©, Оля Тихонова, 2025 Рубрикатор
Год назад у меня в ленте ВК стали появляться посты с хештегом #семейныеистории К сегодняшнему дню их накопилось значительное количество — на небольшую книжку. Но до книжки дело вряд ли дойдёт, а вот серия статей — реальная тема.
Приятного чтения!
В моем окружении (среди подписчиков в ВК) есть человек Екатерина Пестова, регулярно задающий вопросы, ответ на которые возможен лишь при некотором душевном эксгибиционизме.
Я знаю, что имею право не отвечать. Но я отвечу хотя бы ради того, чтобы на моём (нашем) опыте жизни, другие люди научились чему-нибудь полезному. Тем более, что эту историю я уже десять лет как хотела сделать публичной
Я расскажу историю, которую в полной мере никто не знает, кроме нас двоих (меня и мужа), а теперь будут знать все. Она связана и с работой, и с личным.
Разрешение от Алексея я получила и текст с ним согласовала.
В 2015 году у Алексея умер отец (от рака). Времени от постановки диагноза до смерти прошло немного (месяцев восемь), болезнь развивалась стремительно. Ухода отца ждали (метастазы в мозг), но смерть всегда внезапна. Это была трагедия.
Виктор Васильевич был хорошим человеком: очень сильным, бесконечно добрым, отдававшим всё на благо других людей. Алексей сильно похож на него и внешне, и в душевных качествах.
Отец умер, а на следующий день у нас должен был быть праздник (тогда праздники были каждый день и не по одному в день) – Гавайская вечеринка для девочки восьми лет. Это был уже третий праздник для этой клиентки.
По-хорошему, праздник надо было отменять. Звонить, извиняться, искать каких-то коллег на замену. И я была «за» такое развитие событий. Но Алексей решил иначе.
Я хорошо помню, как он сказал: «Это моё горе. А у людей радость – день рождения ребенка. Они же НЕ ВИНОВАТЫ. Где они найдут аниматора на завтра? И кто им сделает праздник лучше меня? Они на меня РАССЧИТЫВАЮТ».
И он принял решение – вести мероприятие.
Более того, как раз накануне мы купили оборудование для оформления программы (то, что на фото). Оно было совсем новое, этим клиентом не оплаченное (праздник я продавала до его покупки), но ещё не выгруженное из машины после покупки. И Алексей сказал: «Оль, давай поставим им фотозону на площадку. БЕСПЛАТНО. Пусть у них будет красиво.». И мы поставили. Цена праздника для клиента не изменилась, хотя по факту выросла вдвое.
Я очень хорошо помню тот праздник.
Это было кафе, полностью закрытое на аренду. Два больших стола: детский и родительский. Детей было много (около двадцати человек), родителей, кажется, ещё больше. Гавайская вечеринка сама по себе очень веселая, песенно-танцевальная, а в красивом оформлении, с шарами и разноцветными огонёчками в полумраке кафе, при большом количестве громких и подвижных детей, получилась ещё и атмосферной.
Но дети были не самые простые. Помню, как одна из гостей, девочка лет восьми-девяти, сняла трусы и показала голую жопу, чтобы рассмешить «попугая». («Рассмешить попугая» - это игра, в которой дети корчат смешные рожицы или говорят смешные слова, чтобы рассмешить другого человека.)
Алексей работал как никогда хорошо: пел, танцевал, смешил. Никто бы и предположить не мог, что вчера он потерял отца. А я смотрела на него, и у меня сердце кровью обливалось. Я пыталась как-то оправдать для себя происходящее, думала, «пусть он хотя бы на три часа забудет о своём горе» и «дети лечат». Тогда я ещё не знала, что эта ситуация – свидетельство проблемы.
В день похорон у Алексея стояло два праздника (днём и вечером). Дневной праздник в игровой я взяла на себя (несмотря на то, что в тот момент я потеряла голос и мне пришлось жёстко форсировать несмыкание связок). Почему не пригласили вести праздник кого-то ещё? Потому что «после Алексея так хорошо эту программу могу провести ТОЛЬКО Я, да и клиент постоянный – его НЕЛЬЗЯ ПОДВЕСТИ». Эту идеологию «всё для других» я переняла от Лёши, на долгие годы сделав её и своим убеждением. Тогда я не знала, что так делать нельзя.
Я уехала из Дзержинска на такси сразу после выноса. Алексей на свой праздник поехал с поминок.
В последствии будет ещё много праздников и других ситуаций, когда он и я вслед за ним действовали в ущерб своим интересам, желаниям, «из последних сил» ради удовлетворения интересов других людей. Просто эта ситуация самая яркая. Нашим девизом было: «Вы должны оставаться в высшей степени довольны!».
Спустя несколько лет Мария (имя было очень редкое, я до сих пор его помню, но здесь я его заменила по просьбе Алексея) – клиентка с той самой Гавайской вечеринки, заказала у нас очередной праздник. Долго не могла определиться с программой, несколько раз перезванивала. Я в таких случаях ставлю праздник в календарь (и место, и время были известны, а клиент постоянный = надёжный) и просто жду, когда родители примут окончательное решение по поводу программы.
