Найти в Дзене

Строим сильные сообщества через сторителлинг

В середине сентября 2025 года состоялась 24-часовая конференция Loop – The 24hr Global Community Summit, при поддержке сообщества CMX. В этой статье — краткий пересказ ключевых идей из выступления Andrea Dos Anjos Андреа рассказала, как полностью раскрыть потенциал сторителлинга для укрепления организаций и сообществ. Начнем с определений. Сторителлинг — это умение рассказывать истории с целью вызвать эмоции, вовлечь аудиторию и побудить её к действию. Именно такой метод, по ее словам, помогает превратить простых участников в активных членов сообщества. «Изменения происходят, когда люди чувствуют себя замеченными, услышанными и ценными.» — Андреа Дос Анхос Почему же сторителлинг так важен? Андреа выделила три силы историй: Автор поделилась некоторыми инструментами, которые можно применять на практике. «Истории повсюду, у всех нас есть история, которую можно рассказать.» — Андреа Дос Анхос Последняя часть выступления была посвящена безопасному и этичному сторителлингу. Важно помнить — э

В середине сентября 2025 года состоялась 24-часовая конференция Loop – The 24hr Global Community Summit, при поддержке сообщества CMX. В этой статье — краткий пересказ ключевых идей из выступления Andrea Dos Anjos

Андреа рассказала, как полностью раскрыть потенциал сторителлинга для укрепления организаций и сообществ. Начнем с определений. Сторителлинг — это умение рассказывать истории с целью вызвать эмоции, вовлечь аудиторию и побудить её к действию. Именно такой метод, по ее словам, помогает превратить простых участников в активных членов сообщества.

«Изменения происходят, когда люди чувствуют себя замеченными, услышанными и ценными.» — Андреа Дос Анхос

Почему же сторителлинг так важен? Андреа выделила три силы историй:

  1. Объединение. Повествование историй нужны не только для того, чтобы что-то рассказать. Они объединяют, вдохновляют и побуждают к действию.
  2. Создание доверие и чувство принадлежности. Они обладают силой соединять нас, потому что помогают узнать себя в других. Слушая чужой рассказ, мы осознаем собственные эмоции и мысли.
  3. Влияние на общественные процессы. Они могут влиять на политику, помогать привлекать финансирование и формировать общественные нарративы. Речь идет не только об индивидуальных историях, но и о создании коллективной истории сообщества.

Автор поделилась некоторыми инструментами, которые можно применять на практике.

  • Активное слушание — полное присутствие и включенность с другим человеком. Речь не о том, чтобы просто дождаться своей очереди высказаться, а о подлинном интересе и искреннем любопытстве к истории другого человека.
  • Внимание к эмоциям и мотивам. За каждым словом стоит какая-то потребность, переживание или мотив. Наша задача — распознать их, потому что именно этим люди хотят поделиться, и именно это побуждает их действовать.
  • Правильные вопросы. Задавайте открытые вопросы, которые стимулируют диалог. Они могут быть простыми, но очень действенными. Например: «Почему это для вас важно?», «Почему вы решили присоединиться к нашему сообществу?», «Как вы изменились?». Спросите о людях, с которыми они уже общаются. Таким образом у вас будут истории о вашем сообществе, которыми можно поделиться в социальных сетях вашей компании.
  • Открытость и уязвимость. Мы не можем ждать, что другие будут делиться с нами, если не готовы делать это сами. Покажите пример: будьте уязвимы и честны в своих историях. Тогда вы увидите, как люди в ответ станут делиться чаще.
  • Фиксация историй. Как только вы начинаете собирать истории, важно где-то их сохранять. Встройте это в свою регулярную работу, подумайте, как получать такие истории и разговоры снова и снова. Так вы тоже строите отношения и можете получить более ясное представление о вашем сообществе.
«Истории повсюду, у всех нас есть история, которую можно рассказать.» — Андреа Дос Анхос

Последняя часть выступления была посвящена безопасному и этичному сторителлингу. Важно помнить — это истории людей, а не ваши собственные. Безопасный сторителлинг — это, прежде всего, создание агентности. Только сам человек решает, что, как и кому рассказывать.

Всегда уважайте право на приватность. Андреа рекомендует постоянно перепроверять согласие людей, например, просить разрешение на использование истории до интервью, во время него и еще раз после подготовки материала. Так вы укрепляете доверие.

Также подумайте — как история повлияет на людей в вашем сообществе. Потому мы – вторая сторона диалога, мы перерабатываем истории. Как мы можем перевести все это в действие? Формулируйте запрос в соответствии с тем, что действительно важно людям в вашем сообществе.

Дайте людям право управлять своей историей и покажите, как она вплетается в общую историю сообщества. Когда человек видит, что его опыт стал частью общего контекста, это вдохновляет его на новые действия — и заряжает других делать тоже самое. В этом идея сторителлинга.

Сторителлинг — это социальная ткань сообщества. Каждая история — это шаг от разрозненной группы к сплоченному коллективу, основанному на общих ценностях и доверии.

Как отмечает Андреа, сила — не в одной громкой истории, а в множестве тихих голосов, которые наконец услышали. Задача комьюнити-менеджера — не говорить, а слушать; не создавать нарратив, а позволить ему родиться изнутри.

Поэтому спросите себя: какой вопрос я могу задать своей команде или сообществу сегодня, чтобы услышать их настоящую историю? Ваш первый искренний вопрос — это и есть тот шаг, с которого всё начнется.

Эта статья подготовлена Лабораторией комьюнити-менеджмента.

Переводчик: Александра Назмеева

Редакторы: Варвара Сякки, Илья Пономарев