Найти в Дзене

Мой первый шторм и первое кораблекрушение

Эпиграф Истина это не та истина, которая записана словами, которую все знают. Истина это та истина, которая зашла в сердце. История приключилась очень давно, нельзя сказать, что в юности, нельзя сказать, что в детстве. История приключилось в моем пацанстве. Мне такое пришлось пережить, абсолютно неподготовленным, в 12 лет. Я был по факту шлюпочным старшиной с командой таких же пацанов на небольшой шлюпке ЯЛ 4. Мы тренировались и на веслах и под парусами без всякого взрослого присмотра. Ужас, ужас, ужас. *Другие статьи досуговой учебно - познавательнойи ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications Рис.1 Гонки на шлюпках Ял 6 под весдами: сила, выносливость , командный дух.. На фото парусно - гребная шлюпка ЯЛ 6. На шлюпке кроме весел есть и парусное вооружение "Разрезной Фок". Паруса четырех-угол

Эпиграф

Истина это не та истина, которая записана словами, которую все знают. Истина это та истина, которая зашла в сердце.

История приключилась очень давно, нельзя сказать, что в юности, нельзя сказать, что в детстве. История приключилось в моем пацанстве.

Мне такое пришлось пережить, абсолютно неподготовленным, в 12 лет. Я был по факту шлюпочным старшиной с командой таких же пацанов на небольшой шлюпке ЯЛ 4.

Мы тренировались и на веслах и под парусами без всякого взрослого присмотра. Ужас, ужас, ужас.

*Другие статьи досуговой учебно - познавательнойи ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис.1 Гонки на шлюпках  Ял 6 под весдами:  сила, выносливость , командный дух..
Рис.1 Гонки на шлюпках Ял 6 под весдами: сила, выносливость , командный дух..

На фото парусно - гребная шлюпка ЯЛ 6. На шлюпке кроме весел есть и парусное вооружение "Разрезной Фок".

Паруса четырех-угольные. Мачта деревянная, которая снимается и укладывается вдоль шлюпки, это все можно проделать на воде, на ходу. Паруса прикреплены к рее (рейку), ставятся - поднимаются выбиранием фала, убираются ( потравливанием) фала. Точнее поднимается фалом реек, и он же при вытравливании фала опускается вниз.

   С этой незатейливой парусной шлюпки начиналась парусная карьера многих яхтсменов и профессиональная карьера моряков в России.

 Шлюпки такого типа использовались как спасательные на крупных судах на случай кораблекрушения до недавнего времени.

Рис. 2. ЯЛ 4 под парусами, так у меня в архиве подписано. Это Владивосток.
Рис. 2. ЯЛ 4 под парусами, так у меня в архиве подписано. Это Владивосток.

Никак не могу определить на фото выше визуально: это ЯЛ 6 под шесть гребцов, или это ЯЛ 4 под четырех гребцов, В моем архиве написано "Четвёрка под парусами", но сомнения меня мучают.

И так, как же все приключилось.

Мы бесцельно и беспечно ходили под парусами, наслаждаясь погодой и парусным ходом. И шлюпка нам представлялась настоящим парусным фрегатом с прочными дубовыми сиденьями - банками, такими же стланями - "рыбинами", с носовой треугольной дубовой решетчатой банкой, которая уж точно шлюпку делала похожей на парусный корабль. Паруса назывались не так прозаично, как на швертботе: грот и стаксель, а по настоящему, по морскому: Фок и кливер.

Рис. 3. На фото модель шлюпки. По сравнению со швертботом, у меня уже  был самодельный швертбот "Мот", шлюпкам производила на меня капитальное "морское " впечатление
Рис. 3. На фото модель шлюпки. По сравнению со швертботом, у меня уже был самодельный швертбот "Мот", шлюпкам производила на меня капитальное "морское " впечатление

Однако небо как-то быстро потемнело. Пришел жёсткий ветер. На акваторию из города летели по небу ветки деревьев и бумага, кровельное железо и другой, вполне себе серьезный мусор, в далёкие я увидел небольшие "вертушки" смерчей над поверхностью воды.

На первых шквалах мы пытались вернуться примерно в галфвинд к совсем близкому берегу.

Мы были на двух небольших шлюпках ЯЛ 4, шли под парусами. Первая шлюпка была метров 100 впереди нас. Их здорово приложило, они не успели потравить фок и кливер. Они накренились и полностью залились водой по планширь, их шлюпка "присела" по самый верх бортов в воду. Шлюпка деревянная не тонет, но и идти никуда и никак притопленная не может. И все-таки наши друзья смайнали (убрали) паруса. Я был в полной наивной уверенности, что смогу отбуксировать своим ялом затопленную шлюпку товарищей на буксире к берегу. Подошёл к ним с наветренной стороны, фок и кливер растравил, но их шкоты начали бить кнутами, пришла сознанка, что кого-нибудь шкотами зашибет. Наша шлюпка навалила на затопленную, мы пытались забрать попавших в беду товарищей к себе на борт, но наши ровесники были деморализованы сидя в воде не могли двигаться. Наши беспомощные попытки завести буксирный трос, которого не было и в помине на борту и который нужно было из чего-то сделать не увенчались успехом.

