Найти в Дзене

Эрмитаж. Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — это не просто архитектурное сооружение, а настоящая энциклопедия стилей и культурных эпох, воплощенная в камне. Современный облик дворца, завершенный в 1762 году, является великолепным образцом барокко. Строительство дворца велось с 1754 по 1762 год. Интерьеры дворца неоднократно изменялись, адаптируясь к требованиям различных царственных владельцев, что придает ему особую историческую ценность. Служивший императорской резиденцией, дворец стал символом могущества Российской империи. Зимний дворец. Фото автора. Зимний дворец был спроектирован архитектором Бартоломео Растрелли, чье мастерство в создании грандиозных и выразительных форм стало основой его архитектурного стиля. Дворец отличается обилием декоративных элементов, таких как колоннады, скульптуры и изысканные карнизы. Главный фасад, выполненный в ярких оттенках зеленого и белого, создает впечатление легкости и воздушности, что характерно для стиля барокко. Внутренние интерьеры дворца также пор

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — это не просто архитектурное сооружение, а настоящая энциклопедия стилей и культурных эпох, воплощенная в камне. Современный облик дворца, завершенный в 1762 году, является великолепным образцом барокко. Строительство дворца велось с 1754 по 1762 год. Интерьеры дворца неоднократно изменялись, адаптируясь к требованиям различных царственных владельцев, что придает ему особую историческую ценность. Служивший императорской резиденцией, дворец стал символом могущества Российской империи.

Зимний дворец. Фото автора.
Зимний дворец. Фото автора.

Зимний дворец был спроектирован архитектором Бартоломео Растрелли, чье мастерство в создании грандиозных и выразительных форм стало основой его архитектурного стиля. Дворец отличается обилием декоративных элементов, таких как колоннады, скульптуры и изысканные карнизы. Главный фасад, выполненный в ярких оттенках зеленого и белого, создает впечатление легкости и воздушности, что характерно для стиля барокко. Внутренние интерьеры дворца также поражают своим великолепием. Каждое помещение было оформлено с учетом предпочтений различных императоров, которые сменяли друг друга. От роскошных залов, украшенных золотыми лепнинами и мраморными колоннами, до уютных кабинетов — каждый уголок дворца рассказывает свою историю.

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца. Фото автора.
Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца. Фото автора.
Гербовый зал Зимнего дворца. Фото автора.
Гербовый зал Зимнего дворца. Фото автора.

После завершения строительства парадные гостиные Зимнего дворца служили важным местом для приёма членов императорской семьи, а также для проведения различных семейных торжеств и официальных мероприятий. При этом, каждый новый правитель вносил свои изменения в интерьеры, добавляя элементы, отражающие его личные предпочтения и политические амбиции. Так, при Екатерине II дворец стал центром культурной жизни, где собирались лучшие умы того времени.

Малазитовый зал. Зимнего дворца. Фото автора.
Малазитовый зал. Зимнего дворца. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В числе этих великолепных парадных помещений выделяется Малахитовая гостиная, которая стала одной из самых известных и запоминающихся визитных карточек Государственного Эрмитажа. Когда посетители входят в Зимний дворец через главный вход и поднимаются по величественной Иорданской лестнице, они попадают в Невскую парадную анфиладу.

Фото автора.
Фото автора.

Эта анфилада, состоящая из трёх великолепных залов (Аванзал, Николаевский и Концертный), и ведёт к Малахитовой гостиной, которая по праву считается одним из самых изысканных помещений дворца. История Малахитовой гостиной полна драматических событий. Она пережила пожар и стала свидетелем множества политических интриг и игр. Построенная для императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, эта гостиная использовалась императорской семьёй для проведения различных семейных мероприятий.

Фото автора.
Фото автора.

Здесь проходили праздничные обеды и ужины, домашние концерты и музыкальные вечера, а также члены семьи собирались в этом уютном зале перед выходами на официальные мероприятия. Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца. Она являлась своеобразным "пограничным" помещением между парадными залами и личными покоями императрицы. Это пространство было не только репрезентативным, но и служило связующим звеном между формальной частью дворца и более интимной, семейной атмосферой.

