Сегодня день рождения Константина Рябинова. Кузи УО. Поэта, художника и музыканта. Одной из ключевых фигур андеграунда. В прошлом году ему могло бы исполниться 60 лет. В связи с этим издательство «Выргород» и «Bull Terrier Records» собрали творческое наследие Кузьмы и выпустили в виде книги под названием «Благодать».
Бесспорно, что без Кузьмы то, что принято называть сибирским панк-роком, было бы совсем иным. Благодаря ему не только в творчестве «Гражданской Обороны», но и многих других групп этого направление появлялся некий вектор. Кузьма словно бы координировал это движение в какую сторону ему нужно идти. При этом он давал ему дух здорового раздолбайства и нескончаемого оптимизма.
Потому и удивительно насколько мало его творческого наследия в итоге оказалось в книге. Даже если просто взглянуть на дискографию, приведённую в книге, то закрадывается невольное ощущение, что по количеству текстов должно быть раза в два-три больше. Но, видимо, поиск и систематизация их – это задача для дальнейших исследователей. И выпуск ПСС Константина Рябинова – это дело будущего.
Хотелось бы написать, что недалекого. Но даже потому, что составители сумели собрать в эту книгу, складывается стойкое ощущение, что задача эта будет не из лёгких. Не очень-то бережливо Кузьма относился к своему наследию. Потому у большинства текстов из «Благодати» даже нет года написания, а если и есть, то довольно приблизительный. А ещё у многих текстов есть альтернативные варианты. Иногда это всего одно слово, а в других случаях (например, «Тряпки») целиком переписанный текст. Так что здесь даже сложно определить, где кончается черновик и начинается окончательный текст.
Наверное, в случае с другим автором, это были бы отрицательные факторы. Но не в случае Кузьмы. Думается мне, что «Благодать» получилась именно такой, какой он бы сам хотел её видеть. Только авторы расположили тексты в относительной хронологии, а Кузьма бы наверняка бы перемешал их, так что бы даты их написания точно было бы не определить. Он делал такое в коллажах, некоторые из которых тоже попали в книгу. Или в раннем творчестве проекта «Коммунизм». Такое творчество было характерно для Кузи УО. Он так творил, потому, что именно так мыслил.
Но определённая структура в его творчестве всё равно присутствует. Например, без труда можно выделить определённые времена года. Тут тебе лето и зима, август и октябрь, 1 мая и Новый год. И в каждом времени года свой особый дух, своё настроение. Вернее, такое настроение есть в каждом произведении книги от трехстрочной ироничной «Да здравствует наша держава…» до двенадцатистраничного прозаического произведения «Дей», созданного совместно с Иваном Стрельцовым.
Кстати, именно этот самый «Дей» один из немногих образцов прозаического творчества Константина Рябинова. Кроме него таковых в книге ещё четыре. Но прозаическими они являются скорее по форме. Когда читаешь их, то невольно ловишь себя на мысли, насколько точно рифмуются некоторые слова. И вот ты уже невольно выстраиваешь текст в некий стихотворный размер, стремясь следовать за ритмикой. Создать такое удаётся далеко не каждому. А у Кузьмы это получилось настолько естественно, что складывается стойкое ощущение, что прочитал стихотворение, которое автору было просто лень разбить на строфы.
Но бывает и наоборот. Вроде бы текст разбит на строфы, а читаешь его и ни как не поймешь, а где же тут всё-таки рифм-то? Как его прочитать так, чтобы ощутить всю стихотворность его? Читаешь и так, и эдак, а всё равно этот самый стихотворный ритм оказывается неуловим от тебя.
Вот тут-то на помощь и приходит дискография. Правда неплохо было, чтобы её составители ещё бы опубликовали список песен, включённый в тот или иной альбом. Это бы существенно облегчило поиски. Но благо во времена интернета этот процесс максимально упрощен. И вот она возможность послушать отдельные творения с музыкальным сопровождением. Вот тут то и проявляется ещё одна грань таланта Кузи УО, когда на первый взгляд непонятные стихи превращаются в просто гениальные песни. Взять хоть «Сократ и другие…», существующий как в исполнении самого Кузьмы, так и Манагера на последнем альбоме «Коммунизма».
Это важный момент, что Константин далеко не всегда являлся исполнителем своих песен. Это делает вопрос о лирическом герое его творчества намного шире. Это и мальчик Павлик, герой единственного в творчестве Кузьмы цикла. Это и Потапов за одно стихотворение умудрившийся попасть в целую кучу неприятностей. Это и старенький дедушка, решивший приобрести собрание сочинений Канта. Это еще множество героев, в каждом из которых хотя бы немного, но угадывается Кузьма. Так словно ты читаешь строки, а он тебе подмигивает сквозь них и задаёт вопрос: «Понял, что я хотел сказать?»
Но, думаю, выявлять образы и символы в творчестве Кузи УО – это удел будущего поколения лингвистов. Сейчас довольно активно препарируется творчество его собратьев по сиб-панку. Однажды очередь дойдёт и до работ Константина. Даже интересно почитать какие символы увидят, например, в «Я ничего не понял». Или как будут расшифрованы строчки из стихотворения «Праздник». Но пока это не произошло, будем слушать музыкальное наследие Кузи УО и читать «Благодать» как образец его незамутненного творчества.
ПыСы. Мои личные воспоминания о Константине Рябинове можно прочитать в дружественном канале МАШБЮРО