Тема вампиризма начала интересовать кинематографистов с самого зарождения этого искусства. Со временем она стала настолько популярной, что некоторыми киноведами считается чуть ли не самой распространённой. Понятно, что более, чем столетнюю историю кино отснято про кровопийц было много всего и хорошего, и плохого. Здесь собраны лучшие из фильмов про вампиров. И только фильмы ужасов, ведь если включать, например, ещё и вампирские комедии, то список мог разрастись раза в три.
1. «Носферату. Симфония ужаса» / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922)
Патриарх, прародитель жанра, предтеча. Фильм сам древний, как вампир, и как вампир бессмертный. Пугает даже и сейчас, в 21-м веке (в том числе — легендой о том, что исполнитель главной роли был настоящим вампиром).
2. «Дракула Брэма Стокера» / Bram Stoker's Dracula (1992)
Эталонное кино про вампира от Фрэнсиса Форда Копполы, который тогда ещё не погрузился в авторское экспериментаторство. Пышное зрелище для глаз и трогательная история «любви через века» для сердца. Ярчайшая игра Гэри Олдмана в обрамлении сдержанной игры Вайноны Райдер, Энтони Хопкинса и Киану Ривза. Наконец, кино, явившее миру красоту Моники Белуччи.
3. «От заката до рассвета» / From Dusk Till Dawn (1996)
Совместный поход Квентина Тарантино и Роберта Родригеса на территорию «кровососного» кино. Результат — бойкая игра с жанрами под лихой саундтрек, ломка законов драматургии (гангстерский боевик вдруг оборачивается кровавейшим ужастиком, а выживают далеко не самый того заслуживающие того персонажи), ненавязчиво вплетённая в бесконечный аттракцион история обретения пропавшей веры и одни из самых ярких сразу в нескольких фильмографиях ролей — от Джорджа Клуни до Харви Кейтеля. Плюс — самый сексуальный из когда-либо заснятых на плёнку танец.
4. «Блэйд 2» / Blade 2 (2002)
Первый «Блэйд» был всем хорош. Но когда за продолжение похождений получеловека-полувампира взялся Гильермо Дель Торо, он поднял историю на совсем иной художественный уровень — как визуальными решениями, так и усложнённой драматургией, в которой «искрит» не только между протагонистом и антагонистом. Мимоходом он даёт «волшебного пенделя» карьере Рона Перлмана и слегка сравнивает вымышленную эпидемию вампиризма со всамделишной проблемой наркомании.
5. «Выживут только влюблённые» / Only Lovers Left Alive (2013)
Признанный гений интеллектуального кино «не для всех» Джим Джармуш и прежде обращался к темам и жанрам, нацеленным больше на массовую публику. Но впервые заинтересовался жанром ужасов только в новом тысячелетии, вдруг сняв кино про вампиров. Правда, по свойственной ему привычке, не стал работать «по канону», а превратил потенциальный ужастик в меланхоличную и поэтичную мелодраму с хорошим саундтреком и умным юмором.
6. «Голод» / The Hunger (1983)
Ещё одна вампирская мелодрама, красивая и стильная, словно рекламный ролик. Впрочем, именно так — визуально безупречно — всегда и снимал Тони Скотт, брат великого Ридли. Дэвид Боуи получил наиболее адекватную его пожизненному образу роль, а француженка Катрин Денев делает самый удачный в своей карьере «вояж» в Голливуд.
7. «Пропащие ребята» / The Lost Boys (1987)
Один из самых выдающихся «молодёжных фильмов», в котором ужасное отлично сочетается со смешным и приправлено классной музыкой. Хиппарь Джоэл Шумахер (который, бывало, ленился на чисто развлекательных проектах) здесь нашёл повод под завязку набить кадр контр-культурными образами. Заодно «Пропащие ребята» стали первым по-настоящему заметным появлением Кифера Сазерленда на экране и самым неувядающим фильмом некогда очень популярного дуэта двух Кори — Хайма и Фелдмана.
8. «Другой мир» / Underworld (2003)
История многовековой вражды оборотней и вампиров рисковала стать проходным трэшевым боевичком с мистическими элементами. Но благодаря Лену Уайзману и его сценаристам неожиданно оказалась эпической, почти шекспировского уровня, драмой о борьбе за власть. Нежная красавица Кэйт Бекинсэйл после выхода фильма встала в один ряд с прославленными «героинями боевиков», британец Майкл Шин играет одну из самых впечатляющих своих ролей, а его соотечественник Билл Найи становится, наконец, на шестом десятке, звездой мирового уровня.
