Статья кандидата юридических наук, писателя Григория Бученкова
На протяжении многих веков художественная литература оказывает огромное воздействие на сознание и мировоззрение людей. Недаром ещё Иммануил Кант отмечал, что поэзия (под которой в широком смысле понимается любое искусство образного выражения мысли в слове, то есть словесное художественное творчество[1]) занимает первое место среди искусств[2].
Вместе с тем принято считать, что в современном мире влияние художественной литературы на человека постепенно ослабевает. Всё меньше людей читает книги (хотя раньше их было ещё меньше, ведь процент образованных людей в обществе был ничтожно мал), тиражи неуклонно падают, заработки писателей снижаются, внимание широкой аудитории смещается в сторону аудиовизуальных жанров искусства таких, как кино, видеоблоги, компьютерные игры и т.д. Кроме того, с развитием нейросетей и вовсе возникает ощущение, что скоро подавляющее большинство художественных текстов будет генерироваться искусственным интеллектом под вкусы и предпочтения конкретного читателя.
Тем не менее, есть все основания полагать, что художественная литература не умрёт, а литературный процесс, пусть даже в несколько трансформированном виде, продолжится. Это делает литературу достаточно перспективным инструментом для распространения любой философской и общественно-политической мысли.
Можно выделить следующие основные факторы, подчеркивающие важность освоения литературного пространства Феминостратегией.
1) Активными читателями часто становятся люди с более высоким интеллектом и незаурядными творческими способностями, а значит, они могут ретранслировать писательские идеи уже в рамках своего творчества. Это создает кумулятивный эффект и помогает распространять идеи в обществе.
2) Литература остается одним из немногих направлений искусства, допускающих «прямой контакт» автора и читателя.
При феминоматриархате кино, театр, СМИ, игровая индустрия подвергаются жёсткой цензуре. Более того, массовые направления искусства требуют значительных материальных вложений, а финансовые источники зачастую оказываются под контролем феминоматриархальной системы. Даже социальные сети в последнее время открыто или скрыто цензурируются посредством прямых «банов» или хитрых алгоритмов, снижающих охваты.
В то же время художественная литература сегодня чувствует себя более свободно, а многовековые традиции «обхода» политической и религиозной цензуры с помощью различных художественных приёмов таких, как аллегория, метафора, символ, позволяют автору находить путь к читателю и высказывать свои мысли даже при самых неблагоприятных внешних условиях.
3) Нейросети пока что не способны создавать действительно качественный художественный текст, но в будущем это может измениться. В большинстве случаев искусственный интеллект использует уже имеющиеся тексты. То есть, по сути, писатель сегодня создает книги не только для читателя, но и для будущих поколений нейросетей, которые на его основе станут генерировать «контент» для своих пользователей.
Более того, именно художественная литература формирует у нейросетей представление о поведении человека в тех или иных ситуациях. Так, например, если в литературе будет превалировать модель поведения, согласно которой «мужчина должен преклоняться перед женщиной», то искусственный интеллект воспримет эту модель как истинную и будет ретранслировать её на своих пользователей.
В контексте сказанного формирование и развитие феминостратегической художественной литературы приобретает особенную актуальность.
Художественная литература (художественная речь) существует в двух формах: поэзия и проза[3]. Прежде всего, хотелось бы рассмотреть предпосылки и перспективы развития феминостратегической прозы, поскольку в современной литературе именно форма прозы находит наибольший отклик у читателей (это можно заметить и по тиражам книг, и по количеству литературных премий для прозаиков, и по количеству прозаиков среди лауреатов Нобелевской премии по литературе).
Современный литературный процесс крайне разнообразен и многолик. Существует огромное количество жанров, направлений, течений, и классифицировать их подчас бывает очень сложно. Но если предельно обобщать, то литературные течения обычно формируются на основе двух групп факторов: эстетические и идейные.
Поскольку литература существует уже несколько тысячелетий, то придумать что-то новое в эстетическом плане чрезвычайно сложно. Поэтому в современной литературе точка зарождения литературного течения обычно связана именно с какой-то новой идеей, мыслью, образом или темой (например, «лейтенантская проза» 1950-х – 1960-х годов в СССР сформировалась на базе освещения фронтового опыта участников Великой Отечественной войны).
Наиболее крупные из существующих сегодня литературных направлений оформились ещё в XX веке. Одним из таких направлений является феминистическая литература (Айн Рэнд, Вирджиния Вульф, Маргарет Этвуд и др.).
Феминистки активно используют литературу для внедрения в общественную жизнь своих идей, подрывающих традиционные матриархальные роли других женщин и формирующих выгодный феминисткам порядок вещей[4].
Некоторые исследователи видят глубинные предпосылки для формирования феминистического направления в литературе в учении З.Фрейда, с которым в массовой культуре ассоциируется тема мужской и женской сексуальности.
Под влиянием работ З.Фрейда в искусстве XX века распространился подход, согласно которому существует не человек вообще, а отдельно мужчина и женщина. Эта идея получила образное оформление в обязательности «постельной сцены», которая, начиная со второй половины XX века, является неотъемлемым атрибутом почти каждого крупного прозаического произведения.
