Найти в Дзене

Как массовое открытие ПВЗ изменяет e-commerce, покупательское поведение и городскую среду?

Комментирует Зульфия Шиляева, старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Одной из причин бума электронной торговли стала прижившаяся в России модель массового запуска пунктов выдачи, которая превратилась в доминирующий сценарий развития заказов. Россия — огромная страна с низкой плотностью населения за пределами мегаполисов. Обеспечить быструю и дешевую курьерскую доставку «до двери» в малые населенные пункты практически невозможно. Плюс ко всему, курьерская доставка удорожает заказ, а для потребителей в регионах конечная цена товара имеет высокое значение. При этом для предпринимателей открыть ПВЗ сравнительно просто при относительно невысоком сроке окупаемости. Пандемия дала толчок активному развитию онлайн-торговли и открытию ПВЗ. Развитие сетей началось в столице и городах-миллионниках, и на текущий момент в мегаполисах рынок ПВЗ уже сформировался. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие мегаполисы демонстрируют высокую плотность ПВЗ — до одной т
Оглавление

Комментирует Зульфия Шиляева, старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP

Одной из причин бума электронной торговли стала прижившаяся в России модель массового запуска пунктов выдачи, которая превратилась в доминирующий сценарий развития заказов.

Почему российский рынок пошел по такому пути открытия ПВЗ, а не поставил на развитие доставки?

Россия — огромная страна с низкой плотностью населения за пределами мегаполисов. Обеспечить быструю и дешевую курьерскую доставку «до двери» в малые населенные пункты практически невозможно. Плюс ко всему, курьерская доставка удорожает заказ, а для потребителей в регионах конечная цена товара имеет высокое значение. При этом для предпринимателей открыть ПВЗ сравнительно просто при относительно невысоком сроке окупаемости.

Динамика роста ПВЗ в разных регионах в последние пять лет

Пандемия дала толчок активному развитию онлайн-торговли и открытию ПВЗ. Развитие сетей началось в столице и городах-миллионниках, и на текущий момент в мегаполисах рынок ПВЗ уже сформировался. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие мегаполисы демонстрируют высокую плотность ПВЗ — до одной точки на каждые 50 метров в торговых зонах. Основной рост сместился в малые города. За год открывается более 30 000 новых точек трех основных игроков (Wildberries, Ozon и Яндекс Маркета).

Как это повлияло на «каменную розницу»?

Безусловно, бум ПВЗ существенным образом влияет на «каменную розницу». По данным Минпромторга, доля маркетплейсов в общем объеме розничной торговли составила 15% по итогам 2024 г., уже к 2030 г. можно ожидать увеличения значений до 30-35%.

Если раньше крупные региональные торговые центры привлекали покупателей не только своего города, но город-спутников, то на сегодняшний день ПВЗ могут закрывать значительную часть потребностей покупателей. Уже нет необходимости ехать в областной или районный центр. Это является одной из причин снижения посещаемости региональных торговых центров и падения оборотов арендаторов.

Прогнозы: как будет развиваться сегмент ПВЗ в перспективе двух лет?

В регионах онлайн-торговля только начинает развиваться. В следующие несколько лет количество ПВЗ вероятнее всего продолжит расти.

Из возможных проблем: рост затрат на логистику и изменение скорости доставки; кадровый дефицит; необходимость дополнительных финансовых вложений в пункты выдачи в условиях растущей конкуренции. Плюс ко всему, ПВЗ, как бизнес, не является стабильным — условия работы с маркетплейсами могут внезапно меняться.

КОНТАКТЫ

Если вам нужна концепция или реконцепция объектов торговой недвижимости любого формата, обращайтесь к Андрею Шувалову.

За поиском и подбором торговых помещений или сопровождением сделок по аренде и покупке, обращайтесь к Зульфие Шиляевой.

Больше о торговой недвижимости здесь:

Торговая недвижимость | CMWP | Рынок коммерческой недвижимости глазами профессионалов | Дзен