Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Домашняя кабала" и декретный отпуск: "Работница"-1927 защищает женщин

Читаю журналы 20-х годов. Много читаю и давно. И кажется мне, что представление о 20-х у нас очень такое... лоскутное. Через литературу и кино во многом. Нет, там много хорошего было из книг - от Ильфа и Петрова до "Кортика", "Бронзовой птицы" и "Выстрела"... Мы всё это читали в детстве. И кино смотрели - и "Трактир на Пятницкой", и "Белое солнце пустыни"... А всё же когда листаешь почти столетней давности журналы, понимаешь, сколько граней реальности скрылись под пылью десятилетий... Какими были они, женщины 20-х? Разными. Но посмотрите на обложку "Работницы" за 1927 год: вот лицо того времени. Без косметики, без прикрас - из тьмы выступает лицо женщины. Сколько ей лет? Что в этих глазах?.. Долго меня не отпускал этот портрет. К сожалению, в те годы не всегда в журнале можно было найти выходные данные и автора фотографии. А "Работница" в этом номере поднимает важную тему: о "домашней кабале". Сейчас принято говорить о материнстве как о бесконечном счастье, о "мамочках" и "ангелочках

Читаю журналы 20-х годов. Много читаю и давно. И кажется мне, что представление о 20-х у нас очень такое... лоскутное. Через литературу и кино во многом. Нет, там много хорошего было из книг - от Ильфа и Петрова до "Кортика", "Бронзовой птицы" и "Выстрела"... Мы всё это читали в детстве. И кино смотрели - и "Трактир на Пятницкой", и "Белое солнце пустыни"... А всё же когда листаешь почти столетней давности журналы, понимаешь, сколько граней реальности скрылись под пылью десятилетий...

Какими были они, женщины 20-х?

Разными. Но посмотрите на обложку "Работницы" за 1927 год: вот лицо того времени. Без косметики, без прикрас - из тьмы выступает лицо женщины. Сколько ей лет? Что в этих глазах?..

"Работница", 1927г., №22
"Работница", 1927г., №22

Долго меня не отпускал этот портрет. К сожалению, в те годы не всегда в журнале можно было найти выходные данные и автора фотографии.

А "Работница" в этом номере поднимает важную тему: о "домашней кабале". Сейчас принято говорить о материнстве как о бесконечном счастье, о "мамочках" и "ангелочках". Большинство, правда, усмехнётся: реальность с болезнями, ушибами, кризисами возраста, бессонницей и тревогами отнюдь не похожа на глянцевые картинки.

И всё же современность не сравнить со столетним прошлым...

"Работница", 1927г., №22
"Работница", 1927г., №22

Коллаж в те годы - излюбленный приём прессы. Он вмещал куда больше смыслов, был динамичным, ну и позволял экономить пространство журнала.

Вглядимся - компоновка фотографий очень выразительна. В каждом фото - склоненная голова. В каждом фото - занятые руки, которые чистят, стирают, шьют, гладят, ухаживают за ребенком.

Бесконечная работа, беспросветная. Воспитание детей? В промежутках между бытом.

"Работница", 1927г., №22
"Работница", 1927г., №22

Что имелось в виду под лозунгом "Коммунизм освободит работницу от домашней кабалы"?

Во-первых - детские сады. Ясли. С присмотром за детьми были трудности: маленьких страшно бросить, а ведь надо и к колодцу сходить, и в лавочку за хлебом сбегать...

Выход на работу был необходимостью - мало у кого жизнь была сытой и богатой.

А что же муж?

Не каждой доставался семьянин, который хотя бы трезвый придёт в дом. А уж помогать с детьми - это уж если очень повезёт. Случалось, конечно. Но всё же сильны были предрассудки, что дети - "бабье дело".

"Работница" встаёт на защиту женщин. Конечно, сейчас, упоминая о "величайшем достижении Октябрьской революции", которая дала женщинам тот самый "декретный" отпуск "8 недель до родов, 8 недель после" я рискую услышать презрительное: "Ну, забота! На работу через два месяца после родов! Эксплуатация!" С наших позиций - бесконечно мало. Для того времени - достижение. Где в мире было больше? Где в мире - было?

"Работница", 1927г., №22
"Работница", 1927г., №22

Журнал честно пишет, что невозможно было раньше встретить женщину, родившую несколько детей и сохранившую здоровье и жизнерадостность.

А что же в 1927 году, через десять лет после Октября?

А ничего. Закон направлен на сохранение здоровья женщины, но на 3-4 день она принимается за тяжёлую домашнюю работу. Стирка (и не забудь натаскать воды из колодца), да ещё же и дров надо наколоть, воду нагреть, оттереть со щёлоком... Готовка - а порой и выпечка хлеба. Продолжите уж сами, что там по списку домашних дел...

Работницы в 30 лет часто похожи на пятидесятилетних.
"Работница", 1927, №22

Журнал говорит о том, что на время декретного отпуска надо бы брать помощницу из тех средств, что выделяются страховой кассой по беременности, родам и кормлению.

Но... Кто мог себе позволить потратить эти деньги на помощницу? Да и где взять-то её?

Мужья часто относились к женам хуже, чем к "стельным коровам"...

Тут же в журнале заметка "Суд и быт":

-5

Муж пьёт, избивает жену. Развод уже возможен, но попробуй избавиться от буяна, почувствовавшего безнаказанность! После раздела имущества свою долю бывший муж пропил - и пришёл обратно. Грозил, что разделается со всеми, "как повар с картошкой". Бросил в лицо жене миску с едой - обварил её. Схватился за нож, воткнул Чернышовой в руку, а когда несчастная бросилась на двор, выхватил из-под лавки топор... Да выронил его из рук. Обезумевшая от ужаса и отчаянья Чернышова схватила топор и дважды ударила мужа... И упала, лишившись чувств.

Губернский суд оправдал Чернышову.

Вот такие были реалии. Работа для женщины в то время вопрос выживания. И вопрос самоуважения. Финансовой независимости от "хозяина", который относился к женщине как к скотине. Все эти женсоветы, работа делегаткой, рабкоркой, учёба в кружках, участие в общих делах возвращали женщине достоинство и веру в себя. Среди таких же они чувствовали себя силой.

Такие дела... И когда я в очередной раз читаю в соцсеточках, что большевики отобрали у женщины её исконное предназначение быть женой и матерью, погнали на работу и теперь, мол, никто рожать не хочет, а все карьеру делают вместо того, чтобы создавать уют и встречать мужа с кроткой улыбкой - я вспоминаю это лицо работницы с обложки.

Искренне ваша, Умная Эльза.