Найти в Дзене

Архитектурный ансамбль Пои-Калян. У подножия минарета-маяка.

Оглавление
Архитектурный ансамбль Пои-Калян. Фото из личного архива автора.
Архитектурный ансамбль Пои-Калян. Фото из личного архива автора.

Ансамбль Пои-Калян состоит из трёх сооружений, два из которых имеют в своём названии слово «Калян», что-то подобное я уже упоминал в описании комплекса зданий, носящих общее наименование Ляби-Хауз.

Поскольку наш путь от крепости Арк лежал мимо стен мечети Калян, с неё я и начну.

Мечеть Калян.

Мечеть Калян — главная пятничная мечеть Бухары, вмещающая одновременно до 12 тысяч прихожан. Выстроено здание было в эпоху правления Улугбека, внука Амира Тимура, немного о великом полководце и мавзолее, где он захоронен, можно почитать у меня здесь:

Про обсерваторию, построенную Улугбеком в Самарканде, я писал здесь:

В принципе, каких-либо особенностей у мечети нет, такой же традиционный входной портал, как и у многих, такой же купол над молельным залом, такие же айваны во внутреннем дворе. Единственное, что можно было бы отметить, это то, что её фасады и стены покрыты уже привычной нам по Самарканду голубой майоликой, хотя изначально этот декор отсутствовал и был добавлен лишь в 1514 году, во время капитального ремонта здания.

Что выделил бы, так это показанную нам экскурсоводом галерею в айване. Вместо привычных нам деревянных столбов 208 куполов на крышах поддерживают 288 каменных колонн со стрельчатыми арками, и если смотреть под определённым ракурсом, стоя так, чтобы проёмы образовывали анфиладу, то арки создают узор, который можно назвать «косичкой». Фотография получилась не совсем удачной, но хотя бы для понимания эффекта я выложил её в галерею. Четвёртое фото, листайте.

А вот минарет, тоже носящий имя Калян, так и остался в изящном ажурном исполнении из традиционного для Средней Азии жёлтого кирпича.

Минарет Калян.

Минарет является одним из самых старых сооружений Бухары, его строительство было закончено в 1127 году, и самым высоким, с высотой в 46,5 метров и диаметром у основания 9,7 метров. Кроме того, он входит в число архитектурных памятников домонгольской эпохи, которых во всей Средней Азии осталось не так уж много.

Минарет Калян. Фото племянницы автора.
Минарет Калян. Фото племянницы автора.

Орнаменты, выполненные из кирпича, образуют на минарете Калян 12 не повторяющих друг друга поясов, здесь же — надписи на религиозную тему, и где-то между ними, со слов нашего гида, — имя зодчего, подарившего нам эту красоту. Звали его Бако.

Выстроенный на этом же месте первый минарет, простояв не очень долго, рухнул, видимо, потому что из-за спешки, допущенной во время его строительства, не были выдержаны технологические сроки для, например, схватывания раствора.

Главного строителя, как водится, казнили.

Новый зодчий оказался похитрее. Есть легенда, что Бако в процессе возведения башни регулярно на какое-то время исчезал, так, к примеру, он надолго пропал после того, как был устроен фундамент под здание. Когда же через два года мастер как ни в чём не бывало объявился, то на гневный вопрос заказчика, где тот был всё это время, невозмутимо ответил, что если бы он оставался в Бухаре, то его бы торопили, как и предшественника, а ему очень уж не хотелось расставаться с жизнью.

Минарет Калян. Фото племянницы автора.
Минарет Калян. Фото племянницы автора.

Легенды всегда интересно слушать, а в этот раз к ней немного загадочности и романтизма добавили быстро опускающаяся на город ночь и восхитительная подсветка.

К слову говоря, фонарь в ротонде на верхушке минарета светился и в древние времена, на ночь там зажигали огни, и путники, идущие в Бухару, могли ориентироваться по нему, как мореплаватели по маяку.

Медресе Мири Араб.

Третье сооружение в ансамбле Пои-Калян — медресе Мири Араб. Точная дата постройки этого учебного заведения неизвестна, исследователи никак не могут прийти к единому мнению, но если говорить в приближении «плюс-минус», то это первая половина XVI века.

Что интересно — медресе в составе архитектурного ансамбля Пои-Калян внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и, тем не менее, в то время, когда мы были в Бухаре, проводились работы по реставрации его фасада. Несколько раз до того мы сталкивались с утверждением, что такие объекты ремонтировать, согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, нельзя, и вдруг такое...

Медресе Мири Араб. Фото из личного архива автора.
Медресе Мири Араб. Фото из личного архива автора.

Но оказывается, что статья 5 данной Конвенции допускает проведение реставрации в случае необходимости и при соблюдении целого ряда мер, направленных на сохранение, популяризацию и восстановление объекта. Ну что ж, если всё-таки можно, то это хорошо.

Медресе за всю свою пятисотлетнюю историю было закрыто всего лишь на четверть века, с 1920 по 1946 годы, всё остальное время в его стенах велось обучение. Мири Араб стало первым мусульманским средним учебным заведением, открытым в СССР.

Количество студентов, обучающихся в медресе Мири Араб сегодня, около ста человек. Среди его выпускников есть несколько заметных в мусульманском духовенстве личностей, среди них — Верховный муфтий России Равиль Гайнутдин и первый президент Чеченской республики Ахмад Кадыров. Имя, скажем прямо, в свете событий последних лет сегодня у всех на слуху, даже у тех, кто родился и вырос уже после его гибели.

Медресе можно осматривать только снаружи, внутрь туристов не пускают, а нам, в принципе, не очень-то и хотелось, нас уже ждал вояж по базару Бухары, как историческому, так и современному. Присоединяйтесь!