9. «Жизненная сила» / LifeForce (1985)
Это сейчас идея сделать вампиров пришельцами из космоса не кажется особо оригинальной, а для середины 80-х казалось очень даже свежей. Для очень неровного режиссёра Тоба Хупера, начинавшего шедевральной «Техасской резнёй бензопилой», а закончившего совсем уж невнятным и невыразительным трэшем, «Жизненная сила» стал одним из лучших фильмов (пусть сильно недооценённым). А для француженки Матильды Мэй — почти дебютом, в котором она проходила без одежды половину экранного времени (что фильму только в плюс).
10. «Ночь страха» / Fright Night (1985)
Ещё один «подростковый» ужастик с доброй порцией юмора. Он почти изначально казался несколько старомодным, но от этого казался только ещё более уютным и «ламповым» (что для иного ужастика было бы в минус, но здесь — достоинство). Классический сюжет «мальчик видит по-соседству монстра, но ему никто не верит» принимает неординарный поворот, когда он обращается к «бесстрашному убийце вампиров» (на деле — просто стареющему и очень пугливому телеактёру). Крис Кэрредайн добавил ещё одного обаятельного злодея в свою копилку, а фильм породил смотрибельное продолжение и весьма неплохой ремейк.
11. «Интервью с вампиром» / Interview with the Vampire (1994)
Самая известная (после «Дракулы», конечно), книга про вампиров за авторством Энн Райс получила роскошную экранизацию, очень красивую (если не сказать «гламурную»), на которую в кинотеатры потянулись и парни (ради вампирской темы), и девушки (ради сразу двух красавчиков — Тома Круза и Брэда Питта). К счастью, одной красотой «картинки» не обошлось: Нил Джордан слишком умный режиссёр, чтобы не воспользоваться темой для размышлений о невыносимой тяжести вечного бытия.
12. «Почти стемнело» / Near Dark (1987)
Уже вторым своим фильмом потрясающая режиссёрка Кэтрин Бигелоу ответила на давний вопрос «могут ли женщины снимать годные ужасы?». Пусть по какому-то недоразумению вопрос этот продолжает всплывать то тут, то там, сомневающимся можно в качестве веского аргумента предъявлять этот коктейль из боевика, боди-хоррора, вестерна и вампирского ужастика. Для поклонников «Чужих» картина Бигелоу особенно ценна, ведь она позаимствовала у тогдашнего мужа сразу нескольких актёров — Лэнса Хэнриксена, Билла Пэкстона и Джэннет Голдштейн.
13. «Впусти меня» / Let Me In (2010)
Американцы взяли нашумевший не подростковый даже, а детский европейский ужастик, «подсушили» сюжет, докрутили драматургию, а на роль маленькой вампирши взяли не невзрачную девочку, а неприлично привлекательную для своих лет Хлои Грэйс Моритц. И получилось почти безупречно.
14. «Византия» / Byzantium (2012)
Нил Джордан во второй раз (после «Интервью с вампиром») ныряет с головой в вампирскую тематику. А выныривает с жемчужиной в руках — «тихим» шедевром про двух таинственных девушек. Неизбежное сравнение с предыдущим опытом выявляет, что «Византия» красива, но не до гламурности, и не так беззастенчиво заигрывает с публикой, как «Интервью», что можно поставить фильму только в плюс.
15. «Вурдалак» / Le Vourdalak (2023)
Французы заинтересовались почему-то рассказом русского писателя и на его основе выдали один из самых неординарных фильмов ужасов последнего времени. Подчёркнуто театральное зрелище, в котором вместо крутых спецэффектов использованы «верховые» куклы из кукольного театра, меж тем очень увлекает и погружает если не в ужас, то в состояние обволакивающего дурмана.
Особого упоминания заслуживают: «Вампир» 1930-го года (только из-за своей поэтичности и более сложного киноязыка не ставший таким же легендарным, как «Носферату»), «Дракула» с Белой Лугоши (устарел, но скорее, на фоне многочисленных пародий), «Эбигейл» (наиболее яркое событие в «вампирском кино» последних лет), сериал «Штамм» (очень актуально использующий вампиризм как метафору фашизма), отличный вампирский боевик «Воины света» и — крайне рекомендуется — изящная короткая история из киноальманаха «Париж, я люблю тебя», где совсем нет слов, а цвет используется примерно так же, как в «Городе грехов».