Фото автора.
Фото автора.

В этом зале, члены императорской семьи собирались перед строго регламентированными парадными выходами — церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви, а также в Тронный зал, что добавляет ещё одну грань к её значению в архитектурной и культурной композиции Зимнего дворца. Каждый элемент интерьера, каждая деталь оформления этого зала пронизаны духом истории и величия российской империи. Гостиная - настоящая сокровищница, хранящая воспоминания о величественных событиях и личных моментах жизни императорской семьи.

Фото автора.
Фото автора.

Когда вы входите в Малахитовую гостиную, вас сразу же охватывает ощущение, будто вы попали в мир зелени и роскоши. Стены и колонны, отделанные малахитом, создают эффект, словно вы находитесь в сердце зеленого леса. Этот минерал, известный своими ярко-зелеными оттенками и характерными узорами, наполняет пространство живительной энергией и создает атмосферу уюта. Кроме того, в оформлении зала использованы хрустальные элементы и дорогие породы дерева, которые придают интерьеру дополнительную изысканность.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Над каминами, выполненными с особым вниманием к деталям, висят зеркала, которые не только служат декоративным элементом, но и визуально увеличивают пространство, создавая иллюзию бесконечности. Малахитовая гостиная была создана в 1838–1839 годах выдающимся архитектором Александром Брюлловым. Это произошло в рамках восстановления Зимнего дворца после разрушительного пожара 1837 года. Брюллов, вдохновленный работами Огюста де Монферрана, который ранее оформлял гостиную императрицы Александры Федоровны, воспроизвёл гармоничное композиционное решение стен, придавая новому залу особую атмосферу роскоши.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

До пожара, этот великолепный зал носил название Яшмовой, так как его колонны, пилястры и камины были отделаны серо-фиолетовым камнем яшмы. Однако после пожара, по желанию императора Николая I, в отделку интерьера был включен редкий полудрагоценный камень — малахит. Это решение не было случайным, ведь уже во второй половине XVIII века и в первой трети XIX века этот красивый минерал стал популярным в России для создания различных предметов искусства: шкатулок, ваз и подсвечников. После открытия в начале 1830-х годов грандиозных залежей этого минерала на руднике, принадлежащем Демидовым в Меднорудянске, неподалеку от Нижнего Тагила, появилась возможность использовать этот камень в более широком масштабе, включая отделку интерьеров.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В интерьере, который мы сейчас рассматриваем, можно выделить впечатляющие малахитовые колонны, пилястры, камины и вазы, а также множество деталей, которые являются элементами оформления мебели. Все эти элементы были созданы с использованием трудоемкой и сложной техники, известной под названием "русская мозаика". Эта техника заключается в том, что на заранее подготовленную основу аккуратно наклеиваются тонкие пластинки малахита, толщина которых варьируется от двух до четырёх миллиметров.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Между этими пластинками заполняются стыки малахитовым порошком, после чего вся поверхность тщательно зашлифовывается. В результате такого процесса создается иллюзия, будто бы использовался цельный кусок малахита, что придаёт интерьеру особую выразительность и роскошь. Яркость и декоративные качества малахита стали основными факторами, которые определили выбор архитектора Брюллова при оформлении зала. Он использовал малахит не только как основной элемент, но и добавил другие колористические акценты, которые делают пространство поистине уникальным.

Фото автора.
Фото автора.

В частности, Брюллов перекрыл гостиную великолепным сводчатым потолком, который был украшен изысканным вызолоченным орнаментом. Золото также использовалось для создания сложных узоров на дверях зала, что добавляет ещё больше роскоши и величия этому помещению. Изобилие позолоты и малахита настолько впечатляло современников, что они начали называть эту гостиную не только Малахитовой, но и Золотой. И это не случайно, ведь благодаря стараниям Брюллова во дворце появилась ещё одна Золотая гостиная, о которой мы поговорим в других публикациях.

Фото автора.
Фото автора.

