Вы наверняка чувствовали это — смутное, но настойчивое беспокойство, витающее в воздухе. Новостные ленты пестрят сообщениями о кризисах, общество раскалывается на враждующие лагеря, а в личной жизни многих из нас преследует ощущение выгорания и бессилия. Знакомо?
Что, если это не просто цепь неудачных событий, а симптомы глубинной болезни, корни которой уходят в самую основу человеческой психики? Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на происходящее через необычную призму — теорию великих психологов Карла Густава Юнга и его ученика Эриха Нойманна.
Они бы сказали, что мы переживаем не просто политический или экономический кризис, а архетипическую бурю. Пробудилась одна из древнейших сил коллективной души — архетип Ужасной Матери.
Невидимые реки, текущие под землёй: что такое архетипы?
Прежде чем мы пойдём дальше, давайте разберёмся с главным понятием. Карл Юнг утверждал, что помимо нашего личного опыта и памяти, существует нечто гораздо более глубокое — коллективное бессознательное.
Представьте себе океан. Ваши личные воспоминания и травмы — это небольшие волны на его поверхности. А архетипы — это течения, мощные, невидимые и не зависящие от погоды. Это врождённые, унаследованные модели, которые определяют, как мы воспринимаем мир. Они проявляются в наших снах, в мифах, в образах искусства, которые трогают нас до глубины души.
Юнг был категоричен: «Архетипы — это великие решающие силы, они приводят к реальным событиям» (Карл Юнг, Тавистокские лекции).
Именно эти силы, по его мнению, являются подлинными двигателями истории. Когда в обществе наступает период растерянности, страха и нестабильности, спящие архетипы могут пробудиться и, словно вирус, захватить умы миллионов. Юнг называл это «психической эпидемией». Самый яркий пример, который он анализировал, — приход к власти нацистов в Германии. Психолог видел в этом пробуждение древнего германского бога бури, безумия и войны — Вотана.
«В Германии эти национал-социалисты, эти люди со свастикой снова разжигают костры Вотана», — писал он ещё в 1931 году (Карл Юнг, «Видения: заметки с семинара 1930–1934 годов»).
Но если XX век прошёл под знаком Вотана, то наше время, похоже, отмечено другим, более древним и не менее могущественным архетипом.
Добрая и Ужасная: два лика Великой Матери
Здесь на сцену выходит ученик Юнга, Эрих Нойманн. В своей фундаментальной работе «Великая Мать» он детально исследовал один из базовых архетипов человечества.
Архетип Великой Матери амбивалентен. У него есть два полюса:
- Жизнеутверждающий, Добрый: это забота, плодородие, природа, дарующая жизнь, безопасность и мудрость. Это образ матери, которая кормит, обнимает и защищает.
- Смертоносный, Ужасный: это поглощение, хаос, разрушение, инстинктивная сила, влекущая в пропасть. Это мать-ведьма, мать-природа, которая посылает болезни и бури, мать, которая пожирает своих детей.
Нойманн писал: «Подобно тому, как мир, жизнь, природа и душа воспринимаются как порождающая и питающая, защищающая и согревающая Женственность, их противоположности также воспринимаются в образе Женского начала: смерть и разрушение, опасность и страдание, голод и нагота предстают как беспомощность перед лицом Тёмной и Ужасной Матери» (Эрих Нойман, «Великая мать»).
В мифологии эти два лика воплощены в таких фигурах, как добрая Деметра и ужасная Кали, дарующая жизнь Исида и кровожадная Лилит.
Почему же сегодня активирован именно разрушительный аспект? Давайте посмотрим вокруг.
Диагноз нашего времени: как Ужасная Мать проявляется в современном мире
Когда архетип вырывается из глубин коллективного бессознательного, он проецируется вовне, формируя нашу реальность. Вот несколько симптомов, которые вы наверняка узнаете.
1. Вас хотят поглотить
Главная цель Ужасной Матери — не убить, а поглотить. Растворить индивидуальное «Я», вернуть его в первоначальный, недифференцированный хаос. В социальной жизни это выражается в яростном давлении конформизма.
