Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Про «кто в доме главный?»

Виктор Румянцев История эта, быть может, кому-нибудь покажется смешной, кому-то абсурдной, а кто-то вообще хмыкнет скептически, мол, стоило время тратить на такие пустяки? И каждый будет по-своему прав. Я уже третий год капитанил на своём любимом «Сангарском Проливе». Экипаж, за некоторыми исключениями, был подобран мной лично и я был почти всеми доволен. Согласитесь, что в семье не без ур...да, но в моей тогдашней «семье» ур...дов не просматривалось даже в самый сильный морской бинокль. Поэтому и история эта почти высосана из пальца и при разумном подходе к ситуации её и быть-то не должно! В предыдущем рейсе у меня произошла неприятная ситуация – я закрывал табель дублёру третьего штурмана по окладу четвёртого штурмана и ему деньги выплачивались конторой исправно все девять месяцев рейса, но при окончательном расчете главбухша заявила, что я неправильно закрывал ему табель, нужно было подавать по семьдесят пять процентов от оклада четвёртого штурмана... Набежала кругленькая сумма, кот
Оглавление

Виктор Румянцев

Фото из Яндекса. Спасибо автору.
Фото из Яндекса. Спасибо автору.

Введение

История эта, быть может, кому-нибудь покажется смешной, кому-то абсурдной, а кто-то вообще хмыкнет скептически, мол, стоило время тратить на такие пустяки? И каждый будет по-своему прав.

Капитан и его экипаж

Я уже третий год капитанил на своём любимом «Сангарском Проливе». Экипаж, за некоторыми исключениями, был подобран мной лично и я был почти всеми доволен. Согласитесь, что в семье не без ур...да, но в моей тогдашней «семье» ур...дов не просматривалось даже в самый сильный морской бинокль. Поэтому и история эта почти высосана из пальца и при разумном подходе к ситуации её и быть-то не должно!

Предыстория с табелем и Волковым

В предыдущем рейсе у меня произошла неприятная ситуация – я закрывал табель дублёру третьего штурмана по окладу четвёртого штурмана и ему деньги выплачивались конторой исправно все девять месяцев рейса, но при окончательном расчете главбухша заявила, что я неправильно закрывал ему табель, нужно было подавать по семьдесят пять процентов от оклада четвёртого штурмана... Набежала кругленькая сумма, которую бухгалтерия решила «повесить» на капитана и мои возражения в расчёт не принимались, даже то, что никаких инструкций в этом отношении от бухгалтерии я не получал. Дублёр в этой ситуации повёл себя безобразно, отказываясь возвращать переплаченную сумму и...

Третьим штурманом тогда был Волков, который до прихода в нашу контору служил старпомом на подводной лодке и был демобилизован за «слишком демократичые отношения с рядовым составом». Так это или нет, не мне судить, а я просто принял эту информацию к сведению.

Так вот, Волков подошёл ко мне прямо в бухгалтерии и сказал:
– Виктор Александрович, это и мой просчёт, так как непосредственно я ставил в табелях нормо-часы, поэтому готов покрыть тридцать процентов переплаты!

Я отказался от его предложения, но был чисто по-человечески тронут.

Длинный рейс и проблемы с Волковым

Постепенно всё устаканилось, денег с меня не удержали, а Волков по моей категорической просьбе в следующий рейс пошёл уже в должности второго помощника капитана.

Это был «чемпионский» рейс – одиннадцать месяцев и двадцать два дня! Полторы кругосветки в трампе... И я понял, что командование ВМФ не зря отправило Волкова на гражданку! Он постоянно заигрывал с матросами, «мыл кости» старшим командирам, часто покидал в Океане мостик во время вахты и делал много того, что не должно делать лицо комсостава.

Шла первая половина девяностых прошлого века и я, следуя духу времени, пытался быть полудемократом, не наказывая Волкова за его проделки официально, но лишь журя по-отечески... Впрочем, соврал. Он был на пару лет старше меня.

День ВМФ и вызов авторитету

На длиннющем переходе от Фолклендских островов до Сингапура среди прочих праздников случился и День ВМФ. Я предложил Волкову, как капитану второго ранга, не выходить на ночную вахту, а расслабиться, как положено. С подменой проблем не было – я мог спокойно отвахтить с нулей до четырёх часов утра. Он меня поблагодарил и сказал, что подумает.

Через пару часов второй штурман попросил меня, если это возможно, в День ВМФ освободить его не от ночной, а от дневной вахты, с чем я с радостью согласился.

В назначенный час я принял вахту и стал сурово вглядываться в даль, но вдруг пришёл старпом и сказал, что он меня подменит, а меня второй штурман приглашает к себе в каюту на маленькое суарэ. А почему бы и нет?

В каюте, кроме меня, уже были бывшие военморы: второй механик и сварщик. На столе, как и положено, стояла в запотевшей бутылке «проклятая» и лёгкие закуски. На горячее второй штурман приготовил собственноручно блюдо из кальмаров. Прошу поверить – более вкусного кальмарного блюда мне до сих пор отведать не пришлось!

Естественно, первый тост был произнесён капитаном и выпит на ура и стоя. Второй тост не заставил себя ждать и был одобрен всеми присутствующими.

Третий тост... У нас, моряков, принято третий тост поднимать «за тех, кто в море» или «за тех, кто без нас». Но тут Волков обратился ко мне со следующими словами:
– Виктор Александрович, мы понимаем, что третий тост за тех, кто в море. Но мы, военные моряки, смотрим на это несколько иначе и, поэтому, разрешите в наш день несколько видоизменить процедуру.

Делать было нечего и я согласился, с интересом ожидая «продолжения праздника души».

Сидящий слева от меня сварщик вдруг самолично наполнил свой стакан, поднялся и произнёс:
– Капитан-лейтенант в запасе Юршевич! – выпил и сел, не закусывая.

Далее поднялся с налитым стаканом второй механик:
– Капитан третьего ранга в запасе Ильин! – и тоже опустошил стакан.

Второй штурман плеснул в свой стакан почти до краёв:
– Капитан второго ранга в запасе Волков! – выпил и с ехидством уставился на меня.

Да, не дорос я до офицерского звания. После окончания мореходки «отслужил» сорок пять суток и до развала СССР числился старшиной второй статьи. Только сейчас до меня дошёл смысл моего приглашения в каюту.

Разрешение ситуации

Я посмотрел на второго механика и на сварщика – их лица были красны, а глаза они старательно пытались спрятать. Им было стыдно!

Я налил полный стакан водки, поднялся и объявил:
– Капитан дальнего плавания Р, командующий вверенным мне транспортным рефрижератором «Сангарский Пролив» и мне абсолютно безразлично, сколько звёздочек на погонах у членов экипажа, находящихся у меня в подчинении! – залпом хапнул стакан, поблагодарил за хороший стол и попрощался.

На следующий день второй механик и сварщик поднялись на мостик, когда я там был один, и извинились за свою дурацкую выходку:
– Мы ведь не знали, что Вы не служили!
– Парни, но ведь это ваши традиции, чего же тут извиняться!

Хороший у меня тогда был экипаж. В своём подавляющем большинстве.

История пятьдесят четвёртая. Кто в доме главный? (Виктор Румянцев) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Виктор Румянцев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен