Лично я всегда был против того, что бы приравнивать группу «Коммунизм» к группе «Гражданская оборона». Да «отцы основатели» одни, музыканты тоже. Но все-таки ГрОб – это в большей степени проект Егора Летова, а «Коммунизм», к чему обязывает название, это коллективный проект всех участников, с разным подходом и видением музыки. Потому-то каждый альбом «Коммунизма» всегда состоял из самой «разнообразной» начинки, объединяющий это творческое разнообразие в целостное и, не побоюсь этого слова, концептуальное полотно. Вот и свежайший альбом «Коммунизма» под названием «Граница счастья» получился именно таким: с одной стороны – это самый что ни на есть классический сибирский андеграунд, с другой – он звучит намного современнее того, что сегодня можно услышать в многочисленных музыкальных пабликах.
Со времени выхода предыдущего альбома «Коммунизма» прошло 16 лет и это символично. Как раз столько лет проходит у человека со времени рождения и до вступления во взрослую жизнь. Да и сам альбом, что символично, состоит из 17 композиций, то есть почти по песне за год. Жаль, что Кузьма Рябинов отправился в вечность, когда альбом уже был практически готов, но Олег «Манагер» Судаков, Капитан Александр Андрюшкин и еще ряд музыкантов довели начатое дело до конца. И думаю то, что вышло в итоге, Кузьма бы одобрил точно. Есть у меня ощущение, что все вышло именно таким, каким и задумывалось изначально. Наверное, потому «Границы счастья» хочется тут же ставить заново сразу после того, как звучат его финальные аккорды. А некоторые песни лично я прокрутил по три раза еще в момент самого первого прослушивания.
Первой такой композиция была «Шизофазия». Неподготовленному слушателю это может показаться бессмысленным набором фраз. Но это только в том случае, если до этого ни когда слышал предыдущие творения «Коммунизма». Все иные бесспорно оценят тот стебный юмор, который можно услышать в этой композиции. И тут то как раз и начинаешь веселиться от этой композиции, понимая что музыканты за все годы ни сколько не растратили умения иронизировать и выводить это в музыкальные композиции.
Другой песней стала «Сталинская мечта». Первая часть стихотворения к ней была написана еще совсем юным Иосифом Джугашвили и, кстати сказать, она еще в самом начале 20 века попала в грузинский букварь. Но Олег Судаков дописал к ней необходимый финал, что сделало композицию целостной и законченной. Теперь это больше не мечта юного мальчика, а песня о том, как эта мечта в итоге оказалось воплощенной в жизнь.
А вот когда слушаешь песню «Копрофаг», то невольно складывается такое чувство что ты вышел на улицу и увидел окружающий мир во всем великолепии его недостатков. Что ни фраза, то в самую точку. А гитарные рифы и вокал Кузьмы делают его одним из сильнейших номеров альбома.
Вообще актуальных и злободневных песен в альбоме множество. Можно сказать, что он и состоит только из таких. И это всегда отличало все предыдущие альбомы «Коммунизма» - всегда отражать происходящее в стране и высказывать по этому поводу свою четкую позицию. Это вам не какие то доморощенные рэперы, тут талант нужен. Это и композиции «Крымнаш» и «Летов-аэропорт», посвященные известным событиям.
Но есть и другие. Во все времена ценились поэты, которые умели в завуалированной манере показать все недостатки окружающей реальности. И в этом плане прекрасно удались «Лилипутия» и «Утконос». Замаскированные казалось бы под безобидные детские песенки они являются такой жесткой и злободневной сатирой, что сразу понимаешь, что их авторы высказали свое отношение к происходящим в последнее время событиям в стране.
Из этой же серии забойные инструменталы «Шествие чинуш» и «Распродажа». Их надо послушать, что бы понять как точно музыкальные ритмы отражают смысл, заложенный в их названии. И потому отдельное удовольствие доставляет то, что это были именно мелодии написанные совместно всеми участниками.
Еще одной знаковой вещью альбома является «Кофе». Это чистый Кузьма в лучшем его воплощении. Таким он был всегда. Такие чисто авангардные вставки в альбомы делали для слушателей желающих «чистой панкухи» альбомы «Коммунизма» непонятными. Но в то же время именно они и делали из творений группы нечто большим, чем просто панк.
И как в этой связи не сказать про композицию «Спасибо-мое», которая бесспорно стала бы украшением концертной программы «Коммунизма», если бы они продолжили выступать. Прям так и вижу, как зал бы подпевал бы ключевые слова оголтелым хором.
И, на мой взгляд, идеальным завершением альбома стал инструментал от Александра Андрюшкина под названием «Счастливый». Мелодия прямо так и просится в какой ни будь добрый советский фильм 60-х годов. Создавать такую добрую атмосферу у Капитана получается всегда. Не удивлюсь, что именно ему и принадлежит идея названия альбома.
Вообще в этом альбоме очень радует, что участники проникновенно исполняют именно песни друг друга. Манагер спел песню «Этот», написанную Кузей Уо. Кузьма прочитал стихотворение Сан Саныча Андрюшкина «Кругозор» и исполнил его же уже упомянутого «Утконоса». Именно такое взаимотворчество и делает группу именно коллективом сплоченных единомышленников, которые понимают и дополняют друг друга. Да и само название «Коммунизм», как я сказал в самом начале, как раз и показывает, что только в совместном труде и может появиться настоящее творение, каким и стал альбом «Граница счастья».
P.S. Я, как старый любитель физических носителей, приобрел этот альбом на компакт диске. Да еще и Олег Михайлович и Сан Саныч написали на нем пожелание. Думаю, что когда музыканты сами выложат его в открытый доступ, то я добавлю сюда и сами вышеназванные композиции, что бы каждый мог их послушать и сравнить ощущения, приходящие от прослушивания.