Кажется, главное, что никто не понял про Дайан Китон – помимо всего прочего, она была настоящим мужчиной. Мы, женщины, мечтаем о таких с юности, начитавшись романов и насмотревшись кино о любви, но встречаются эти единороги - единицам. И тогда, с возрастом, мы сами ими для себя становимся.
Я не хочу этим сказать, что она была мужеподобна – наоборот, завораживала своей загадочной женственностью. Ее нежный облик и милую неуклюжесть, от «Энни Холл» до «Любовь по правилам и без», только подчеркивали предметы мужского гардероба. Пиджаки, брюки, галстуки, водолазки, черная фетровая шляпа – стиль ДК вошел в историю моды и думаю, еще долго будет вдохновлять.
Одним из ее любимых мужчин в литературе был благородный, умный, отважный адвокат-гуманист, отец двоих детей Аттикус Финч из культового романа «Убить пересмешника».
В жизни у нее случились романы с тремя самыми желанными на экране мужчинами - Вуди Алленом, Уорреном Битти и Аль Пачино. Все трое были так же далеки от образа Финча, как Антарктида от ее родной Калифорнии. Зато сама Дайан ему полностью соответствовала.
Она честно сказала в интервью: вообще-то я не хотела любить Уоррена Битти, я хотела быть Уорреном Битти. Эта фраза – не зависть, а декларация независимости.
Она никогда не хотела быть тенью за спиной мужчин, потому что обладала собственной творческой силой, и еще какой: «Думаю, я не вышла замуж потому, что мне пришлось бы слишком во многом идти на уступки, многое в себе подавлять. А я жаждала приключений. И просто не знала, как это совместить с браком».
Умела позаботиться о себе и ей претила роль жертвы
Когда Аль Пачино, ее самая долгая любовь, в один прекрасный день просто исчез, Дайан написала в письме отцу, что так и не научилась «правильно любить мужчину». Она не сказала о своих бывших ни одного дурного слова - как и положено порядочному человеку.
В 50 лет она почувствовала освобождение – от бесконечного напряжения и страха, который вызывали у нее романтические отношения. Какое облегчение – больше не нужно проходить через испытание быть отвергнутой, униженной и покинутой. «Я очень люблю песни Джуди Гарленд, но в какой-то момент поняла, что больше не хочу и не буду их слушать – потому что женщина в них всегда в роли жертвы, а мне пора двигаться дальше. Теперь я верю в товарищество – какое сладкое слово!».
Не стыдилась боевых шрамов
В наши времена ботокса и филлеров даже на лицах мужчин-политиков, не говоря об актерах, Дайан Китон выбрала стареть с морщинами и складками. «Не вижу ничего плохого в подтяжках, ботоксе или филлерах. Но они стирают боевые шрамы. Я не хочу прятать свои, вот и все».
Ей нравились женщины независимые, прямолинейные, эксцентричные, смешные, с изъянами. Таких она играла в кино, с такими вместе снималась, как Бетти Милдер и Голди Хоун «В клубе первых жен».
В успех этого фильма никто не верил («Кто пойдет в кино смотреть на теток пятидесяти лет?»), а он стал блокбастером, собрав $180 млн по всему миру и запустив тренд на фильмы о зрелых женщинах. «Когда кто-то говорит о женщине: «Извините, но это неправильно», — я склонна думать, что она как раз делает что-то правильное», - смеялась Дайан.
Думала не только о себе
Ей 50, она на съемках, лежит в гостинице ночью после рабочего дня и смотрит в потолок. Вдруг ей приходит в голову, что дома ждет только любимая собака... Что делает в такой ситуации испуганный надвигающейся старостью и одиночеством мужчина средних лет? Часто - женится на молодой и заводит детей, если повезет, или ложится на диван с бутылкой и видеоиграми.
Дайан Китон удочеряет новорожденную девочку-сироту, а спустя три года – новорожденного мальчика. Она назовет дочку Декстер, а сына – Дьюк. Сама будет возить их на своей большой машине (она любила водить, и крупные автомобили) – в садик, в школу, в бассейн, на кружки. Сама будет готовить овсянку по утрам, возиться с каждой их маленькой проблемой. Да, конечно, у нее были деньги, а с ними помощники, но все равно, какая отвага – стать приемной мамой-одиночкой в 50 лет!
Она разбиралась в бизнесе - удачливый агент по недвижимости, покупала дома, отделывала и ремонтировала их по своему вкусу, какое-то время в них жила и продавала подороже. В итоге она оставила наследникам состояние в $100 млн.