Пока Мария определялась, мне позвонила другая клиентка – мать четырёх детей, жена миллионера (да, в Нижнем Новгороде есть долларовые миллионеры и они заказывают у нас праздники). Мы не раз делали мероприятия для её детей и для детей её друзей – у нас была большая история отношений. Я была рада её звонку (тем более, что раньше она работала с нами только через посредников, а тут позвонила напрямую). Проблема была в одном: дата её праздника совпадала с датой праздника Марии. Я перезвонила Марии, чтобы подтвердить дату со слабой надеждой: вдруг они передумали (сами понимаете, стоимость праздников была несопоставима). Но Мария дату подтвердила, и я отказала второй клиентке.
Мы исповедовали принцип порядочности: «Мы «не кидаем» клиента, несмотря на личную выгоду».
История закончилась неожиданно. За несколько дней до мероприятия, я перезвонила Марии «уточнить по программе» и она радостная, со смехом мне сообщила, что они передумали с нами работать, потому что так и не определились с программой, поэтому пригласили других ведущих.
Я была в шоке.
Да, Мария не знала ничего о той Гавайской вечеринке, но она знала о том, что у меня есть другой клиент на эту дату и тем не менее подтвердила «точно-точно», что праздник будет.
Я, естественно, сказала, чтобы она нам больше никогда не звонила и внесла ее в чёрный список.
Вопрос, который мне задала подписчица в ВК звучал так: «Оля, а у Алексея вообще есть недостатки?».
Теперь я могу ответить на её вопрос.
Да, есть.
Его огромным недостатком всю жизнь являлось то, что он был готов в ущерб себе, в ущерб своим близким, своей семье, терпя неудобства, финансовые и даже моральные потери, удовлетворять интересы чужих людей – это называется гиперответственность и альтруизм до саморазрушения.
Долгие годы он считал это правильным, ЕГО ТАК ВОСПИТАЛИ.
Мать годами культивировала в нём идею о том, что «главное, чтобы ДРУГИМ было хорошо», «главное быть хорошим ДЛЯ ДРУГИХ».
А что до тебя самого? «При чём здесь ты, когда ты ДОЛЖЕН?!»
А что до твоих близких, которые автоматически остаются в ущербе? «Они тоже ДОЛЖНЫ. ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ, ПРОСТИТЬ, ПРИНЯТЬ.»
Надо ли говорить, что мир людей устроен жестоко: люди всегда будут брать, если ты будешь давать и люди будут требовать, если ты можешь/тебе дано.
Теперь история из моей жизни.
Я, как понятно, обладаю небольшим литературным талантом. У меня был опыт написания сценариев для детской телепередачи. Это вышло случайно. Я написала (из баловства и по фану) два сценария для местного телевидения. А по ним взяли и сняли две передачи. Мне было приятно.
Но у меня попросили еще «с десяток». Бесплатно. И я отказалась со словами: «Я могу, но не хочу». Это значило, что технически я могла бы, но по факту мне было бы тяжело это сделать, потребовалось бы приложить много усилий и потратить много времени – это работа, а работа должна оплачиваться, бесплатно писать мне не хотелось.
И тогда женщина, которая была очень заинтересована в этих сценариях (у нее сын был ведущим передачи) зло бросила мне в лицо: «Какая наглость! «Могу, но не хочу», - это отвратительно! Кто тебя воспитывал?! Какое высокомерие! Как тебе не стыдно?!». Но мне, слава богу, в тот раз не было стыдно.
Хотя позже было много других ситуаций, когда мне было стыдно, и я делала (бесплатно).
Вот и Алексей, он часто не видит разницы между помощью и самопожертвованием, а главное, не видит границы между альтруизмом и самоотречением.
Альтруизм прекрасен, когда ты ВЫБИРАЕШЬ помогать без ущерба для себя. Когда же ты ОБЯЗАН помогать даже в ущерб себе – это уже не добродетель, это рабство.
Его воспитали с одной заповедью: «ТЫ ДОЛЖЕН». А весь остальной декалог идёт следом, уступая в своём значении «главной» установке (последствия этого факта трагические).
Система воспитания, построенная на жертвенности, - это конвейер по производству удобных людей: удобных для чужих манипуляций, для тех, кто хищнически берёт от человека сколько может унести, игнорируя его желания, его потребности, его чувства.
Если вы воспитываете ребенка, практикуя условную любовь, запрет на отказ, приоритет чужих потребностей, культивируя стыд и вину, обесценивая его границы, подменяя здоровые понятия на извращенные и запрещая эмоции, если вы говорите ребенку:
- я буду любить тебя, если ты будешь хорошим,
- ты обязан со всеми делиться («жадина-говядина»!),
- не смей говорить «не хочу» («нет»),
- они не со зла,
- надо уметь прощать,
- мальчики не плачут,
- мы только на тебя надеемся,
- потерпи, это не больно,
- сначала они (родственники, друзья, гости), потом ты,
- делай то, что, что я тебе говорю… и т.п.
То будьте уверены, что во взрослой жизни такой человек будет готов отказаться от собственного счастья ради благополучия других, будет готов действовать в ущерб себе и своей семье. А желающих эксплуатировать его будет ЛЕГИОН.
И, самое ужасное, что этот легион на вопрос: «Зачем вы с ним так? Кто вам позволил?» хором ответит: «ОН САМ ХОТЕЛ!».
Вот такой у Алексея недостаток – быть хорошим для других. Но над своими недостатками он работает. А я ему помогаю.
Сегодня он понимает, что слово «должен» относится в первую очередь к нему самому: к его праву быть счастливым, к его обязанности беречь тех, кто ему по-настоящему дорог. А весь остальной мир может подождать.
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Рубрикатор (перечень всех статей канала, разбитых по темам)