Александринский театр — это не просто культурное учреждение, а настоящий символ русского театрального искусства, чья история неразрывно связана с судьбой самой России. Он является живым воплощением театральных традиций и прямым участником важнейших событий культурной жизни нашей страны. Именно на этой сцене рождались бессмертные премьеры, творили великие режиссёры, а в стенах театра до сих пор живёт память о пышных императорских приёмах и судьбоносных революционных преобразованиях.
Сегодня Александринский театр, сохраняя статус одной из ведущих театральных площадок страны, предлагает зрителю уникальный опыт, сочетающий прикосновение к истории с современными сценическими экспериментами. Однако посещение этого храма искусства — палка о двух концах: за роскошью золочёных интерьеров и мощью театральных традиций скрываются вполне земные проблемы, связанные с комфортом. Александринский театр является наглядным примером того, как величие прошлого и бытовые сложности настоящего существуют в неразрывном единстве.
От Елизаветы до наших дней
История Александринского театра ведёт своё начало с 30 августа 1756 года, когда указом императрицы Елизаветы Петровны был учреждён первый в России государственный публичный театр. Изначально императорская драматическая труппа выступала в разных помещениях, пока в 1832 году не обрела постоянное пристанище в величественном здании, построенном по проекту Карла Росси.
Театр, названный в честь супруги Николая I Александры Фёдоровны, быстро стал центром культурной жизни императорской столицы. Именно на его сцене состоялись премьеры знаковых произведений русской драматургии: "Горя от ума" Грибоедова, "Ревизора" Гоголя, "Грозы" Островского и знаменитой, хоть и провалившейся при первом показе, "Чайки" Чехова.
С падением монархии началась новая глава в жизни театра. Легендарный "Маскарад" Мейерхольда и Головина 1917 года стал последним спектаклем императорской сцены и символом уходящей эпохи. В советское время, получив статус академического и имя А.С. Пушкина, театр сохранил свои высокие традиции. Несмотря на вынужденную эвакуацию в годы Великой Отечественной войны, труппа продолжала работу, а в послевоенные десятилетия на сцене театра рождались эталонные постановки русской и мировой классики, воплощённые такими мастерами, как Леонид Вивьен, Георгий Товстоногов и Игорь Горбачёв.
В XXI веке Александринский театр, вернув себе историческое название, вступил в эру масштабного обновления. С приходом в 2003 году на пост художественного руководителя Валерия Фокина началась программа "Новая жизнь традиции", сочетающая бережное отношение к наследию и смелые сценические эксперименты. Была проведена масштабная реставрация, а сам театр получил статус Национального достояния.
Сегодня, под руководством художественного руководителя Никиты Кобелева, Александринка продолжает оставаться одной из ведущих театральных площадок страны, успешно соединяя в своём репертуаре классику и современность. Примечательно, что у театра теперь есть и вторая площадка — Новая сцена имени Всеволода Мейерхольда, открывшаяся в 2013 году на набережной реки Фонтанки. Однако данная статья посвящена главным образом Исторической сцене.
Практическая информация: как добраться и цены на билеты
Добраться до Александринского театра достаточно просто — он находится в самом центре Северной столицы. От станции метро "Гостиный Двор" до театра около 5-10 минут неспешной, почти интеллигентной аристократической ходьбы.
Если же вы решили добраться до театра на автомобиле, будьте готовы к пробкам на Невском проспекте и его величеству — платной парковке. К слову, машину лучше оставить на улице Зодчего Росси — у отдельно огороженной платной парковки слишком много плохих отзывов, да и охранники там, судя по всему, не слишком приветливые. А жаль — в таком культурном месте ведь работают.
Что касается цен на билеты — они очень разные, от слова совсем. Стоимость зависит от многих факторов: времени, даты, и, конечно, от самого спектакля. На не самый популярный спектакль места на второй ряд балкона 4 яруса можно найти за 400 рублей. Тогда как на условное "Лебединое озеро" в партер билет обойдется уже в 8000-9000 рублей.