Вам настойчиво предлагают выбрать одну из готовых идентичностей, вписаться в рамки, думать и чувствовать «как все». Любое инакомыслие встречает агрессию. Вы не «человек со своим мнением», а «представитель группы», которого либо принимают, либо изгоняют.
Это создаёт ощущение, будто вы — крошечная песчинка в огромной буре, неспособная что-либо изменить. Вы чувствуете себя именно так, как описал Нойманн — «крошечной, беззащитной пылинкой», затерянной в огромном и опасном мире.
2. Мир сошёл с ума (в прямом смысле)
Хаос — родная стихия Ужасной Матери. Мы живём в эпоху тотальной хаотизации. Информационное пространство превратилось в болото, где правда неотличима от лжи, а эмоции затмевают разум. Социальные нормы, ценности, даже понятия пола — всё ставится под сомнение и размывается.
Это не творческий хаос, из которого рождается новое. Это разрушительный хаос, который не предлагает взамен ничего, кроме ещё большего распада. Он похож на мифологический образ болота, которое, по словам Нойманна, «зачинает, порождает, а затем снова убивает в нескончаемом цикле».
3. Эпидемия выгорания и «мёртвой матери» внутри нас
Это, пожалуй, самый личный и болезненный симптом. Психологи говорят о феномене «комплекс мёртвой матери». Речь не о физической смерти, а о матери, которая находится в глубокой депрессии, эмоционально недоступна и холодна. Она в «хрустальном гробу депрессии» — физически рядом, но души её нет.
Теперь посмотрите на нашу культуру. Она перестала быть «питательной средой». Она не даёт нам сил, смысла, тепла. Она требует от нас бесконечной продуктивности на работе, которая не приносит радости, потребления, которое не насыщает, и участия в социальных битвах, которые только истощают.
В ответ на это наша психика делает то же, что делает ребёнок «мёртвой матери» — она «убивает» в себе желания, энтузиазм, способность радоваться. Мы учимся жить в состоянии «эмоционального отчуждения» — тотальной внутренней опустошённости. Это и есть массовое выгорание, апатия, потеря веры в будущее. Культура стала для нас «мёртвой матерью».
4. Коллективное безумие и регресс
Юнг предупреждал: «Нет такого безумия, жертвой которого не могли бы стать люди, находящиеся под влиянием архетипа» (Карл Юнг, «Концепция коллективного бессознательного»).
Под влиянием Ужасной Матери общество легко впадает в регресс — возврат к инфантильным, примитивным формам поведения. Чёрно-белое мышление («кто не с нами, тот против нас»), поиск виноватых, истерики в соцсетях, немедленная эмоциональная реакция вместо вдумчивого анализа. Нойманн описывал это как «сезонные вспышки похоти, кровожадные импульсы, видения, снов и галлюцинаций», характерные для примитивного сознания. Узнаёте ленту твиттера или комментарии под громкими новостями?
Что же делать? От осознания к целостности
Картина вырисовывается мрачная. Так есть ли выход? Глубинная психология предлагает не быстрый рецепт, а путь.
- Осознать тень. Первый и главный шаг — признать, что эти «тёмные» силы существуют. Не «где-то там» в плохих политиках или корпорациях, а в глубине коллективной психики, частью которой являемся все мы. Перестать проецировать вину вовне и увидеть свою собственную роль в этом хаосе.
- Выстоять в хаосе, не поддаться поглощению. Это значит сознательно культивировать своё критическое мышление, свою индивидуальность, свои личные ценности. Отказываться от соблазнительных упрощений и готовых идентичностей, даже если это некомфортно.
- Стремиться к синтезу. Задача, по Нойманну, — не уничтожить Ужасную Мать (это невозможно), а творчески соединить её энергию с сознанием. Интегрировать тень. Принять тот факт, что жизнь включает в себя и созидание, и разрушение, и свет, и тьму. Только так можно обрести психическую целостность.
