Найти в Дзене

Эрмитаж. Помпейская, или Малая столовая

Величественная резиденция российских монархов поражает воображение своими масштабами: более тысячи помещений, сотни парадных залов и личных апартаментов. В залах и гостиных Зимнего дворца, служивших парадными и жилыми покоями императорской семьи, запечатлена целая эпоха. Эти помещения - не просто архитектурные шедевры, но и живые свидетели перемен в эстетических вкусах российских венценосцев, а также воплощение таланта зодчих, творивших в разные времена. Помпейская, или Малая столовая в Зимнем дворце (зал № 188). Фото автора. Фото автора. Среди этого архитектурного многообразия особое место занимали комнаты, предназначенные для трапез императорской семьи. В правление императора Николая I практически все они располагались в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, поскольку покои императрицы объединяли большую семью. На её территории располагались три столовые: Арапская столовая, Помпейская, или Малая, столовая и Большая столовая. Эти столовые, наряду с гостиными, входили в парад

Величественная резиденция российских монархов поражает воображение своими масштабами: более тысячи помещений, сотни парадных залов и личных апартаментов. В залах и гостиных Зимнего дворца, служивших парадными и жилыми покоями императорской семьи, запечатлена целая эпоха. Эти помещения - не просто архитектурные шедевры, но и живые свидетели перемен в эстетических вкусах российских венценосцев, а также воплощение таланта зодчих, творивших в разные времена.

Помпейская, или Малая столовая в Зимнем дворце (зал № 188). Фото автора.
Помпейская, или Малая столовая в Зимнем дворце (зал № 188). Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Среди этого архитектурного многообразия особое место занимали комнаты, предназначенные для трапез императорской семьи. В правление императора Николая I практически все они располагались в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, поскольку покои императрицы объединяли большую семью. На её территории располагались три столовые: Арапская столовая, Помпейская, или Малая, столовая и Большая столовая. Эти столовые, наряду с гостиными, входили в парадную часть покоев. С одной из них мы сегодня познакомимся и узнаем историю её появления.

Фото автора.
Фото автора.

Итак, Малая столовая расположена в северо-западной части Зимнего дворца, рядом с Малахитовой гостиной. Один из самых известных интерьеров дворца именуется именно так - Малая столовая. Зал по праву входит в пантеон самых знаменитых помещений Зимнего дворца. Его рождение связано с перестройкой северо‑западного ризалита, которой руководил зодчий, один из основоположников русского классицизма Иван Егорович Старов (1745–1808). Хотя зал неизменно оставался частью императорских покоев, тайна его первозданного убранства скрылась в пламени пожара 1837 года, от той эпохи почти не осталось свидетельств. Да, после катастрофического пожара 1837 года, который поставил под угрозу существование Зимнего дворца, развернулись масштабные работы по возрождению его интерьеров. Ключевую роль в этом процессе сыграл архитектор Брюллов.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Именно Александр Павлович Брюллов в 1830‑х годах создал для императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I новые интерьеры столовой. Это был не просто обеденный зал - это была поэма в камне и краске, посвящённая погибшему, но бессмертному городу Помпеи. Незадолго до начала реставрационных работ художник побывал в Италии и лично участвовал в раскопках Помпей. Благодаря этому опыту он сумел привнести в петербургскую резиденцию отголоски античного Рима. Брюллов не стремился к буквальному воспроизведению древних образцов - он переосмысливал античное наследие, переводя его на язык художественной эстетики XIX века. Ему удалось сохранить дух древности, избежав слепого копирования. В оформлении зала мастер применил ярусную композицию: стены были разделены на уровни с помощью утончённых бордюров.

Фото автора.
Фото автора.