Сегодня феминистическая литература развилась до такой степени, что уже является литературным «мейнстримом», и в целом уже «спускается» в жанровую (массовую) литературу. При этом литературный процесс устроен таким образом, что он не терпит однообразия и тривиальности. Как только автор, течение или даже целое направление «уходит в тираж», литература сразу начинает искать что-то новое.
Что же придёт на место феминистической прозы? Этот вопрос пока остается открытым.
Однако мы видим, что тот идейный и мыслительный инструментарий, который нам сегодня предоставляет Феминостратегия, прекрасно может быть адоптирован и применен в литературном труде. Это создаёт вполне реальные основания для формирования и развития отдельного литературного течения – феминостратегической прозы.
Конечно, литература – это та сфера человеческой жизни, которая не терпит догматики. Тем не менее, основываясь на опыте уже опубликованных произведений можно предварительно выделить две основные отличительные черты феминостратегической прозы:
1) трезвое и лишенное всякого гиноцентризма[1] восприятие женщины, без преклонения и романтической идеализации.
2) честный разговор о проблемах мужчин в нашем обществе (прежде всего, о правовой и социокультурной дискриминации мужчин).
В качестве примера можно привести два рассказа, опубликованных в литературном журнале «Москва»: «Испанский сапожок»[5] и «Кузьминский парк»[6]. В этих рассказах, прежде всего, раскрываются проблемы мужчин такие, как тотальное юридическое бесправие, отчуждение детей, одиночество, мужская сверхсмертность и т.д.
Ещё одной важной особенностью феминостратегической прозы является её гибкость и жанровое разнообразие. Так, например, феминостратегическое литературное произведение с одинаковым успехом может быть написано как в жанре реализма, так и в жанре фантастики. Прекрасным примером последнего может послужить роман Антона Сорвачева «Феминостратег: Звёздная сага»[7].
При желании истоки феминостратегической прозы можно отыскать и в русской классической литературе. Широко известны произведения А.П.Чехова (например, рассказы «Бабы» и «Жена»), в которых автор демонстрирует истинное лицо женщин, не прикрытое романтической вуалью. Также заслуживает внимания во многом недооцененная феминоматриархальным литературоведением повесть «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого.
Эпизодически мысли в русле Феминостратегии появляются в произведениях Ф.М.Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» Достоевский устами своего героя Родиона Раскольникова сравнивает обычную проституцию с «бытовой проституцией» в браке. При этом отмечает, что последняя «может быть, даже и хуже, гаже, подлее»[8].
А в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» и вовсе представлены два извечных типажа мужчин-гиноцентристов («аленей»): «боевой» (Парфён Рогожин) и «удобный» (сам князь Мышкин). Причём в романе доходчиво показано, к каким трагическим последствиям и для себя, и для окружающих людей может привести следование мужчины моделям поведения, характерным для данных типажей.
Отдельный интерес с точки зрения Феминостратегии представляет также творчество А.С. Пушкина. Так, в частности, широко известна в кругах феминостратегов «Сказка о рыбаке и рыбке». Но и в других «более взрослых» произведениях А.С. Пушкина можно уловить «феминостратегические нотки». Так, например, в романе «Капитанская дочка» обнаруживается тонкая аллегория на матриархальное устройство екатерининской России. Если читать произведение через призму этой аллегории, то становится очевидна вся порочность и нежизнеспособность существовавшего в ту пору «дворянского матриархата»[9].
Таким образом, феминостратегическая проза – это уникальное литературное течение, которое сочетает в себе энергию и энтузиазм принципиально новой философско-политической системы мысли с мудростью и глубочайшим пониманием жизни, характерными для русской классической литературы. Потенциал этого литературного течения нам только предстоит оценить.
Список литературы
1. Наровчатов С.С. // Избранные произведения. В 2 т. Т. 2 / общ. ред. Н. Крюков. М.: Издательство «Художественная литература», 1972. С. 289.
2. Кант. И. Критика способности суждения. Пер. с нем. - М.: Искусство, 1994. С. 200.
3. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М.: Высш. шк., 2002. С. 269.
4. Сорвачев А.А. Феминстратегия 2.0. Путь мужского освобождения и стратегическое сопротивление. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://boosty.to/sorvachev (дата обращения: 18.101.2025).
5. Бученков Г.А. Испанский сапожок. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://moskvam.ru/publications/publication_3090.html(дата обращения: 18.10.2025).
6. Бученков Г.А. Кузьминский парк. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://moskvam.ru/publications/publication_3430.html (дата обращения: 18.10.2025).
7. Сорвачев А.А. Феминостратег: Звёздная сага. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://boosty.to/sorvachev (дата обращения: 18.10.2025).
8. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: Преступление и наказание: Роман / М.: Мир книги, Литература, 2008. С. 41.
9. Бученков Г.А. Почему пала Белогорская крепость? (Обзор повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://samlib.ru/editors/b/buchenkow_g_a/pochemupalabelogorskajakrepostxobzorpowestiaspushkinakapitanskajadochka-2.shtml(дата обращения: 18.10.2025).
[1] Гиноцентризм – это точка зрения, которая ставит женщин и женскую перспективу в центр анализа или мировоззрения, рассматривая женские представления как универсальные нормы.