Она тратила свое богатство во благо, с умом и состраданием: помогала бездомным людям, участвовала в сохранении исторических памятников в Лос-Анджелесе, забирала из приютов старых собак, зная, что шансов на пристройство у них мало. А еще Дайан Китон использовала свою известность, чтобы призвать быть осторожней с солнцем – еще в юности ей диагностировали рак кожи, отсюда ее любовь к шляпам и очкам.
Не сбегала и не предавала в страшный момент
Наоборот, приходила на помощь – близким и дальним. Ее младший брат, художник-коллажист Рэнди, с детства болел шизофренией – у него были «темные желания убивать женщин», которые, к счастью, никогда не воплотились в реальности. Старшая сестра поддерживала его всю жизнь, а в 65 лет, когда он заболел деменцией, стала его опекуном и каждую неделю приезжала навестить в доме престарелых, куда пришлось его перевезти.
Мама, самый близкий человек, талантливая фотограф, в старшем возрасте тоже заболела деменцией. Самые пронзительные страницы в мемуарах Китон «Кое-что еще» посвящены тому, как мамина личность исчезала каждый день, по чуть-чуть. Она не сдала мать в интернат, за ней ухаживала сиделка, и Дайан тоже приезжала каждые несколько дней, несмотря на занятость с двумя детьми и работой.
Когда ее попросили дать совет другим людям, чьи близкие находятся в деменции, она поделилась своим опытом: сделайте так, чтобы рядом была собака или кошка. Домашние животные смягчают, отвлекают, успокаивают дементных больных – и заодно помогают их близким. И прибавила: «Я не могу назвать ни одного плюса в этом состоянии, кроме, пожалуй, одного: мама стала свободно выражать свои чувства. Раньше, заботясь о нас, она постоянно сдерживалась, держала все в себе, а теперь выплескивала наружу, и это было счастье - знать, что она наконец говорит то, что думает и чувствует».
В одиночку сражалась со своими демонами и не искала виноватых
Мало кто знает, что десять лет, лучшие годы молодости, Дайан страдала от булимии. Она честно рассказывает об этом книге, со всеми жуткими подробностями – так, что повторять не хочется. При этом ее возмущает теория о том, что в наших зависимостях и неврозах якобы виноваты родители. Она не обвиняла в своих неудачах и травмах никого – всегда брала на себя ответственность за свои поступки.
Всю жизнь она боролась с необыкновенной силы страхом - перед жизнью, мужчинами, ролями, новыми возможностями – говорила, что он у нее в ДНК: «Быть бесстрашной - огромное преимущество. Слишком много лет своей жизни я осторожничала и всего боялась. Этот страх — одно из моих самых больших сожалений».
А вот смерти Китон не боялась и много размышляла о ней. Несмотря на все страхи, она считала жизнь бесценным приключением, а справляться со стрессами ей помогало чувство юмора. В конце мемуаров «Кое-что еще» она делится мудростью своей бабушки Холл, когда ей было за девяносто: «Я тебе вот что скажу. Переживать из-за смерти очень глупо, хотя некоторые из-за этого прямо трясутся. А мне кажется, Дайан, что не надо тут мудрить – а то перемудришь так, что из ушей дым пойдет».
Кто-то сказал о ней – она ушла, так и не превратившись в старуху. Конечно, ей повезло – дожить до 79 лет в уме и здравии дается не каждому. Но Дайан сделала все, чтобы не стать карикатурой на саму себя в старости. Как ей это удалось? Она подняла возраст на щит и показала средний палец всем предрассудкам насчет старости сразу. «You Don’t Own Me, I’m Not Just One Of Your Many Toys», - она спела это и эйджизму, не только мужчинам-предателям.
В соцсетях сохранился короткий ролик, где 78-летняя Дайан Китон танцует под песню Майли Сайрус «I Сan Buy Myself Flowers…». Вроде бы ничего особенного - маленькая хрупкая женщина, в брюках, водолазке и шляпе, двигается в ритме песни где-то на задворках, в траве, рядом с ней - большой золотистый ретривер. Но от этого ролика невозможно оторваться - в нем магия Дайан, и она дает тебе крылья. Для меня это квинтэссенция ее рыцарского характера и отношения к любви, к старости, к жизни и к смерти. «Я сама могу купить себе цветы, и я могу любить себя лучше, чем меня любишь ты…».
У вас есть любимый фильм с Дайан Китон?
Источники
Diane Keaton, a Star of ‘Annie Hall’ and ‘First Wives Club,’ Dies at 79
Celebrities Remember Diane Keaton
Diane Keaton’s Shadows and Light
Невротичная интеллектуалка и икона стиля: главные фильмы и лучшие роли Дайан Китон