В общем, попасть в театр можно с любым бюджетом, но не на любой спектакль и не в любой день. Хотя главный вопрос даже не в этом — а будет ли что-то видно с мест за 400 рублей? В среднем же стоит закладывать бюджет на билет в районе 3000-4000 рублей. Сами билеты рекомендую покупать онлайн — проблем с покупкой на официальном сайте театра замечено не было.
📍 Точные координаты: 59.931793, 30.336300.
"Браво, но не бис"
Уже на подходе к Александринскому театру чувствуешь его императорское великолепие. Историческое здание работы Карла Ивановича Росси впечатляет даже снаружи: могучий портик с колоннами, величественная квадрига Аполлона на аттике — символ торжества искусства. Сам фасад, украшенный скульптурами муз и античными барельефами, сразу настраивает на возвышенный лад.
Попадая внутрь, оказываешься в руках знаменитых капельдинеров и швейцаров в форменных ливреях — настоящих хранителей театральных традиций. Они торжественно открывают двери в мир, где царит дух позднего ампира. Внутреннее убранство театра — это бесконечное пиршество для глаз: лепнина, позолота, уникальные картины и роскошные светильники. Рассматривать все эти детали можно бесконечно.
Поднявшись по одной из парадных лестниц, вы оказываетесь у важнейшего атрибута театрального вечера — гардероба. Ведь театр, как известно, начинается с вешалки (я в свое время работал в театре, поэтому знаю это не как абстрактную фразу, а как суровую реальность). Когда сдаёте свою верхнюю одежду, как правило, очередей и проблем нет. Однако после спектакля здесь разворачивается настоящая драма: у гардеробов скапливается огромная очередь. Ждать своё пальто можно минут 20–30, а мне и вовсе попытались вручить чужое, просто чтобы побыстрее. На мой взгляд, грандиозный масштаб театра попросту требует соответствующего числа работников гардероба, но тут этот момент, увы, не продуман.
К счастью, у театра есть и другая, куда более величественная сторона, которую обязательно стоит увидеть. Пока ждёте второго звонка, обязательно поднимитесь на знаменитый центральный балкон Основной сцены — историческую лоджию Александринского театра. Изначально это было исключительно императорское место, доступное лишь избранным гостям Николая I. Со временем балкон стал площадкой для парадных приёмов, а сегодня сюда может попасть любой зритель. И, честно скажу, это стоит сделать, чтобы насладиться видом и на мгновение почувствовать себя частью светского раута прошлых эпох. Кстати, рядом расположен буфет (цены, отмечу, не низкие). Можно взять один из многочисленных напитков в паре с брускеттой и, удобно устроившись за столиком на балконе, наслаждаться видом на освещённый Екатерининский сад. Такая минута покоя и красоты позволяет по-настоящему проникнуться атмосферой театра и почувствовать себя царской особой.
Вот раздаётся второй звонок — пора в зал. Мы же не из тех, кто врывается при третьем, правда?
Зрительный зал — подковообразный, многоярусный, с ложами и просторным партером — это отдельное произведение искусства. Барьеры ярусов покрыты золочёным орнаментом, а пунцовая (исторически — голубая) обивка кресел создаёт невероятно тёплую и торжественную атмосферу. В центре — декорированная императорская ложа с орлами, держащими лавровые гирлянды ("дорого богато"). Плафон украшен росписями с нимфами и ангелами, а по углам притаились театральные маски. Современный занавес, кстати, создан по эскизам Александра Головина к легендарному "Маскараду".
Мы как раз были на этом спектакле. Это уникальная постановка, для которой даже подготовили специальную наклонную сцену, улучшающую обзор для зрителя и сочетающую в себе историческую реконструкцию с передовыми технологиями.
Однако у этого великолепия есть и обратная сторона — комфорт зрителя. В партере вместо кресел стоят простые стулья, а позади них — невысокие диваны, идущие полукругом. Сидеть на таком диване два часа — настоящее испытание: спина затекает, ноги немеют. Все зрители вокруг нас постоянно ёрзали, пытаясь найти удобное положение.
Второй момент касается балконов. Со своего места в партере я отчётливо видел, как зрителям на втором ряду бельэтажа — что уж говорить про второй ряд четвёртого яруса! — сцена была практически не видна. В итоге им пришлось провести весь спектакль стоя. Впечатление от зала, бесспорно, сильное, но об удобстве зрителей здесь явно не позаботились.
