СССР был великой танкостроительной державой и дал своей армии 62 тыс танков, от Т-55 до Т-80, включая внушительное число машин на хранении.
Из-за развала СССР и ошибочных геополитических взглядов руководства посчитали, что соседнее государство имеющее стратегическую глубину не является угрозой РФ.
Хотя угроза появилась сразу в 1991 г. Чтобы ее устранить надо иметь массу танков. Но уже к 2005 г. танков оставалось всего лишь около 20 тыс.
Танки начали утилизировать сразу с приходом "демократа" Ельцина.
Добавил хаоса "реформатор" Сердюков, появились новые планы разоружения армии. К 2020 г. Сердюков хотел лишить армию 10 тыс. танков, строевой танковый парк хотели сократить до 2 тыс. машин.
Даже после 2014 г. оставались планы уничтожить, если не 10 тыс, то 2 тыс танков к 2020 г.
Причем, видимо, уничтожались даже суперсовременные Т-80УД дизельный вариант лучшего в СССР танка - Т-80У.
Также должны были быть уничтожены старички Т-55.
Но утилизировать боевую мощь страны не успели.
Недоуничтоженные Т-55 и Т-62 модернизируют и отправляют в бой.
Морально устаревшие Т-72Б модернизируются до уровня Т-72Б3 на УВЗ, старые Т-80Б/БВ до Т-80БВМ.
Цифры по наличию танков сильно разнятся. В 2021 г. число танков оценивалось от 12 тыс. до 22 тыс., включая Т-55 и Т-62.
Из них 2 - 2,2 тыс. Т-64. С ними и еще оставшимися Т-80УД (если они еще есть) есть большая проблема. В СССР в Харькове для Т-64 изготовили инновационный оппозитный дизельный двигатель. Кроме УССР его нигде не смогли поставить на конвейер.
На Урале на Т-72 поставили потомка В-2, в Ленинграде и Омске выпускался танк с газотурбинным двигателем.
С момента развала СССР ни о каком техническом сотрудничестве Нижнего Тагила и Харькова и речи не шло. А оно было просто необходимо.
В 2007 г. все Т-64 в российской армии сняли с вооружения.
Дело в том, что оппозитный дизель 5ТДФ очень сложный и для его обслуживания нужны специалисты из Харькова. Т-64 в бывшей УССР как-то мог обслуживать завод-производитель и все.
О больших проблемах с Т-64 вспоминал зампотех из ГСВГ:
"Самая слабая сторона этих танков- двигатель, которых я очень много возил на завод их капремонта в г. Лейпциг. У двигателей 5ТДФ были основные проблемы- пылевой износ и перегрев. На этих танках была применена эжекционная система охлаждения, по простому горячие выхлопные газы осуществляли путем разряжения охлаждение охлаждающей жидкости в радиаторе С.О. двигателя. И поэтому ничего удивительного, что двигатель в жару перегревался, так как он находился в "окружении" горячего наружного воздуха сверху и горячими выхлопными газами снизу и совсем не охлаждался. Единственный плюс в этом, то что экипаж танка на учениях мог спокойно отдыхать на горячей трансмиссии даже зимой, укрывшись танковым брезентом. Что касается пылевого износа, то конструкторы силовой установки танка всего лишь сумели разработать примитивный одноступенчатый воздухоочиститель циклонного типа со степенью очистки воздуха на порядок хуже от требуемой. Этому способствовало и то, что 2-х тактный двигатель потребляет в 2 раза больше воздуха, чем 4-х тактный, так как ему необходим еще воздух для продувки цилиндров. Вследствие этого в движении танка по запыленной местности огромное количество пыли попадало в цилиндры двигателя и как наждаком стирало части ЦПГ, что приводило к трудному запуску, особенно в холодное время, уменьшению мощности двигателя, большому расходу масла и топлива, так как двигатель просто не "тянул" танк на высших передачах КПП. Ну и подытоживая, скажу, что не так давно узнал, как восточные немцы после войны использовали оставшиеся ЮМО (родоначальники 5ТДФ), которые до этого использовались в немецкой авиации, на своих быстроходных катерах. И вовсе не спроста, ведь на воде пыли нет".