Интересно отметить, что после разрушительного пожара удалось спасти множество предметов интерьера, и часть из них до сих пор сохраняется в гостиной. Например, мебельный комплект, созданный известным мастером Гамбсом, по-прежнему радует глаз посетителей. Однако настенная роспись с тремя аллегорическими фигурами, к сожалению, была утрачена, и её пришлось воссоздавать заново. Это свидетельствует о том, насколько важны эти элементы для сохранения исторической и культурной ценности интерьера.

Фото автора.
Фото автора.

Воссоздание таких произведений искусства требует большого мастерства и внимательности, чтобы они соответствовали оригиналу и передавали ту атмосферу, которая царила в этом великолепном зале. Таким образом, каждый элемент интерьера, от малахитовых колонн до позолоты на потолке, является свидетельством богатой истории и художественного наследия, которое стоит беречь и передавать будущим поколениям.

Фото автора.
Фото автора.

На протяжении всего девятнадцатого века архитектурно-декоративное оформление Малахитового зала оставалось неизменным, и он продолжал выполнять функцию "буферного" помещения, которое находилось между парадными и жилыми покоями. Это пространство служило своеобразным переходом между более официальными и торжественными зонами дворца и более уютными, личными комнатами.

Фото автора.
Фото автора.

В период с 1894 по 1895 годы интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца были подвергнуты новому оформлению, так как именно здесь после своей свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович, который в будущем стал известен как император Николай II, вместе со своей супругой. Тем не менее, уникальная отделка Малахитовой гостиной была бережно сохранена, что позволило сохранить историческую ценность этого помещения.

Фото автора.
Фото автора.

Особое внимание стоит уделить росписи, расположенной на стене напротив окон. Эта роспись является смысловым центром отделки зала и привлекает к себе внимание своим художественным замыслом. Интересно, что данная роспись существовала еще в Яшмовой гостиной, созданной знаменитым архитектором Монферраном. Когда началось восстановление дворца, Николай I поручил работу по реставрации этой росписи выдающемуся мастеру декоративной живописи первой половины XIX века Антонио Виги.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Художник выполнил заказ, точно воспроизведя первоначальный вариант росписи, что позволило сохранить историческую аутентичность. Центральная фигура из трех изображенных женщин представляет собой аллегорию Поэзии. Эта фигура была создана как копия медальона "Поэзия", который был выполнен Рафаэлем и венчал фреску "Парнас", находящуюся в комнате Станца делла Сеньятура в Папском дворце в Ватикане. По обе стороны от центральной фигуры находятся аллегорические изображения, олицетворяющие День и Ночь.

Фото автора.
Фото автора.

Эти фигуры были вдохновлены барельефами датского скульптора Бертеля Торвальдсена, что свидетельствует о высоком уровне художественного взаимодействия между различными видами искусства. Малахитовая гостиная является единственным сохранившимся примером оформления жилого интерьера с использованием малахита, что делает ее особенно ценной с исторической точки зрения. Сочетание ярко-зеленого цвета этого камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок придает интерьеру нарядный и торжественный вид. Это гармоничное сочетание цветов создает уникальную атмосферу, которая привлекает внимание и восхищает посетителей, позволяя им погрузиться в атмосферу роскоши и изящества, характерную для эпохи, в которую был создан этот великолепный зал.

Фото автора.
Фото автора.

Малахитовая гостиная - живая история, которая продолжает рассказывать о величии и роскоши Российской империи. Каждый, кто попадает сюда, ощущает атмосферу былого великолепия и красоты, что делает это место поистине уникальным. Эрмитаж, хранящий в своих стенах такие шедевры, как Малахитовая гостиная, остаётся важнейшим культурным центром, который продолжает привлекать внимание и восхищение людей со всего мира.

Фото автора.
Фото автора.

Зимний дворец - это не просто архитектурное сооружение, а целая эпоха, воплощенная в камне и искусстве. Его уникальное сочетание стилей, богатая история и культурное значение делают его неотъемлемой частью наследия России. Посещение Зимнего дворца - это возможность прикоснуться к истории, увидеть великолепие императорской России и насладиться красотой архитектуры XVIII века.

Фото автора.
Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.