Иногда судьба сводит людей, которые в обычной жизни просто не могли бы встретиться. Он – мэтр, прошедший через четыре брака и десятки романов, знавший в прямом смысле слова вкус богемы, роскоши и бесконечных женского внимания. Она – скромная актриса из театра имени Янки Купалы, без вычурности, но с очень искренним взглядом и заразительным смехом. Они встретились случайно в лифте в городе Сочи. И с этого момента, началась их история любви, которую спустя, почти тридцать лет, назовут одной из самых крепких в мире российского кино.
«Я никогда не вела себя, как роскошная баба»
Юлия Высоцкая не скрывает, что ей до сих пор сложно осознать, как Андрей Кончаловский вообще обратил на неё внимание.
«Я никогда не была той самой эффектной бабой. Не умела с шиком закурить сигарету, не держала бокал шампанского, как королева и не смотрела на мужчин свысока. Это не моя порода. Дома Андрей Сергеевич зовёт меня Пятачком», – признавалась она.
Это прозвище в их семье – вовсе не повод для иронии. Для Кончаловского «Пятачок» – человек действия, надёжный, добрый, простой, но при этом сильный.
«Нужно ружьё? Будет. Нужны шарики? Сделаем. Захотела лететь – лети», – говорил он о жене с тёплой усмешкой.
А вот женщин, которых сам режиссёр называл «роскошными», он описывал по-другому:
«Такие остаются в тылу. Вкушают икру и пьют водку».
Мужчина, который видел всё
Старший сын Сергея Михалкова и родной брат Никиты Михалкова, режиссёр с мировым именем – Андрей Кончаловский, родился в атмосфере, где искусство и слава были повседневной нормой. Он снимал кино, ставил оперу, работал в Голливуде, спорил с критиками и никогда не прятал от посторонних глаз свою личную жизнь. Романы, браки, откровения – всё написано в его мемуарах. Там и Жанна Болотова, и Ирина Купченко. Ходили слухи, что Василий Лановой всерьёз хотел врезать Кончаловскому за то, что тот без стеснения рассказал о своей близости с юной Ириной Купченко.
Такие признания он не скрывал, даже наоборот, спокойно выносил это на публику, как часть своей биографии. Но судя по реакции актрисы Жанны Болотовой, такие признания режиссера явно явно не входили в список того, что ей хотелось бы обсуждать на публике.
Болотова потом говорила:
«Это не по-русски. У нас были Толстой и Пушкин, которые умели благородно обходить личное».
Но Кончаловский считал иначе. Он решил, что если уж рассказывать о своей жизни, то надо это делать честно, как есть. И в любви он был таким же.
Судьба
Это был 1996 год, город Сочи, фестиваль «Кинотавр». Андрей Кончаловский, которому тогда было 59 лет, вошёл в тесный, забитый людьми лифт, но взгляд его неожиданно остановился на молодой женщине в тёмных очках. Она как будто почувствовала этот взгляд, медленно сняла очки и повернулась так, чтобы показать лицо в профиль – точёные скулы, тонкие брови, почти классическая внешность.
Позже он признавался:
«Это был чистой воды инстинкт. Профиль чудный, высокие скулы, летящие брови», – вспоминал он.
Так, в его жизни появилась 23-летняя актриса Юлия Высоцкая. Выпускница Белорусской академии искусств, актриса национального театра, тихая, совсем не из богемных девушек. Ради работы в Минске, ей даже пришлось заключить фиктивный брак, а иначе нельзя было остаться в труппе.
После «лифта» режиссёр пригласил её пообедать. Он пил водку, она вино. Смех, разговоры, лёгкость общения. Потом они поднялись в номер отеля, где она просто сняла платье и спокойно стояла, с едва заметной улыбкой, глядя на режиссера.
Он потом писал:
«В ней было что-то платоновское. Чистота. Доверие. Не женщина, а свет».
«Я женат. Романа быть не может»
Кончаловский сразу сказал ей правду. Он женат, у него дети и романа быть не должно. Но через день он понял, что уехать без неё просто не может. Купил ей билет, протянул и сказал: «Поехали».
Так началась их общая совместная жизнь. Она оставила театр и последовала за ним. Так, они вернулись в Москву уже вместе и он познакомил её с семьёй – с братом Никитой, с детьми от предыдущих браков и с коллегами. Ему казалось, что он снова победитель. Что управляет судьбой.
«Я даю, я наполняю, я лев», – вспоминал он.
Но вместо восхищения или попытки ему подыграть, она просто спокойно смеялась, не воспринимая всерьёз его привычку говорить со столь высоких нот. А ему это неожиданно нравилось, ведь рядом оказалась та женщина, которая не боялась быть собой, не играла роли и не пыталась казаться кем-то важнее, чем есть на самом деле.
Любовь
Всё стало очень серьёзно, когда он поймал себя на мысли, что боится потерять её:
«Я вспомнил, как однажды бывшая жена сказала мне: “Ты стар, кому ты нужен, умрёшь один”. Тогда он не поверил, а потом испугался, что это может стать правдой».
Юлия была моложе его старшего сына Егора на семь лет, но он всё равно сделал предложение.
«Мы лежали, рассвет, она спала, а я понял, что я в её храме. Это и есть любовь», – написал он.
