и теснота, и постоянный шум, и запахи. Отдохнуть на таком месте невозможно.
Если в продаже остаются только такие билеты, я лучше подожду следующий поезд. Кстати, в последнее время, в плацкартных вагонах такие места закрывают под перевозку белья.
3. На верхних полках второго этажа
Есть еще один тип мест, которых стоит избегать – верхние полки второго этажа в двухэтажных вагонах. На первый взгляд, идея кажется заманчивой: наверху уютно, в окно дальше видно, меньше людей ходит через второй этаж, все идут внизу – опаздывающие и те, кто идет в ресторан.
Но когда поднимаешься на второй этаж, оказывается, что там пригодна только нижняя полка, а на верхней полке нет окна, невозможно присесть – только лежать.
Потолок так низко, что повернуться трудно.
4. Второй этаж в жару
Поначалу я часто ездил на нижних полках второго этажа, но теперь предпочитаю первый этаж, потому что не люблю жару и духоту.
На втором этаже жарко – особенно летом. Вентиляция устроена так, что воздух до второго этажа доходит хуже, а нагрев от крыши летом делает температуру ощутимо выше, чем внизу.
5. Где не открываются окна
Еще один важный элемент – окна. В старых вагонах можно было хотя бы приоткрыть форточку и дать свежему воздуху доступ внутрь.
Но современные производители решили, что пассажиры не должны вмешиваться в климат вагона, и теперь большинство окон наглухо закрыты. Даже если кондиционер справляется, многим не хватает свежего воздуха, особенно летом. А если уж кондиционер сломан, то вагон превращается в парилку.
Таким образом, вагоны бывают, где окна открываются и где не открываются. В купе, где вагоне расположены аварийные выходы, – окна обычно НЕ открываются точно.
В старых моделях это третье купе (места 9–12) и шестое (21–24). А в новых, где добавлен душ, – второе (5–8) и восьмое (29–32).
6. Над колесом
Если вы плохо спите, обратите внимание на расположение купе относительно тележек. Первое купе в вагоне, а также восьмое и девятое находятся прямо над ними.
Из-за этого ночью слышен ритмичный стук колес и металлический скрежет, который не удается заглушить даже берушами. Для кого-то это уютный фон, но если вы чувствительны к шуму, то ночь может превратиться в испытание.
7. У двери в «Ласточке»
Наконец, стоит сказать пару слов о «Ласточках». Самые неудобные места там – у дверей. Ноги вытянуть некуда: впереди – перегородка.
К тому же двери постоянно открываются и закрываются, особенно если поезд делает много остановок. Потоки холодного или жаркого воздуха, толпы выходящих пассажиров – всё это делает дорогу утомительной.
С годами я понял, что комфорт в поезде складывается из мелочей. Иногда достаточно выбрать правильное место, чтобы вся поездка прошла спокойно и с удовольствием.
Поэтому, покупая билет, я всегда открываю схему вагона и проверяю, где туалет, где тележка, а где аварийный выход. Эти несколько минут внимания потом окупаются часами сна и тишины в пути.