Мы переживаем «чрезвычайно опасное время», как говорил Юнг. Но пробуждение «сил тьмы» — это ещё и колоссальный вызов. Вызов каждому из нас — пробудить в ответ силы сознания, мужества и личной ответственности. Возможно, именно в этом и состоит наш следующий эволюционный шаг.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа
P.S. Одна история из Упанишад, которая всё ставит на свои места
Вы знаете, после всего этого разговора о тёмных архетипах и коллективном безумии, на ум приходит одна древняя история из Упанишад. Она одновременно и провокационная, и утешительная.
Как-то раз юный брахман пришёл к великому мудрецу Яджнявалкье и с подобающим почтением спросил:
— Учитель, скажи, сколько же всего богов?
Яджнявалкья, не моргнув глазом, ответил:
— Три тысячи тридцать три.
— Да, — не сдавался ученик, — но сколько же их на самом деле?
— Тридцать три.
— Поистине, но сколько их в действительности?
— Шесть.
— Учитель, будь добр, скажи окончательно, сколько же богов?
— Три.
— Дай мне узнать истину! Сколько?
— Два. Полтора. И, наконец... один.
Эта история всегда вызывала у меня улыбку. Она ведь не о богословии. Она — точная картина нашего с вами состояния.
Мы, как тот ученик, в периоды кризиса мечемся в поисках ответа. Сначала нам кажется, что проблем «три тысячи тридцать три» — начиная от политиков и заканчивая погодой. Потом мы пытаемся свести их к «тридцати трём» или даже «шести» главным заговорщикам. Мы яростно спорим, сводя всё к «двум» полярным силам — добру и злу, левым и правым, «мы» и «они».
А потом наступает момент, когда мы остаёмся наедине с собой. И понимаем, что всё это время битва между Доброй и Ужасной Матерью, между светом и тьмой, порядком и хаосом, идёт не на просторах мировой арены, а в тишине нашего собственного сердца. Этот «один» бог — та самая точка сознания и выбора, которая есть в каждом из нас.
Так что, возможно, всё не так безнадёжно. Пока мы способны с иронией и мужеством заглянуть внутрь и признать, что и Добрая, и Ужасная Мать живут не «где-то там», а в нас самих — у нас есть шанс. Шанс не быть поглощёнными бурей, а, познав её природу, научиться строить свой ковчег.
И помните: даже в самых тёмных Упанишадах всегда остаётся место для лёгкости. Ведь тот, кто слишком серьёзно относится к тьме, рискует стать её заложником. А тот, кто умеет улыбнуться в её лицо, сохраняя бдительность, — уже наполовину победил.
Крепко жму вашу руку на этой нелёгкой, но такой увлекательной дороге. Не давайте «матерям» — ни добрым, ни ужасным — сбить вас с пути. Ваш путь — только ваш.
P.P.S. (Сугубо личное, о кнопке и пользе)
И раз уж мы заговорили о поддержании жизни и света против сил хаоса и выгорания, позвольте сказать вам несколько слов напрямую — о той самой кнопке «Поддержать», что скромно стоит справа под статьёй.
Вы когда-нибудь задумывались, что движет автором, который тратит дни на то, чтобы откопать в старых трудах Юнга и Нойманна крупицы смысла, а потом неделями собирает их в понятный и живой текст для вас?
Это не альтруизм. И уж точно не желание «сделать контент». Всё гораздо проще и человечнее.
Интерес. Обыкновенное, жадное, человеческое любопытство. Жажда самому докопаться до сути и поделиться находкой.
И вот в чём секрет: каждый ваш донат — это не просто перевод денег. Это — со-творчество.
- Это сигнал: «Эй, это ценно! Продолжай искать!».
- Это луч внимания, который не даёт интересу автора угаснуть под грузом рутины.
- Это, если угодно, магия превращения электричества в чашке кофе — в новое путешествие вглубь идей, которое закончится очередной статьёй, приносящей вам настоящую пользу.
Вы буквально спонсируете чьё-то любопытство, которое затем возвращается к вам в виде знаний, озарений и того самого ощущения: «Ага, теперь я понимаю, что происходит!».
Так что, если этот материал хоть немного пролил для вас свет на окружающий хаос, просто знайте: ваша поддержка — это самый прямой способ помочь этому свету гореть дальше. И сделать так, чтобы тьма не оставалась безответной.