Цветовая палитра - сочетание белого, красного, синего и чёрного - отсылала к колористике помпейских фресок. Однако наиболее впечатляющим элементом стала техника исполнения - скальоло. Это кропотливая методика инкрустации искусственным мрамором, которая требовала исключительного мастерства. Процесс выглядел следующим образом: на медные основы накладывали цветной искусственный камень, затем аккуратно прорезали его в соответствии с задуманным рисунком, а образовавшиеся углубления заполняли материалом других оттенков. Результат - мерцающая, почти живая поверхность, где узоры словно проступают из глубины. Представьте, как в этот зал входила императорская чета. Свет падал сквозь окна, отражаясь в полированных поверхностях.

Фото автора.
Фото автора.

Взгляд цеплялся за: канделябры, чьи силуэты напоминали вертикальные орнаменты помпейских вилл; консольный столик с ножками в виде звериных лап — отсылка к треножникам, найденным археологами; паркет сложного геометрического рисунка, где линии сплетались, как узоры на античных мозаиках; фресковые мотивы - пальметты, маски, виньетки, - будто перенесённые со стен домов Помпей. Даже мелочи были продуманы: ящик для дров, экран у камина, плевательница - всё выполнено в едином стиле.

Фото автора.
Фото автора.

Мебельный гарнитур (стол, консоль, диван, стулья, табуреты) изготовил мастер Гамбс по эскизам Брюллова. Каждый предмет становился частью большого повествования об античности. Здесь обедали не пышными приёмами, а в узком кругу - от двух до двенадцати человек. Николай I и Александра Фёдоровна часто оставались наедине, наслаждаясь уединённой атмосферой. Время словно замедлялось в этих стенах, где древнеримские мотивы соседствовали с комфортом XIX века.

Фото автора.
Фото автора.

Но эпоха не вечна. К концу столетия мода сменилась и в 1894-1895 годах при оформлении покоев к свадьбе Николая II и Александры Федоровны этот уникальный интерьер Помпейской столовой был демонтирован. Однако следы античного чуда сохранились: столешница от консольного стола в технике скальола - теперь в кабинете Николая II (зал № 181); паркет, перенесённый в Бильярдную Николая II (зал № 177); предметы мебельного гарнитура, представленные в экспозиции Эрмитажа.

Фото автора.
Фото автора.

Архитектор русской школы Александр Федорович Красовский (1848—1918), творец изысканных пространств и хранитель традиций, оставил неизгладимый след в истории российского зодчества, будучи приглашенным для воплощения идей нового интерьера Зимнего дворца. С 1893 года Красовского ожидала ответственная миссия - восстановление исторического облика величайшего дворцового ансамбля империи, именно тогда талантливый художник взялся за реставрационные работы в сердце императорских покоев, подарив нам ныне известные шедевры искусства, такие как великолепие Висячего сада и благородство Эрмитажного театра (1894—1897).

Фото автора.
Фото автора.

Особая гордость архитектурного наследия Красовского - создание уникального пространства Малой столовой, бережно перенесённой из утраченной некогда Помпеянской столовой, преображённое в духе изящного стиля второго рококо. Пространство поражало своей легкостью и воздушностью, здесь господствовала элегантность форм и утонченность декоративных элементов, каждый штрих отражал эпоху зрелости французского вкуса, заставляя восхищенно замереть перед очарованием гедонистического века восемнадцатого столетия.

Фото автора.
Фото автора.

В традициях искусства XVIII века выдержана и мебель мастерской Роберта Францевича Мельцера, чьи изделия отличались гармонией пропорций и роскошью отделки, словно бы отсылая нас в атмосферу роскоши придворных салонов Екатерины Великой. В XIX веке мебельная мастерская династии Мельцеров заняла ведущие позиции среди производителей мебели в России, причём особенно заметным было её влияние в Санкт‑Петербурге. История предприятия началась с Фридриха Иоганна (Фёдора Андреевича) Мельцера, который в 1860‑х годах приобрёл мебельное производство А. И. Тура. После кончины основателя семейное дело не прекратилось - его успешно развивали сыновья. Среди них особо выделяется Роман Фёдорович (Роберт‑Фридрих) Мельцер, впоследствии прославившийся как талантливый архитектор и дизайнер.

Фото автора.
Фото автора.

