Найти в Дзене

Щедрый стол для большой страны: как Анастас Микоян преобразил пищепром

Оглавление

Сейчас во всём мире, в том числе в России, активно развивается фудтех — индустрия, которая работает над новыми технологиями в питании. Существенная часть фудтеха — это готовая еда: в современном ритме жизни мы не всегда успеваем готовить сами, здесь на помощь приходят кулинария и рационы на целый день.

Фудтех невозможен без развитого производства продуктов питания. Сегодня мы отмечаем День работника пищевой промышленности и вспоминаем, как в СССР произвели маленькую революцию питания в 1930-е годы. За многими инновациями в этой сфере стоял один человек — Анастас Микоян.

Рождение советского пищепрома

В 1934 году появился Народный комиссариат пищевой промышленности СССР. Это ведомство отвечало за производство и обработку мяса, молока, рыбы, масел и других продуктов питания.

Его возглавил Анастас Микоян — без этого имени невозможно представить историю пищепрома. Именно при Микояне в СССР появились или возродились технологии, которые значительно упростили быт советского человека. Консервы, полуфабрикаты и развитый общепит позволили горожанам полноценно и доступно питаться, несмотря на напряжённую работу.

Ещё в первую пятилетку, с 1928 по 1932 год, под руководством Микояна строили предприятия и активно развивали пищепром до полноценной индустрии — нужно было накормить городское население, численность которого стремительно росла.

Эти примеры показывают, какой скачок совершил в это время пищепром:

  • в 1930 году в СССР произвели 3 млн банок фруктовых консервов, а в 1935-м — 277 млн;
  • в 1933 году выпустили 36 тысяч тонн колбасной продукции, а уже в 1935 – 1936 годах — более 170 тысяч.

К 1936-му построили и запустили 17 крупных мясокомбинатов, 10 сахарных заводов, 41 консервный, 205 механизированных маслодельных заводов, 9 кондитерских фабрик, 33 молочных, 11 маргариновых, 178 хлебных заводов, 22 чайные фабрики и десятки других предприятий.

В 1930-е годы также сильно развили хлебную промышленность. К 1940-му в СССР работали 280 хлебозаводов, которые отвечали за 60% всей хлебной продукции страны.

Ударник должен быть сытым: появление общепита

В ту же первую пятилетку на большей части фабрик, заводов и других учреждений появились столовые для сотрудников. Это экономило время и силы трудящихся — на приготовление еды до развития бытовой техники и появления полуфабрикатов могли уходить часы, которые заводчане предпочитали тратить на отдых и досуг. При этом граждане Союза были обеспечены качественной и питательной пищей.

В 1940-е годы предприятия общепита значительно увеличили выпуск продукции собственного производства. Если в 1940-х было произведено 8,1 млрд готовых блюд, то в 1944-м — 15,8 млрд (почти вдвое больше). К началу 1945-го доля общественного питания среди всех продовольственных товаров составляла около 30%. В столовых и закусочных питались не менее 25 млн человек.

Общепит после войны

В 1950-е годы вырос спрос на готовые блюда — вместе с ним выросли и требования к их качеству. В первую очередь в готовых обедах нуждались рабочие заводов и колхозов, служащие, студенты и школьники, поэтому нужно было развивать систему общественного питания — прежде всего столовые.

По плану, сеть столовых предстояло увеличить не менее чем в 1,5 раза, а выпуск продукции — на 75%. Основное внимание уделяли столовым при фабриках, заводах, шахтах, совхозах и учебных заведениях.

В 1950-е количество предприятий общепита выросло на 54% — с 95,4 тысячи до 147,2 тысячи. Число столовых, ресторанов, чайных увеличилось на 66%, а их доля в общепите повысилась до 45%. Выпуск готовых блюд за 10 лет вырос почти в 2,5 раза — с 6,4 млрд до 15,3 млрд.

Ещё одна сложная задача, которую нужно было решить для развития общепита, — приближение места приготовления пищи к местам работы и отдыха. Чтобы увеличить объёмы производства и при этом готовить горячую еду прямо в столовых, кафе и закусочных, процесс разбили на два этапа. На крупных предприятиях продукты очищали, разделывали и производили из них полуфабрикаты, а дальше уже доводили до готовности на местах.

Самые сложные операции отдали крупным производствам, где была возможность использовать самые новые и эффективные технологии. Это сделало работу общепита проще и быстрее, улучшило качество блюд и позволило нарастить производство — в 1960–1970-е выпуск кулинарной продукции рос в среднем на 7% в год.

Как гамбургер стал московской котлетой

В 1936 году Анастас Микоян 2 месяца изучал пищевую промышленность в США. За время командировки он посетил более 100 предприятий. Он внимательно изучил заводы тары для консервов, безалкогольных напитков и пива, мороженого, бисквитов и хлеба, молочных продуктов, майонеза, фруктов и овощей и др.

СССР заинтересовали не только чертежи и технологии, но и новые форматы питания. Микояна впечатлили бургерные в Нью-Йорке: сытный горячий бутерброд готовится за пару минут. Нарком пищевой промышленности закупил машины для быстрого приготовления котлет. Уже через год в СССР делали собственное оборудование для производства мясных полуфабрикатов.

К 1937-му на городских улицах появились киоски с горячими московскими котлетами за 50 копеек. Готовили на электрических или газовых жаровнях из полуфабрикатов прямо на месте. По оценке Микояна, москвичи ежедневно съедали более 400 тысяч горячих котлет.

Технологии адаптировали, а рецептуру создавали сами

Ещё одним новым и любимым продуктом по мотивам американской поездки стало мороженое — Микояну понравилась сама идея массового производства холодного десерта. В 1937-м в СССР открыли первый завод, а уже через 2 года стандартизировали производство мороженого. Так появилась единая рецептура по ГОСТу: в мороженом было только натуральное сырьё — без консервантов и растительных жиров.

Кроме того, Микояна заинтересовали газированные напитки и производство лимонадов. Технологии соединили с уже советскими рецептами — появились установки для розлива знакомых нам лимонадов на натуральном сырье, ставших визитной карточкой Советского Союза.

Так в первой половине XX века в СССР появились технологии для массового производства продуктов питания. Рецептуры разрабатывали советские специалисты — главной задачей всего пищепрома оставалась польза, поэтому к ингредиентам и способам обработки продуктов относились строго и внимательно.

Один человек провёл огромную работу, чтобы преобразить советскую пищевую промышленность в соответствии с потребностями большой, стремительно развивающейся страны.

Фамилию Микояна и сегодня носят немало заводов и продуктов питания. С какими продуктами у вас ассоциируется Анастас Микоян? Поделитесь мыслями в комментариях!

Больше историй экономического развития смотрите на экономика-сквозь-время.рф — в специальном историческом проекте Минэкономразвития.

#экономикаСССР #историяСССР #Микоян #столовая #общепит #пищепром #технологии