Нас потащило вперёд, никаких буксировочных концов мы конечно не успели завести, поскольку к этому не готовились, не знали как готовиться.

Потом соскользнули из "сцепки" с затопленной шлюпкой. Нас протолкнул вперёд ветер и волна.

Рис. 4 На фото тоже ЯЛ по парусами, но это похоже Новороссийск
Рис. 4 На фото тоже ЯЛ по парусами, но это похоже Новороссийск

На шквалах нас здорово закренило, и мы уже сами зачерпнули через борт внутрь шлюпки воды. Непонятно, почему я развернул шлюпку по ветру, и рявкнул "рубить" парус. Мальчишка пытался раздать фал на нагеле, утянутый Х образной укладкой, как на утке. Закричал мне:" У меня не получается! "Глаза у него были круглые, большие и полные ужаса. Я почему то громко заорал на него: "Режь фал!" Шлюпочный боцманский нож был закреплен на банке возле мачты. Мальчишка перерезал фал и реек вместе с парусом упал на готовы команде, кого то ушибло. Но с этого момента движение шлюпки по ветру и волне стабилизировалась.

Рис. 5 Именно такой боцманский нож со свайкой был у нас на шлютке.
Рис. 5 Именно такой боцманский нож со свайкой был у нас на шлютке.

И я понял: ситуация примерно под контролем. Вычерпали воду и через мандраж и тряску стали успокаиваться. Нужно было выстроить дальнейший план "спасения". Про запасные порты укрытия я ничего в ту пору не знал, что они должны быть на маршруте и подходы к ним должны быть изучены, хотя бы по картам. Но это уже другая история.

Не было никаких знаний, не говоря об умениях, как вести себя в жёстких ветровых условиях. Действовал, как не прошкуренный салага, про погоду ничего не знал и не думал. Небольшой навык хождения на швертботах был. Но шлюпку я воспринимал, как объект из другой реальности, считая что на шлюпках все должно быть как-то по своему, по другому. Так оно и есть, имеются существенные отличия в нюансах. Длинный неглубокий прямой киль, как у настоящего многомачтового парусного барка. Одна лишь команда "Вынести кливер на ветер" ( при повороте оверштаг), чего стоит. Короче я устремился за своим приятелем, который шел на другой шлюпке, к "спасительному" берегу. А это то была не совсем правильная тактика. Буксировать своего затопленного приятеля не получилось. Забрать к себе на борт терпящий бедствие экипаж, тоже не получилось. Но одного мальчишку мы все таки затащили к себе на борт. Звали его почему-то Валек, как толстую часть шлюпочного весла рядом с рукоятью, которую держит гребец. Валек был ранен, из плеча текла кровь, его перевязали, как смогли.

Рис. 5 Весло вальковое. По правому борту ближе корме садился самый сильный гребец из экипажа, он задавал темп.  У него было специальное утяжеленную весло, чтобы он не загонял остальных гребцов бодьшим темпом своей гребли. В вальке загребного весла был замурован свинцовый утяжилитель который обеспечивал силовую "гармонию" в экипаже гребцов.
Рис. 5 Весло вальковое. По правому борту ближе корме садился самый сильный гребец из экипажа, он задавал темп. У него было специальное утяжеленную весло, чтобы он не загонял остальных гребцов бодьшим темпом своей гребли. В вальке загребного весла был замурован свинцовый утяжилитель который обеспечивал силовую "гармонию" в экипаже гребцов.

Понятно, что нужно было заранее "натаскивать" свой экипаж и самого себя на действия в таких условиях. Скорее всего можно и нужно было сразу срубить паруса, а потом уж действовать по обстоятельствам.

На шлюпочных парусах, если правильно помню, было два ряда рифов, с этим тоже можно работать.

Теперь уже можно сказать, что ход по ветру под рангоутом было нормальной тактикой, которая получилась сама собой.

Единственное нужно было по возможности приближаться к берегу, или к удалённому укрытию на берегу на длинной траектории. При этом ветер и волна работали бы в бакштаг, под углом с кормы, по морскому с левой раковины, англичане сказали бы port quarter, написал по памяти, может и неправильно. На самом деле все не так было прост:, на другой шлюпке погибли мои ровесники и я до сих пор себя в этом виню, что действовал не умело и не смог их спасти. Скелет в шкафу и горечь.