Потолок и стены столовой мягко мерцают пастельными оттенками, играя светом и тенью. Стены покрыты нежно-палевым цветом, который контрастирует с ослепительно белым узором лепных карнизов и резных панно, венчавших интерьер. Четыре гипсовые рамы с причудливыми формами лавровых листьев, фигурных цветов и раковин украшают простенки зала, создавая иллюзию парящих облаков и радуя глаз своими игривыми мотивами.

Фото автора.
Фото автора.

Особое внимание привлекают шпалеры, бережно сохранённые ещё со времен царствования императрицы Елизаветы Петровны. Их создали искуснейшие мастера петербургской фабрики, славившейся своим высоким уровнем мастерства и тонким вкусом. Изящные полотна рассказывают нам о континентах мира, представляя Азию, Африку и Америку, будто приглашая гостей совершить путешествие сквозь века и океаны. Каждая шпалера представляет собой аллегорию: часть света изображается в образе женщины, которую окружают характерные атрибуты — животные, растения, бытовые предметы и архитектурные элементы, а также пейзаж и второстепенные персонажи.

Фото автора.
Фото автора.

Рядом расположено полотно с изображением лебедей, исполненное в 1758 году, величественно возвышающееся над старинным камином, завораживая взглядом красоты северной природы.

Малую столовую часто именуют Белой благодаря её преимущественно светлой цветовой гамме. Тем не менее стены помещения окрашены в нежный палевый оттенок, контрастирующий с потолком. Так бережно воплотил Красовский своё видение прекрасного, вдохнув новую жизнь в дворец и сохранив наследие великих мастеров прошлого, чтобы мы могли сегодня наслаждаться гармонией старины и шармом минувших эпох.

Фото автора.
Фото автора.

В этой уютной обстановке собиралась семья последнего российского императора Николая II на совместные обеды и ужины, что придаёт помещению особую историческую значимость и глубину. Однако с июля 1917 года, после отречения императора, апартаменты Николая II и его супруги Александры Фёдоровны были заняты Временным правительством. В ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде произошла резкая смена власти. Министры Временного правительства, которые заседали в Малахитовом зале с видом на Неву, переместились в соседнюю Малую столовую. Именно здесь, в 2 часа 10 минут ночи 26 октября 1917 года, они были арестованы красногвардейцами, что стало знаковым моментом в истории страны.

Фото автора.
Фото автора.

Малая столовая, несмотря на то, что утратила своё первоначальное великолепие, продолжает оставаться важной частью истории Зимнего дворца и представляет собой символ культурного наследия России. Повторюсь, это помещение, известное под названием Белая столовая, привлекает внимание своим светлым и воздушным интерьером, который создает атмосферу лёгкости и уюта.

Фото автора.
Фото автора.
Помпейская, или Малая столовая в Зимнем дворце (зал № 188). Фото автора.
Помпейская, или Малая столовая в Зимнем дворце (зал № 188). Фото автора.

В 1920-х годах, когда оформление жилых интерьеров северо-западного ризалита было разрушено, Малая столовая, благодаря своей исторической значимости, избежала этой участи. К сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции, в контексте переосмысления исторического наследия, это помещение стало объектом внимания и заботы со стороны властей, что позволило сохранить его уникальность и атмосферу. Таким образом, Малая столовая остаётся не только архитектурным памятником, но и важным свидетельством истории, которое хранит в себе память о важных событиях и людях, связанных с этим местом.

Константин Андреевич Ухтомский (1818-1881). Виды залов Зимнего дворца. Помпейская или Малая столовая. Цикл акварелей с видами залов Зимнего дворца К. А. Ухтомский создавал с 1860 по 1866 год. Работы были выполнены по высочайшему повелению императора Александра II.
Константин Андреевич Ухтомский (1818-1881). Виды залов Зимнего дворца. Помпейская или Малая столовая. Цикл акварелей с видами залов Зимнего дворца К. А. Ухтомский создавал с 1860 по 1866 год. Работы были выполнены по высочайшему повелению императора Александра II.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.