Впрочем, у этого театра есть способ компенсировать подобные недостатки — погрузить вас в свою богатейшую историю. Во время антракта стоит ненадолго заглянуть в Музей русской драмы, расположенный на третьем ярусе. В восьми залах хранится уникальная коллекция: сценические костюмы, реквизит и декорации из знаменитых постановок XIX-XX веков, созданные по эскизам Головина, Билибина, Альтмана. Здесь можно в деталях рассмотреть костюмы из того же "Маскарада" Мейерхольда и прикоснуться к живой истории старейшей драматической труппы России.
Вернувшись после антракта, мы досмотрели последние 40 минут спектакля "Маскарад. Воспоминания будущего". Спектакль замечательный — мощная игра актёров, современные видео-вставки и смелая интерпретация классики оставляют яркое впечатление. Костюмы, которые мы только что видели в музее, на сцене смотрелись просто шикарно. Зал долго и горячо аплодировал. Правда, встать с того самого дивана с затекшими ногами было испытанием, но мне это удалось, и свои овации от меня актёры получили.
И вот вы выходите из театра в вечерний Петербург. Здание, освещённое прожекторами, кажется ещё более монументальным. Смотришь на огни Екатерининского сада и Невского проспекта и понимаешь: несмотря на все нюансы, этот вечер определённо удался. Александринке — спасибо! И можно смело крикнуть: "Браво!" — "Браво, но не бис".
Заключение
Александринский театр — это не просто театр, а живой памятник, где театральная история России оживает в стенах, созданных Карлом Росси, и продолжается в каждом новом спектакле. Это место, где архитектурное великолепие и мощь театральной традиции сталкиваются с бытовыми неудобствами, создавая сложный, но незабываемый опыт.
Итоговая оценка в моём рейтинге "Нескучный Петербург":
⭐⭐⭐⭐☆ 4/5 ("Четвёрка")
Сильные стороны:
✔️ Величественная архитектура и атмосфера — от фасада с квадригой Аполлона до золочёного зала, каждую деталь можно рассматривать бесконечно. Погружение в эпоху императорского театра абсолютное.
✔️ Богатейшая история и традиции — сцена, видевшая премьеры Гоголя и Островского, и уникальный Музей русской драмы превращают визит в настоящий диалог с прошлым.
✔️ Выдающиеся постановки — такие работы, как "Маскарад", демонстрируют высочайший уровень режиссуры, актёрской игры и сценографии.
✔️ Историческая лоджия — возможность подняться на центральный балкон, насладиться видом и ощутить себя частью светского раута — уникальное предложение театра.
Слабые стороны:
❌ Комфорт зрителя в зале — жесткие стулья в партере и неудобные диваны-амфитеатры делают просмотр длительного спектакля физическим испытанием.
❌ Проблемы с обзором с балконов — со многих мест на вторых рядах ярусов сцена практически не видна, что сводит на нет сам смысл посещения спектакля.
❌ Организация гардероба — организация работы гардероба оставляет желать лучшего. После окончания спектакля у его окон выстраивается длинная очередь, и это вынужденное ожидание существенно портит финальное впечатление.
❌ Буфет — цены в буфете, расположенном рядом с центральным балконом, довольно высоки.
Стоит ли идти?
Посетить Александринский театр, безусловно, стоит. Это обязательный пункт программы не только для театрала, но и для любого, кто хочет прикоснуться к истории Санкт-Петербурга. Сила воздействия театра такова, что ради нескольких часов в этой ауре величия можно простить ему многие недостатки. Однако идти нужно с правильными ожиданиями: выбрать спектакль с умом, тщательно подойти к выбору места и быть готовым столкнуться с некоторыми неудобствами. Это тот случай, когда ради Искусства с большой буквы можно и потерпеть. Ведь выходить на залитый огнями Невский после спектакля, испытывая лёгкую усталость и эстетическое удовлетворение, — это и есть настоящая магия Александринки.
Как вы думаете, должны ли современные театры, подобные Александринке, жертвовать аутентичностью ради удобства зрителей? Делитесь своим мнением в комментариях! 👇