С. Суворов вспоминал, что Т-64 для вчерашних колхозников был сложноват в обслуживании:
"Двигатель никак не хотел заводиться если было холодно и сыро, помогал завести дизель подогреватель.
В войсках его посчитали ненадежным, чтобы правильно его эксплуатировать нужно было соблюдать множество тонкостей несоблюдение которых приводило к поломке двигателя".
С. Суворов отмечает тоже две основные причины выхода из строя двигателя - перегрев и пылевой износ.
Механик-водитель мог забыть снять коврик с радиатора и не смотреть на приборы и дизель перегревался. Другой причиной перегрева было то, что в качестве охлаждающей жидкости заливать должны были не воду из-под крана, а специальную с трехкомпонентной присадкой заливаемой через сульфофильтр. А от жесткой водопроводной воды в каналах системы охлаждения образовывалась накипь, она препятствовала циркуляции жидкости в самом горячем месте дизеля и выводила его из строя. Еще механики могли не заметить, что охлаждающая жидкость ушла из верхней части рубашки охлаждения и происходил местный перегрев.
Пылевой износ мог произойти, из-за того, что при заливе масла оно попадало на сетку воздухозаборника. Заливать масло должны были специальной лейкой, которую часто теряли и наливали тупо из ведра, даже при наливе из лейки надо было следить чтобы масло не попадало на сетку воздухоотчистителя. Даже если танкисты наливали из ведра и из лейки в ветреную погоду, можно было положить на сетку коврик из ЗИПа танка.
В войсках бескассетный воздухоотчиститель называли "пылесосом", потому что он в ходе маршей забивался из-за висящих в воздухе пыли, сажи, частичек масла и выхлопов идущих впереди машин. Тем не менее С. Суворов вспоминал, что в ходе маршей ничего не забивалось.
Но есть и другое мнение, что никакого забивания воздухоотчистителя не было, просто танкисты заправляли маслом работающий двигатель и использовали воздухопуск после масловпрыска, что прямо запрещено в инструкции по эксплуатации.
С другой стороны можно было сделать "защиту от дурака" на Т-64, чтобы он сигнализировал как-то при неправильной эксплуатации.
Как видим, большинство проблем, из-за несоблюдения инструкций по эксплуатации вчерашними колхозниками. Не зря Черненко хотел добавить еще один год к школьной программе, чтобы людей дольше учить в школе и получить лучше обученные кадры.
Тем не менее Т-64 в РФ начали снимать с хранения.
В 2023 г. были замечены Т-64 на железнодорожных платформах. Появилась версия, что их везут разбирать на запчасти.
В настоящее время танки очень нужны и вполне можно передать оставшиеся танки на ремоторизацию.
Казалось бы вместо компактного оппозитного 5ТДФ нельзя поставить обычный дизель.
Но как оказалось можно.
Ремоторизацию можно проводить на Челябинском тракторном заводе, на нем в советское время выпускали Т-72, какие-то специалисты остались.
К тому же ставить можно 840-сильный дизель В-84 для Т-72.
Такая ремоторизация вполне реальна. В Узбекистане устали ждать технической помощи по своим танкам Т-64 и начали ремоторизацию своих машин на челябинские дизели.
Так на свет появился Т-64MW.
Узбеки провели следующие мероприятия 700-сильный 5ТДФ заменили на В-84МС мощностью 840 л. с., установили динамическую защиту "Контакт-1", защитные решетки и цифровую радиостанцию своего производства вместо ламповой Р-123 без шифрования.
Замена двигателя потребовала значительного объема работ по переделке корпуса в районе силовой установки.
Но В-84МС надежнее, проще в эксплуатации, неприхотлив к качеству топлива и масла, многотопливный, хорошо себя показал в любом климате, включая жаркий и с высокой запыленностью воздуха.
В 2019 г. их показали на танковом биатлоне. В 2020 г. они пошли в узбекскую армию.
Спасибо за прочтение.