В 1998 году они поженились, а в 2019-м, обвенчались. С тех пор, Юлия Высоцкая стала для него не просто женой, а центром притяжения, вокруг которого держится весь дом.
«Идеальных браков не бывает»
Высоцкая не раз говорила, что сказки заканчиваются после титров.
«Семейная жизнь – это ежедневная работа. Это не про волшебство, а про терпение, компромиссы и усталость. Любви нельзя научить, ей можно только научиться», – говорила она.
В её жизни были моменты, когда хотелось хлопнуть дверью, уйти, не оборачиваясь. Она спорила, злилась, уставала от себя и от него. Но со временем, пришло понимание, что иногда сила – это вовсе не крик, а молчание:
«Раньше я была жёсткой. Не умела прощать, а теперь умею».
Кризисы были. Но они остались вместе, несмотря ни на что. Кончаловский никогда не смотрел на неё свысока.
«Мне надоели женщины, которые всё время сражаются. В ней же есть покой и глубина, а это редкость», – говорил он.
Муза, жена, актриса
Для неё кино стало не карьерой, а способом говорить с мужем на одном языке. Он снимал её в «Доме дураков», «Глянце», «Щелкунчике».
Она играла в театре, где он руководил труппой. Публика иногда видела в ней «жену великого режиссёра», но те, кто знал ближе, понимали, что у неё есть свой собственный характер и талант. Она не устраивала скандалов, просто она всегда делала свою работу точно, спокойно и без истерик.
В 1999 году у супругов родилась дочь Мария, потом сын Пётр.
Петя вырос рассудительным и спокойным парнем, увлёкся архитектурой и поступил в МАРХИ.
«Он не ищет адреналина и не бунтует. Мы разговариваем всегда, как друзья», – рассказывала Юлия.
Но в их жизни был день, который разделил всё на «до» и «после». В 2013 году, семья попала в аварию на юге Франции. Кончаловский выехал на встречную полосу и произошёл лобовой удар с грузовиком. Мария получила слишком тяжёлую травму. Её доставили в больницу на вертолёте, и хотя жизнь спасли, она так и не пришла в сознание по сей день. С тех пор прошло двенадцать лет, но супруги не говорят об этом публично. Просто живут, молятся, держатся вместе. Те, кто видел их после трагедии, говорят, что они стали другими. Более тише и сдержаннее.
«Я не повар, я просто готовлю»
Когда на телевидении появилось шоу «Едим дома», зрители сначала приняли его всерьёз. А потом оно превратилось в мем. Горелые сырники, недожаренный шашлык, кривые помидоры – всё это быстро облетело интернет. Но Юлия никогда не оправдывалась.
«Я же не профессиональный повар. Это выглядело бы странно, если бы я пришла на самодеятельность и начала критиковать людей», – ответила она спокойно.
Она не гналась за лайками и не пыталась понравиться всем.
Просто делала то, что умеет, как ей казалось. И тем самым вызывала уважение даже у тех, кто смеялся. В 52 года, Высоцкая выглядит естественно. Она не скрывает, что ухаживает за собой, но делает это без фанатизма.
«Я не использую уколы, которые добавляют объём. Только коллаген, буккальный массаж и немного ботокса, чтобы лицо могло двигаться», – говорит она.
Она смеётся над собой, не строит из этого философию:
«Если набираю вес, сразу уходит талия. Терпеть не могу, когда платье тянет. Хотела сделать уколы для похудения, а врач сказал, что нельзя. И слава богу».
В семье Михалковых
Недавно Юлия снялась в фильме Надежды Михалковой «Огненный мальчик». Там же играла и старшая сестра Надежды – Анна.
«Надя талантливая. У неё свой взгляд, но она умеет слушать», – сказала Юлия.
Так или иначе, она часть большого семейного клана Михалковых и Кончаловских. Кто-то называет это «династией», кто-то «семейным подрядом», но факт остаётся факто, что это одна из немногих семей, где отношения и по сей день настоящие. Юлия заняла там не последнее место и далеко не как «жена мэтра», а как человек, на котором держится дом и их семья.
«Пятачок», который тянет всё
Снаружи может показаться, что у них всё идеально. Дом, театр, съёмки, сын, слава. Но их жизнь – далеко не солнечная открытка. Она держится на терпении и ответственности. Юлия Высоцкая в этой истории – далеко не та, кто остаётся на заднем плане и растворяется в чьей-то славе, а тот самый человек, на котором держится весь ритм их повседневной жизни. Она не делит обязанности на большие и малозначимые.
Она занимается домом, следит за порядком, воспитывает сына, участвует в театральных репетициях, готовит кулинарные эфиры и всегда остаётся тем, кто умеет вовремя подставить плечо. И Андрей Кончаловский, прошедший через Голливуд, великие сцены, войны амбиций и крик славы, однажды произнёс:
«Я никогда не думал, что буду благодарен женщине просто за то, что она рядом».
В этой фразе весь смысл их брака. Не страсть, а простое человеческое присутствие, без которого и дом, и творчество, теряют смысл. И пока другие ищут лёгкие формулы счастья, они просто живут. А в этом, пожалуй, и есть настоящее искусство – в том, чтобы не предать того, кто однажды сказал:
«Пятачок, пойдём. Без тебя мне никак».
Это может быть интересно: