Найти в Дзене

Инфант-изгой: как Фадрике Кастильский воевал против всех, включая свою корону.

Человек, чья биография состоит сплошь из пунктов «быть королём, но не стать» и «устроить всем сестрам по серьгам». Знакомьтесь, Фадрике Кастильский (1223–1277), он же сеньор, он же инфант, он же – вечный претендент. Этот благородный дон был сыном короля Фернандо III Святого и братом короля Альфонсо X Мудрого. И если вы думаете, что братская любовь – это про них, то вы жестоко ошибаетесь. Их отношения можно описать одной фразой: «один на троне, другой – в вечной оппозиции». Фадрике был этаким «вечным эмигрантом» при собственном дворе, только эмигрировал он не в Лондон, а к врагам короны – то к маврам, то к соседям-христианам. Молодость Фадрике прошла в тени великого отца, завоёвывавшего города у мавров. Но после смерти Фернандо III началось самое интересное. Его брат, Альфонсо X, человек хоть и прозванный Мудрым (за астрономические трактаты, а не за политические решения), с управлением государством ладил с трудом. А Фадрике, с его амбициями и правами на престол (ведь он был не только бр
Оглавление

Человек, чья биография состоит сплошь из пунктов «быть королём, но не стать» и «устроить всем сестрам по серьгам». Знакомьтесь, Фадрике Кастильский (1223–1277), он же сеньор, он же инфант, он же – вечный претендент.

Этот благородный дон был сыном короля Фернандо III Святого и братом короля Альфонсо X Мудрого. И если вы думаете, что братская любовь – это про них, то вы жестоко ошибаетесь. Их отношения можно описать одной фразой: «один на троне, другой – в вечной оппозиции». Фадрике был этаким «вечным эмигрантом» при собственном дворе, только эмигрировал он не в Лондон, а к врагам короны – то к маврам, то к соседям-христианам.

Молодость: Под знаком Льва... который вечно недоволен

Молодость Фадрике прошла в тени великого отца, завоёвывавшего города у мавров. Но после смерти Фернандо III началось самое интересное. Его брат, Альфонсо X, человек хоть и прозванный Мудрым (за астрономические трактаты, а не за политические решения), с управлением государством ладил с трудом. А Фадрике, с его амбициями и правами на престол (ведь он был не только братом, но и зятем предыдущего короля!), стал идеальной искрой для костра смуты.

Первый крупный конфликт вспыхнул в 1255 году. Причины? Деньги, власть, влияние – стандартный набор для семейной ссоры в королевской семье. Чем закончилось? Как водится, прощением. Но братская любовь после таких разборок, понятное дело, не крепла.

«Турне неверности»: Гранадский вояж и марокканские каникулы

И здесь Фадрике совершает свой самый знаменитый ход. В 1265 году, поссорившись с братом окончательно, он не просто надул губы. Он взял да и перебежал к... эмиру Гранады Мухаммаду I аль-Галибу! Представьте картину: кастильский инфант, крещеный христианин, становится военным советником и другом правителя мусульманского государства. Это всё равно что видный американский сенатор внезапно переметнулся в Пхеньян советником по идеологии.

-2

Но и этого нашему герою показалось мало. В 1272 году он, поссорившись уже с гранадским эмиром (талант поссориться со всеми у него был феноменальный), бежит дальше – к маринидскому султану Марокко Абу Юсуфу Якубу. И участвует в его походах против... кого бы вы думали? Правильно, против Кастилии, против своего родного брата! Вот это я понимаю – уровень семейной обиды!

Возвращение блудного брата: Хеппи-энда не будет

В 1274 году, после сложных переговоров, Фадрике всё-таки вернулся в Кастилию. Но не с повинной головой, а с условиями. Брат простил его, вернул владения. Казалось бы, вот он, шанс на спокойную жизнь!

Но нет. Уже в 1277 году Альфонсо X, уставший от вечных интриг и понимающий, что братец снова что-то замышляет, принял «окончательное решение». Фадрике был арестован в городе Тордесильясе и без лишнего шума казнен. Так завершилась жизнь человека, который мог бы стать кем угодно – кроме верного подданного и любящего брата.

-3

Так кем же был Фадрике Кастильский? Рыцарем без страха и упрёка? Нет. Хладнокровным предателем? Тоже не совсем. Он был продуктом своей эпохи – эпохи, где право сильного и личная амбиция часто значили куда больше, чем родственные узы и феодальная верность.

Он – ходячий парадокс. Христианский принц, воевавший под знамёнами Пророка против своих. Брат короля, ставший его злейшим врагом. Его жизнь – это не рыцарский роман, это готовая сценарий политический триллер с семейной драмой в центре сюжета. Он доказал, что быть «спарринг-партнером» короны – занятие смертельно опасное. Его история – вечное напоминание всем младшим братьям в истории: либо смирись, либо бей первым, но помни, что короли шутить не любят.